Технологическая карта урока (конспект) по баскетболу


Технологическая карта урока физической культуры во 2  классе
Тема урока: Баскетбол.
Класс: 2 «Г»
Учитель физкультуры средней школы № 23: Лужков Дмитрий Александрович
Цели урока:  
Цель: сформировать у учащихся  представление о способах ведения мяча, передач и ловли мяча в баскетболе.                                                                                                 
- развитие физических качеств как условие укрепления опорно-двигательного аппарата и организации двигательной и спортивной деятельности (развитие ловкости, быстроты, согласованности и координации движений в баскетболе).
Задачи урока:
Образовательные задачи (предметные результаты):
 - повторить разновидности ходьбы и бега.
 - обучение и.п. стойки игрока баскетболиста.
 - обучение ловле и передаче мяча от груди двумя руками на месте, с шагом, с поворотом, с отскоком о пол.
- обучение технике ведения мяча на месте.
- познакомить со значением слов «ball», « basket».
 - развитие «чувства мяча» и координационных способностей.
Оздоровительные задачи: формирование правильной осанки, культуры двигательной активности обучающихся на уроке, развивать скоростно - силовые качества, быстроту реакции, точность движений, меткость;
 развивать скоростную выносливость.
Развивающие задачи (метапредметные результаты)
1. Формировать умение договариваться с со сверстниками в игровой и соревновательной деятельности (КУУД).2. Развивать умение планировать, контролировать и давать оценку двигательным действиям своим и одноклассников (РУУД).
3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, используя терминологию физической культуры (ПУУД).
Воспитательные задачи (личностные результаты):
- воспитание целеустремленности при выполнении ловли и передачи  мяча;
- формировать потребности и умение выполнять упражнения в соответствии с игрой в баскетбол;
- формировать самооценку и умение личностно самоопределяться в игровой и спортивной деятельности.
- формировать умение проявлять дисциплинированность, внимательность друг к другу, чувство взаимовыручки, творчество, упорство в достижении поставленных целей.
- развивать интерес к этому виду спорта.
Тип урока: образовательно-обучающий
Количество обучающихся: 26
Место проведения: спортивный зал средней школы №23
Дата проведения: 14.04.2016г
Продолжительность урока: 45 мин.
Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи, контуры, свисток.
Этапы урока Деятельность педагога Деятельность детей Универсальные учебные действия
1.Организационный момент
Цель этапа: эмоциональная,
 психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Проводит построение в одну шеренгу. Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета
1. Построение в шеренгу, приветствие. Напоминает ТБ при работе с мячом (при ловле мяча раскрывать пальцы рук, работая с мячом смотреть на мяч)
Выполняют построение, приветствуют учителя.
Слушают и обсуждают тему урока, отвечают на вопросы.
Слушают и запоминают правила по ТБ при работе с мячом.
Личностные: понимают значение знаний для человека;  имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника
а). рассказ о игре баскетбол знаменитые баскетболисты, история развития игры.
б). Вопросы:
 - Как переводится «баскетбол»?
- Где возникла игра?

- Сколько человек одновременно играет на площадке?
- Входит ли баскетбол в состав Олимпийских игр?
Вывод:
- Занимаясь баскетболом, вы станете быстрыми, сильными, ловкими, воспитаете в себе меткость, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке.
 Обсуждение цели урока.
- Хотите продолжить обучение приёмам игры?
 - Над чем нам нужно поработать, чтобы научиться играть в эту игру? Какие баскетбольные элементы необходимо применять в игре «Баскетбол»
 - Сегодня на уроке будем изучать: и.п. стойки игрока баскетболиста, технику ловли и передачи мяча на месте, ведение мяча на месте. Слушают информацию, рассматривают баскетбольные кольца, центральный круг отвечают как называется игра.
Отвечают на вопросы:
«Баскетбол»
(в переводе с английского «ball» - мяч, « basket»- корзина)
(Игра в баскетбол появилась в конце ХIХ века, ее создателем считается Джеймс Нейсмит, преподаватель одного из колледжей США. Он придумал для студентов новую игру которую назвал «Баскетбол».
(10человек 5игроков в одной команде и 5игроков в другой команде)
(В программу Олимпийских игр баскетбол включили в 1935г).
Отвечают на вопросы:
Уметь выполнять: и.п. стойки игрока баскетболиста, повороты в стойке игрока баскетболиста, технику ловли и передачи мяча на месте, ведение мяча, бросок мяча в кольцо. Познавательные: формируют ответы на поставленные вопросы.
Коммуникативные: Отвечают на вопросы, исправляют ошибочные варианты ответов своих одноклассников.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: Выполнить строевые команды.
Выполнить ходьбу и бег с произведением задания.
Дыхательные упражнения в ходьбе.
Самостоятельно провести ОРУ с баскетбольными мячами.
Даёт команды: «Направо!», «Налево в обход шагом марш!».
Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения.
Вопросы:
- С чего начинается каждый урок физической культуры?
 - Для чего нужна разминка?
3. Ходьба. Учитель даёт команду: «Шагом марш!».
Ходьба в колонне по одному: по диагонали на носках, руки вверх; на носках, руки в стороны; на пятках, руки за голову; в полуприсяде, руки на пояс; в присяде, руки на коленях; на внешних и внутренних сторонах стопы, руки на пояс; с высоким подниманием бедра, руки на пояс; с захлестыванием голени.
4. Учитель даёт команду:  «Бегом  марш!»
Бег: шаг с подскоком, шаг галопа правым и левым боком.
5.Ходьба: с выполнением дыхательных упражнений и получением баскетбольных мячей.
6. Перестроение из одной шеренги в 4 шеренги (расчет на «1», «2», «3», «4»).
Выполняют команды.
Выполняют бег, соблюдая дистанцию. Переходят на ходьбу.
Выполняют дыхательные упражнения в ходьбе.
Отвечают на вопросы:
(С разминки)
(Разминка: позволяет подготовить мышцы к выполнению физических упражнений, разогревает организм к предстоящей работе с мячом, защищает от получения всевозможных травм). 
Ходьба в колонне по одному: по диагонали на носках, руки вверх; на носках, руки в стороны; на пятках, руки за голову; в полуприсяде, руки на пояс; в присяде, руки на коленях; на внешних и внутренних сторонах стопы, руки на пояс; с высоким подниманием бедра, руки на пояс; с захлестыванием голени.
При выполнении упражнений в ходьбе сохраняют дистанцию 1 шаг.
Шаг с подскоком, шаг галопа правым и левым боком.
При выполнении упражнений в беге сохраняют дистанцию 1 шаг.
Ходьба: с выполнением дыхательных упражнений и получением баскетбольных мячей.
Построение в шеренгу. Расчитываются на «1», «2», «3», «4» и перестраиваются. Регулятивные: Выполнение организующих строевых команд, техники передвижения в ходьбе, беге. Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма.
Личностные:  активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей.
Регулятивные: планируют собственную деятельность и распределяют нагрузку в процессе её выполнения; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем
7.ОРУ
Общеразвивающие упражнения с баскетбольными мячами проводит ученик.
Упражнения выполняют с учётом корректировки учителя ОРУ.
Положить мяч на пол. Учитель проводит специальные упражнения для работы с мячом (разогревание кистей и пальцев рук):
И.П. – стойка ноги врозь, руки вниз;
на 1-4- скрестные движения рук с сжиманием и разжиманием пальцев рук – внизу;
на 1-4- скрестные движения рук с сжиманием и разжиманием пальцев рук – впереди себя;
на 1-4- скрестные движения рук с сжиманием и разжиманием пальцев рук – вверху;
на 1-4- скрестные движения рук с сжиманием и разжиманием пальцев рук – сзади.
2. И.П. – стойка ноги врозь, кисти рук в замок;
Круговые движения кистями рук вперед и назад.
3. И.П. – стойка ноги врозь, кисти рук в замок перед грудью;
На 1- руки выпрямить вперед, ладонями наружу;
2- и.п.
3- руки выпрямить вверх, ладонями наружу;
4- и.п. ОРУ с баскетбольными мячами проводит ученик.
Упражнения выполняют с учётом корректировки учителя ОРУ.
1.И.п. – о. с., мяч вниз
1 – мяч вперёд
2 – мяч вверх
3– мяч вперёд
4– и.п.
2. И. п. – стойка ноги врозь, мяч вперёд
1. поворот туловища вправо(мяч держать на уровне плеч)
2. и.п.
3. поворот туловища влево
4.и.п.
3.И.п. – стойка ноги врозь, мяч вверх
1 – наклон туловища вправо
2 – и.п.
3 - наклон туловища влево
4 – и. п.
4.И.п. - стойка ноги врозь, мяч на уровни груди между кистей рук, кисти рук направлены ладонями вниз, правая рука сверху на мяче, левая рука внизу
на 1–4 – вращение мяча кистями рук вперед;
на 5-8 - вращение мяча кистями рук назад.
5. И.п. - о.с., мяч вниз
1 – наклон вперёд, мячом коснуться пола
2 – присесть, мяч вперёд
3 – наклон вперёд, мячом коснуться пола
4 – и.п.
6. И.п. – стойка ноги врозь, мяч на полу между стоп ног;
1- не сгибая ног в коленях обвести вокруг правой, затем левой ноги мяч восьмёркой.
7. Прыжки
И.п. – о.с., мяч вниз
1 – прыжок, мяч к груди
2 – прыжок, мяч вверх
3 - прыжок, мяч к груди
4 – и.п.
8.Упражнение на восстановление дыхания
И.п. – о. с., мяч вниз
1 – мяч вперёд
2 – мяч вверх
– мяч вперёд
4– и.п.
Выполняют специальные упражнения для разогревания кистей и пальцев рук, повторяют за учителем.
И.П. – стойка ноги врозь, руки вниз;
на 1-4- скрестные движения рук с сжиманием и разжиманием пальцев рук – внизу;
на 1-4- скрестные движения рук с сжиманием и разжиманием пальцев рук – впереди себя;
на 1-4- скрестные движения рук с сжиманием и разжиманием пальцев рук – вверху;
на 1-4- скрестные движения рук с сжиманием и разжиманием пальцев рук – сзади.
2. И.П. – стойка ноги врозь, кисти рук в замок;
Круговые движения кистями рук вперед и назад.
3. И.П. – стойка ноги врозь, кисти рук в замок перед грудью;
На 1- руки выпрямить вперед, ладонями наружу;
2- и.п.
3- руки выпрямить вверх, ладонями наружу;
4- и.п. Личностные:
- взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: сформировать у учащихся представление о И.П. стойки игрока баскетболиста, о способах ведения мяча, ловли и передачи мяча в баскетболе. Обеспечивает мотивацию выполнения и создаёт эмоциональный настрой.
1.Чтобы научиться играть в баскетбол:
- нужно правильно держать мяч;
-выполнять И.П. стойки игрока баскетболиста;
- выполнять повороты в стойке баскетболиста (повороты позволяют укрыть мяч от соперника; различают повороты: вперед и назад; одна из ног принимает функцию оси вращения, другая нога выполняет шаги с одновременным поворотом туловища в сторону шага).
Упражнения выполнить с мячом фронтальным методом.
2.Обучение ловле и передаче мяча от груди двумя руками на месте, с шагом, с поворотом, с отскоком о пол.
Напоминает ТБ при работе с мячами (при ловле мяча раскрывать пальцы рук, работая с мячом смотреть на мяч)
Объяснение и показ техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди на месте.
- Для ловли руки выносятся навстречу летящему мячу, образуя соответствующую полусферу, в которую он может влететь. Как только кисти рук встречают мяч, они сгибаются мягким движением в направлении туловища. Сгибание рук обеспечивает амортизацию скорости полета мяча. В момент касания мяч не должен удариться о руки, так как руки должны начать сгибание несколько раньше.
- Передача мяча двумя руками от груди. Этот способ позволяет послать мяч точно и быстро на расстояние до 6 метров. В И.П. (в стойке баскетболиста) мяч находится на уровни груди. Разгибанием рук вперед от себя с одновременным разгибанием ног, активным движением кистей мяч выталкивается в нужном направлении.
Дает задание выполнить упражнение в парах: на месте, с шагом, с поворотом, с отскоком о пол.
- Обучение технике ведения мяча на месте.
Объяснение и показ техники ведения мяча на месте.
Ведение выполнять одной рукой из И.П. стойки игрока баскетболиста.
Контролирует  выполнение упражнений.
Упражнение выполнить фронтальным методом.

Игра в мини – баскетбол.
Выполняют имитацию стойки игрока баскетболиста без мяча и с мячом.
Выполняют повороты в стойке игрока баскетболиста вперед и назад.
Упражнения выполняют с учётом корректировки учителя.
Выполняют в парах ловлю и передачу мяча от груди двумя руками на месте, с шагом, с поворотом, с отскоком о пол.
Соблюдают технику безопасности в работе с мячом.
Ведение выполняют одной рукой из И.П. стойки игрока баскетболиста.
Упражнение выполняют фронтальным методом.
Организованно убирают баскетбольные мячи.
Слушают правила игры в баскетбол и играют в мини- баскетбол с соблюдением правил.
Проверка навыков игры в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия. Познавательные: Формирование ответов на вопросы:
- «Какие мы уже умеем делать упражнения с мячом?»
- «Как  называются и выполняются упражнения»
Коммуникативные: Управляют собственными эмоциями при даче ответов, при выполнении заданий.
Регулятивные: В игровой деятельности соблюдают правила игры.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; контролируют действия партнера; обмениваются мнениями.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.
Подводит обучающихся к выводу.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Отвечают  на вопросы:
- «Какие мы уже умеем делать упражнения с мячом?»
- «Как  называются и выполняются упражнения»,
Вспоминают и выполняют:
- стойку баскетболиста;
- Ловлю и передачу мяча двумя руками от груди;
- Ведение мяча на месте.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
 Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Итоги урока.
Цель этапа: способствовать формированию рефлексии
Построение учащихся в одну  шеренгу.
Перестроение в «4» шеренги.
Организует выполнение упражнения на координацию движения и на внимание. 
«Веселая зарядка».
Построение в шеренгу.
Постепенное приведение организма обучающихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и физиологической напряженности).
Осуществление рефлексии, самооценки, определение задач для собственного дальнейшего развития.
Подведение итогов.
Организованно покидают спортивный зал.
Выполняют построение в одну шеренгу.
Перестраиваются в «4» шеренги
Выполняют  упражнения на координацию движения и на внимание.
Повторяют за учителем «Веселую зарядку»
постепенно приводят организм в относительно спокойное состояние.
Осознают итог урока вместе с учителем через ответы на вопросы и анализ собственной деятельности:
«Что делали на уроке?
«У кого были затруднения?»
Дают оценку своей работе на уроке.
Обучающиеся анализируют свою работу.
Желающие говорят о том, как они себя оценили и над чем им надо еще поработать. Анализируют свою деятельность (оценивают свои достижения, чувства и эмоции, возникшие в ходе и по окончании работы).
Регулятивные: Оценивают свою работу на уроке путём сравнения собственного представления о оценке, с оценкой учителя. Адекватно воспринимают оценку учителя.
Личностные: Понимают значение полученных знаний.