Роль изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики, формировании пространственной ориентировки при выполнении рисунков


Итоговая работа. Педкампус.
Роль изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики, формировании пространственной ориентировки при выполнении рисунков.
Изобразительная деятельность в жизни умственно отсталого школьника занимает довольно большое место.
Умственно отсталые дети, как правило, до школы элементарным рисованием не овладевают из-за общего недоразвития познавательной деятельности, моторики (особенно тонких движений кистей и пальцев рук) и недостаточности взаимодействия анализаторов. Поэтому в пропедевтический период особое внимание направлено на формирование специальных двигательных навыков, развитие зрительно-двигательной координации, анализа формы и цвета окружающих предметов, их словесного обозначения. Происходит развитие работоспособности, целенаправленности графических действий, внимания, наблюдательности.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Изобразительная деятельность является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами
Рисование часто применяется в работе и на других уроках: естествознания, географии, чтения, арифметики. Элементы изобразительной деятельности используются на уроках ручного труда и включаются в трудовое обучение в старших классах (особенно при отделке работ по дереву, швейных, переплетных, картонажных и других изделий). Во внеурочное время под руководством воспитателей учащиеся тоже рисуют (зарисовки во время и после экскурсий, оформление дневников наблюдений, стенгазет, школьных праздников, тематическое рисование). Во многих коррекционных школах работают различные кружки: рисования, керамики, художественной резьбы, выжигания по дерену, «Умелые руки» и др. На протяжении обучения в коррекционной школе умственно отсталые школьники осваивают много практических умений, необходимых для отражения в рисунке окружающих предметов. Совершенствуются глазомерные навыки, зрительно-двигательные координации, целенаправленный анализ и др.
Двигательный компонент изобразительной деятельности умственно отсталых детей должен изучаться в условиях самой этой деятельности с учетом общих закономерностей развития произвольных движений, свойственных всем детям, и особенностей, обусловленных дефектом. Характер двигательного компонента выступает уже из данных о развитии моторики умственно отсталых детей, полученных в результате се изучения различными специалистами.
Развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: лепка, аппликация, конструирование, и т.д. Благодаря изобразительной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Пространственная ориентировка в процессе рисования
Недостаточность пространственной ориентировки, свойственная детям - олигофренам, нередко квалифицируется как один из наиболее распространенных сопутствующих дефектов. В процессе организации простого рисунка на листе бумаги ребенок сталкивается с несколькими пространственно-ориентировочными задачами. Требуется умение находить и определять правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа, его середину, соотносить вертикальную и горизонтальную оси изображения с линиями, ограничивающими лист в этих направлениях. Нужны навыки произвольного проведения линий в определенных направлениях и определенной протяженности, умения правильно оценивать расстояния, соизмерять величину изображений с форматом листа. Эти умения во многом общи с теми, которые лежат в основе пространственной организации письма, различных работ по ручному труду и т. д. Изучение связанных с этим затруднений и поиск наиболее рациональных и быстрых путей их преодоления полезны не только для повышения эффективности обучения рисованию.
Декоративное рисование позволяет развивать умение использовать принцип пространственной обратимости. Для этого целесообразно, например, дать половину орнамента, декоративного рисунка, разделенного по диагонали, по вертикальной или горизонтальной оси. Детям в таких случаях предлагается дополнить рисунок, нарисовать недостающую половину (или другую часть: треть, сектор, если дается орнамент в круге, и т.д.). Умственно отсталые дети часто не могут дать точное словесное описание того, как они ориентируются на плоскости (на бумаге) и относительно изображаемых предметов. Они очень медленно осваивают развернутые (особенно многокомпонентные) характеристики, отражающие пространственные отношения предметов, например, вместо: «в правом верхнем углу»; «почти рядом, но немного левее»; «оправа от нижнего» и пр., они предпочитают неопределенные обозначения типа: «там», «здесь», «туда» и т. п. Поэтому следует по возможности тренировать учащихся в употреблении более точных и развернутых указаний на положение предметов в пространстве, в составлении описаний направления движений, проведения линий. Такая работа несомненно полезна для уточнения ориентировки на листе.
Анализ многочисленных рисунков умственно отсталых детей (особенно — тематических) свидетельствует о том, что если учащихся интересует, увлекает тема и содержание, если они понимают смысловые связи; изображаемых объектов, то повышается и качество пространственной ориентировки. Стремление выполнить рисунок красивее, правильнее не только способствует более адекватному отражению пространственных отношений. При этом улучшается пространственная организация рисунка на плоскости листа, его композиция. Можно выделить два направления изучения особенностей и коррекции недостатков пространственной ориентировки, проявляющихся в рисовании у умственно отсталых учащихся: 1) изучение развития умения ориентироваться в пространстве листа бумаги; 2) анализ процесса ориентировки в пространственных отношениях изображаемых предметов.
При обучении умственно отсталых учащихся воспринимать, анализировать и воспроизводить пространственные отношения предметов следует уделить большое внимание их словесному обозначению. Одной из эффективных форм этой работы являются изобразительные диктанты.