ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


УДК 37:001.76
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Макитова Мара Жумабековна,
начальник отдела методического
обеспечения инновационного развития
филиала АО НЦПК «Өрлеу»
«ИПК ПР по Акмолинской области»
makitova63@mail.ruАннотация. В статье рассматривается содержание инновационной деятельности педагога в условиях обновления содержания образования, предложены способы повышения ее эффективности.
Аңдатпа. Мақалада білім беру мазмұнын жаңарту жағдайында педагогтың инновациялық қызметі қарастырылған, оның тиімділігін арттыру тәсілдері ұсынылды.
Annotation. The article discusses the contents of innovative activity of the teacher, in terms of renovation of educational content, methods to improve its efficiency.
Ключевые слова: компетенция, требования,творчество, деятельность, внедрение,опыт, обучение.
Түйінді сөз: құзырет, талаптар, шығармашылық,қызметі,енгізу, тәжірибе, оқыту
Keywords: competence, requirements, work, activities, implementation experience, training
С момента обретения Независимости мы по-новому взглянули на деятельность выдающегося просветителя, педагога, поэта, общественного деятеля, прогрессивного мыслителя Ыбрая Алтынсарина. Только теперь мы понимаем его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезны своему народу. Именно эти посылы очень важны и необходимы современному Казахстану.  Его слова, сказанные в позапрошлом веке, стали актуальными для нас на заре Независимости. «Школы – это главная пружина образования казахов, на них и в особенности на них надежда, в них же и будущность казахского народа», – писал просветитель. Ему, как просветителю, был присущ путь знаний и вера в то, что знания – это основа развития общества и каждой человеческой индивидуальности, что от учителя зависит успех школы, будущее народа.
В условиях смены парадигмы общественного развития, перехода к информационному обществу, повышения требований к интеллектуальным параметрам работника инновационная деятельность в сфере образования обретает новый смысл. Именно инновационное образование подготовит человека к жизни в динамичных, быстроменяющихся условиях, а также позволит профессионалу участвовать в позитивной трансформации мира. Инновационная деятельность педагога в условиях обновления содержания образования – это деятельность, направленная на освоение, разработку, внедрение и распространение новых идей, содержания, технологий обучения учащихся для достижения нового качества образовательного результата, в том числе развитие у учащихся инновационной способности, которая является одной из составляющих профессиональной компетентности педагога. На сегодняшний день с целью повышения конкурентоспособности образования и науки, развития человеческого капитала для устойчивого роста экономики принята Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, в которой рассматриваются основные направления, пути достижения поставленных целей и соответствующие меры. В связи с этим организации образования должны системно рассматривать вопросы повышения эффективности своей деятельности, чтобы выдержать борьбу за потребителя своих услуг. Образовательная среда, в которой работает педагог становится воистину конкурентной и является одной из составляющих инновационной деятельности педагога. Решающее влияние на все этапы процесса обучения оказывают информационные технологии: от предоставления учащимся знаний, умения и навыков до контроля их усвоения. Использование широкополосного Интернета и внедрение электронных образовательных ресурсов обеспечивают такие важнейшие характеристики обучения, как качество, избирательность материала, учет индивидуальности, постоянный контроль и самоконтроль усваиваемости материала.
Для того чтобы занять лидерское место в борьбе за качество образовательных услуг, кроме информационных технологий еще необходимо от педагогов использование в образовательном процессе и других педагогических технологий: исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной (дискуссионной), имитационного моделирования (игровой), психологической (самоопределенческой), деятельностной, рефлексивной, проектной которая объединяет все названные технологии. Данные технологии направлены на формирование у учащихся универсальных методов деятельности, которые включают в себя общие методы организации (постановка проблемы, формирование цели, конкретизация цели в задачах, выбор средств решения задач, их использование, самоконтроль, самооценка), системный подход, прогнозирование, моделирование, проектирование.
Еще одной из составляющих инновационной деятельности педагога являются обучающиеся, учащиеся. В условиях обновления содержания образования учитель не дает готовую информацию и не задает алгоритм запоминания нового материала, учащиеся получают ее можно сказать самостоятельно. Учитель дает проблему, источники информации, объясняет как можно решать, а учащиеся сами ищут алгоритмы, рассуждают, высказываются, методом проб и ошибок ищут альтернативные пути, сообща проводят исследования, защищают проекты. Учитель всегда рядом, но он только направляет и помогает им. Посредством обсуждений у учащихся формируется ответственность, дети учатся приспосабливаться к жизни в современном мире, перестраиваться под изменяющиеся условия. Современного ребенка надо учить так, чтобы у него появлялось здоровое тщеславие, тяга к лидерству. Чтобы ему было интересно и почетно считаться умным. Необходимо подготовить полноценного образованного школьника, готового к самореализации в дальнейшей жизни.
Переход на обновленное содержание образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Таким образом, обновление структуры образования, заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и перехода к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников. Введение системы критериального оценивания требуют от педагогов,  всестороннего  и объективного  оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. Транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания, обновленное содержание образования учитывает и положительный опыт традиционного. Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся.
В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире. Повышение профессиональной компетентности учителя, которая включает в себя не только научно-теоретическую, методическую и психолого-педагогическую подготовку, позволяет учителю обеспечить успех во всем – и в достижении качества преподавания, а значит и в повышении качества обученности учащихся, и в повышении своего социального статуса и во многом другом. То есть учитель сам творец своего личностно-профессионального становления. Таким образом, овладение преподавателем инновационной деятельностью, активизирует его стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала. Ведь только качественное образование, его ценности, мастерство и профессионализм педагогов определяют будущее общества.
Список литературы
Государственная программа развития образования и науки на 2016-2019 годы (Указ Президента РК №205 от 1 марта 2016 года)..Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации.
Молчанов С.Г. Интеграция методической работы в системе повышения квалификации кадров.
Молчанов С.Г. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2001.-122 с.
Интернет сайт: www.trainings.ru