Волонтерское движение в школе как инновационная деятельность социального педагога


Волонтерское движение в школе
как инновационная деятельность социального педагога
Пилипенко Татьяна Анатольевна, социальный педагог МБОУ БГО Борисоглебской СОШ № 4
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский

Одним из направлений работы социального педагога в школе является использование современных инновационных технологий, методов и форм в организации социально-педагогической деятельности. Социальный педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию, положительно влияет на качество воспитания подрастающего поколения, создает условия для духовно - нравственного развития детей, формирует у них активную жизненную и гражданскую позицию, осуществляет к ним личностно – ориентированный подход.
Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественным детско – педагогическим движением. Таким движением в общеобразовательном учреждении стало волонтерское движение среди учащихся, достигших возраста 14 лет, под руководством социального педагога. И действительно, в период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, насилия рекламы и подмены ценностей, ребенок каждый день должен противостоять соблазнам жизни, негативным влияниям окружающей среды, уметь сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию. Именно поэтому в общеобразовательном учреждении стало актуальным проведение комплексной работы по профилактике асоциальных явлений в подростковой среде, которая не ограничивалась бы информационно - просветительской деятельностью, а способствовала бы их разностороннему развитию и становлению личности, включению в актуальную для них и для общества деятельность, способствующую формированию активной позиции по отношению к актуальной проблеме.
Волонтерское движение в настоящее время развивается довольно бурно. И одна из причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка, чем навязанная извне.
Любая инновационная деятельность в сфере воспитания определяется специфическими приемами и технологиями, направленными на повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей.
Рассмотрим их.
Личностно ориентированные технологии. Сюда относят технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом собственной деятельности, т.к. принимают активное участие в организации школьных и городских акций по ЗОЖ, флеш – мобов, областных конкурсах творческих работ «Краски жизни», «Сделай свой выбор» и др. Одним из положительных моментов этой технологии является привлечение к творческой деятельности детей «группы риска». Следовательно, дифференцированный подход осуществляется на индивидуальном уровне.
Информационные технологии. Компьютер используется для иллюстрации материала при проведении модуль – тренингов, тематических мероприятий, Интернет уроков, интерактивных игр, социально – психологического тестирования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, в режиме on-line. Оформление информационных буклетов, листовок позволяет учащимся высказать свое негативное отношение к социальным проблемам. Работа волонтерского объединения находит свое отражение в социальных сетях. Имеется регистрация в ВК («В контакте»). Это необходимо для привлечения новых учащихся и обмена информацией.
Интерактивные подходы. Модуль – тренинги содержат интерактивные упражнения, направленные на изучение нового. В ходе таких занятий детям предлагается выполнить различные творческие задания, обсудить сложные дискуссионные вопросы и проблемы, наметить пути их решения через «дерево решений», «мозговой штурм». Интерактивные игры, встречи со специалистами позволяют посмотреть на проблему с другой стороны.
Работа в малых группах - одна из популярных стратегий, т.к. она активизирует подростков. Каждый ребенок принимая участие в обсуждении поставленного вопроса, высказывает свое мнение, предположение. Дети в этот момент практикуют навыки сотрудничества, межличностного общения.
Равное обучение – один из самых эффективных профилактических приемов. Это процесс обмена информацией, навыками и приемами между учащимися и старшеклассниками – волонтерами. Восприятие информации будет эффективнее, если она навязывается не извне от педагога, а от ребенка, принадлежащего к одной возрастной группе. По принципу «равный – равному» волонтеры передают сверстникам информацию в ходе модуль – тренингов, акций, в выступлениях на сцене, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, они обучаются сами. Работа в волонтерской команде помогает подросткам поменяться внешне и внутренне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сам подросток приобретет самоуважение, становится уверенным, привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни ему будет проще общаться, взаимодействовать, включаться в любую деятельность, он будет уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ученик обучает другого ребенка. Коммуникация двух учеников происходит в форме диалога.
Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы.