Конспект урока биологии в 8 классе по программе В.В.Пасечника на тему: Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Лабораторная работа №4: «Микроскопическое строение кости».

Биология. 8 класс.
Учебное занятие № 12.
Дата: 12.10.2016 год
Тема. Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Лабораторная работа №4: «Микроскопическое строение кости».
Цели: 1. Раскрыть значение скелета и мышц; показать опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро - и микростроение костей, их классификацию.
2.Содействовать развитию у учащихся интереса к изучаемому материалу, формированию навыка работы с анатомическими таблицами.
3. Воспитывать аккуратность в работе с таблицами.
Оборудование: модели скелета, черепа, распилов трубчатых, губчатых и плоских костей; прокаленные на огне и вымоченные в кислоте трубчатые куриные кости; два штатива с двумя кольцами; компьютер, проектор, экран, диск для 8 класса, презентация;
для лабораторной работы на каждый стол: микроскопы, препараты костной ткани.

Ход учебного занятия:

I этап. Организационный. Обеспечить нормальную обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить учащихся для работы на учебном занятии.

II этап. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
1) К какому типу тканей принадлежит костная ткань?
2) Чем этот тип тканей отличается от других?
3) Какова роль мышц и костей в движении?
4) Какая система органов регулирует работу мышц?
5) Какие клетки образуют нервную ткань?
2. Индивидуальный опрос:
1) Рассказать о строении и функциях нейрона и нейроглии.
2) Нарисовать на доске нейрон и указать функции его частей: тела, дендритов и аксона.
3) Нарисовать на доске схему синаптической передачи и рассказать о том, как происходит передача информации от передающего нейрона к принимающему ее.
4) Привести пример рефлекса и изобразить рефлекторную дугу. Раскрыть функции рецепторов, чувствительного, вставочного и двигательного нейронов. 5) Провести опыт, выполнить инструкции преподавателя и с точки зрения прямых и обратных связей оценить результаты самонаблюдений.
Описание опыта. Вызванный к доске учащийся ставится правым боком к стене. Ему предлагают отвести влево левую ногу. Это сделать не удается, так как отклонить корпус вправо, чтобы сохранить равновесие, невозможно мешает стена. Затем ставится контрольный опыт. Учащийся по просьбе преподавателя отходит от стены и совершает указанное ранее действие. Учащиеся видят, что оно происходит в два этапа: на первом этапе корпус отклоняется вправо, куда переносится центр тяжести, на втором левая нога отрывается от пола и, согласно инструкции, отклоняется влево.
Анализ результатов. По прямым связям нервный сигнал направляется к мышцам, отклоняющим корпус вправо. По обратным связям от мышц к мозгу идет информация о выполнении первого действия. Только после этого от головного мозга по прямым связям поступает команда к мышцам левой ноги, и она отклоняется. Поскольку в первом случае из-за стены не удалось отклонить корпус вправо, по обратным связям прошла информация, заблокировавшая вторую часть действия.
2. Проверка выполнения задания №27-29, с.15-16 в рабочей тетради.
3. Подготовка к ОГЭ: тестирование по теме: «Рефлекторная регуляция».

III этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Ответы на вопросы учебника, с.46.
Постановка темы и цели учебного занятия.
Актуализация знаний.
Повторение сведений из курса 7 класса об особенностях наружного и внутреннего скелетов. Преимущества внутреннего скелета. (Беседа по материалу 7 класса.)
Скелет целостная система, состоящая из костей, хрящей, связок, которые объединяют его в одно целое; кости могут быть соединены подвижно с помощью суставов, что позволяет позвоночным животным и человеку совершать различные движения. В отличие от наружного скелета внутренний скелет растет вместе с телом.

IV этап. Усвоение нового материала.
1. Функции скелета и мышц: защитная, опорная, двигательная. Роль мышц и кистей в движении. (Беседа с использованием таблиц.)
2. Химический состав костей. (Беседа с использованием демонстрации костей: вымоченной в соляной кислоте, жженой и необработанной.)
3. Макроскопическое строение кости: надкостница, компактное и губчатое вещество, костномозговая полость, красный и желтый костный мозг. (Беседа с использованием таблиц, натуральных препаратов или их моделей.)

ФИЗМИНУТКА

4. Типы костей: трубчатые, губчатые, плоские. (Беседа с использованием демонстрации прочности двух бумажных моделей, положенных на кольца двух химических штативов. К середине модели подвешивается груз для определения ее прочности. Первая модель изготовляется из листа бумаги, сложенного в полоску, вторая модель из такого же листа бумаги, но свернутого в трубку.)
5. Рост костей в длину и ширину. (Беседа с демонстрацией распилов трубчатых костей. На натуральных препаратах можно показать полоски компактного вещества в тех местах, где ранее находились зоны роста кости в длину.)
6. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости». (Выполняется по инструкции учебника на с. 50 и оформляется в тетради, с.18, №34.)

V этап. Первичная проверка понимания.
1.Ответы на вопросы, с.49.
2. Выполнение заданий №30,31, с.17 в рабочей тетради с последующей проверкой.

VI этап. Информационный.
§10. Ответить на вопросы в конце параграфа, №32, с.17.

VII этап. Подведение итогов и оценка учебного занятия. Оценить качество работы класса и отдельных учащихся.

VIII этап. Рефлексия. Что понравилось на учебном занятии? Что не понравилось?








13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 215