Инновационная деятельность педагога в современных условиях.


Инновационная деятельность педагога в современных условиях
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Особое внимание уделено собственной методической системе учителя.
Работа по собственной методической системе позволяет сформировать свободную личность, умеющую самостоятельно добывать и применять знания, видеть проблемы и решать их, чётко планировать действия, сотрудничать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности. Это соответствует требованиям, которые государство предъявляет к современным выпускникам начальной школы.
Главной целью моей методической системы является формирование компетентности школьника через создание индивидуального вектора развития на основе применения инновационных технологий обучения. Для меня, как учителя, важно полное раскрытие творческого потенциала личности ребенка. Обучение на моих уроках должно быть комфортным для детей с разными наклонностями и способностями.
При этом функции учителя варьируются от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Школьник, используя право выбора путей индивидуального развития, планирует свою учебную деятельность, ставит перед собой цели и достигает их. Такая форма обучения позволяет вести более полный учёт потребностей, интересов и способностей ученика, построить индивидуальную траекторию его развития.
Рассмотрим компоненты собственной методической системы:
1. Целевой компонент.
Основным компонентом, образующим методическую систему, выступает цель, которая соответствует государственным образовательным стандартам, социальному заказу общества, образовательной программе и представляет единство четырех составных:
Образовательная цель: формирование целостной системы знаний, необходимой для самостоятельной практической деятельности; развитие индивидуальной интеллектуальной сферы школьника.
Развивающая цель: развитие интеллектуальной и творческой сферы ученика.
Воспитательная цель: профилактика искажений и формирование высоко нравственных ценностей обучающегося.
Социализирующая цель: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, формирование адекватной самооценки (уверенность в своих силах).
Цель в свою очередь определила и все другие компоненты.
2. Технологический компонент.
Фактором повышения качества обучения выступает интеграция современных эффективных технологий обучения.
В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который направлен на формирование УУД младших школьников.
Цель деятельностного подхода – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Это означает, что для развития способностей ребенка необходимо, в первую очередь, создать условия, провоцирующие действие.
Системно-деятельностный подход в обучении реализую с помощью:
Технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Технологии проблемного обучения.
Технологии развития творческого воображения путем решения изобретательских задач.
В русле поисков современных подходов к обучению, на мой взгляд, заслуживает внимание построение урока, выдержанное в технологии критического мышления.
Критическое мышление предполагает способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Для этого необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.
В процессе обучения организую чёткую систему диагностики и оценивания, стимулирующих стремление к личностному росту и познавательной деятельности. В своей практической деятельности применяю определённые формы контроля уровня достижений обучающихся (наблюдение, беседы, экспертные оценки педагогов по другим предметам, анализ творческих и исследовательских работ, результаты выполнения диагностических заданий, анкетирование, тестирование, портфолио).
Обобщая свой опыт, в августе 2013 года я провела мастер-класс по теме: «Применение приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе» в рамках курсов повышения квалификации учителей начальных классов по теме: Формирование функциональной грамотности младших школьников средствами учебных предметов на основе ФГОС НОО», проводимых ГБОУ Краснодарского края ККИДППО.
Педагогическую модель «обучение через открытие» я реализую, применяя технологию проблемного обучения.
Работу осуществляю в режиме совместного поиска решения проблемных ситуаций. Девиз деятельности:
«Если что-то я не знаю, но хочу узнать,
Не ленюсь, не унываю, главное – начать».
Основу обучения вижу в знакомстве учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих формированию гипотезы с последующим поиском доказательства верности выдвинутого предположения.
Включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность позволяет мне успешно развивать навыки решения творческих задач, учить поиску, анализу и интерпретации информации, формировать мотивацию к обучению, помогать им в самоорганизации и саморазвитии.
Элементы проектно-исследовательской деятельности я использую на уроках, но основная работа проводится во внеурочной и внеклассной деятельности на занятиях кружка «Моя Вообразилия» и с помощью социального проектирования.
Проблемную ситуацию создаю специально, применяя особые методические приемы:
подведение учащихся к противоречию и предложение самим найти способ его разрешения;
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
рассмотрение явления с различных позиций;
побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
постановка проблемной задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим) и др.
Организация индивидуальных и групповых ученических исследований и специально разработанные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, а также коллективные социальные проекты дали вполне конкретные результаты, а именно:
- повысился уровень знаний и умений учащихся;
- изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей;
- стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
- повысился уровень воспитанности учащихся.
- в период с 2011 по 2016 год ученики под моим руководством успешно подготовили исследовательские работы и представили их на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.
Одним из направлений проектной деятельности моих учеников является социальное проектирование. Так в течение трех последних лет мы работали над темами:
-«Экология природы – экология семьи»;
- «Мы – за чистый город»;
-«Книжкин дом»;
- «Развитие спорта в России».
Особенностью реализации проектов явилось то, что к деятельности привлекались как успешные дети, так и дети, имеющие трудности в общении и обучении.
Результатом работы считаю:
- сформированность практических навыков трудового обучения школьников;
- воспитание непримиримого отношение к фактам потребительского отношения к природе;
- активное формирование таких востребованных сегодня качеств личности, как целеустремленность, ответственность, лидерство и воля к победе, и в то же время, умение работать в команде, взаимоподдержка, взаимовыручка, взаимоуважение. 
В апреле 2013 года я представила опыт работы по теме: «Использование проблемно-диалогической технологии при обучении учащихся в начальной школе» на межрегиональной научно-практической тьюторской конференции «Тьюторское сопровождение в системе общего образования: индивидуализация современного образования», организованной ГБОУ Краснодарского края ККИДППО.
3. Организационный компонент представлен такими формами обучения как: основная – урочная, дополнительная – внеурочная
Рассмотрим кратко каждую отдельно:
Урочная форма является основной частью моей методической системы, так как позволяет реализовать системно-деятельностный подход и развивающее обучение. При планировании современного урока я использую работы М.М. Поташника «Требования к современному уроку» и «Конструктор современного урока». Цель урока определяю через конечный результат с учетом места урока в системе, возрастных особенностей и уровня подготовки обучающихся. Важное значение имеет стиль взаимного общения. Специально для конкретного урока и класса выбираю адекватные и эффективные содержание, методы, темп работы. В моей методической копилке преобладают медиауроки с использованием интерактивной доски и компьютера, проблемно-эвристические уроки.
Разнообразие типов и форм моих уроков я систематизировала в таблицу. Такой набор современных уроков не только пробуждает интерес к обучению, но и повышает его качество.
Классификация уроков
Основные типы уроков
Формы уроков Уроки «открытия» нового знания Уроки отработки умений и рефлексии Уроки
общеметодологи-ческой направленности Уроки развивающего контроля
Уроки-экспедиции Ролевые игры Уроки-соревнования Уроки-зачеты
проектов
Работа научной лаборатории Практикумы Игры: «Эрудит»
«Счастливый случай» Защита творческих работ
Уроки исследования Уроки-
проекты Уроки-конкурсы Творческие отчеты
Интегрирован-ные уроки Тестирование
Викторины
В целях получения внешней оценки и независимого мониторинга разработанные авторские сценарии медиауроков представляю на муниципальном, региональном, всероссийском конкурсах. Так в декабре 2014 года заняла 2 место на очном этапе всероссийского конкурса «МЛУ» в Москве.
Внеурочная форма обусловлена в основном интересами и потребностями ребенка. При правильной организации она играет важную роль в его индивидуальном развитии, выявлению интересов и увлечений ребенка. Для меня важно помочь ребенку максимально проявить свои личностные качества. В моем классе функционирует общество краеведов «Моя малая родина» в рамках школьного научного общества и клуб путешественников «По морям к родным причалам».
С целью рационализации и оптимизации работы по формированию креативных способностей младших школьников мной разработан, апробирован, внедрен в учебно-воспитательный процесс начальной школы и опубликован, как авторское издание, учебно-методический комплект, который включает программу курса внеурочной деятельности «Моя Вообразилия», методические разработки, рабочую тетрадь для учащегося на печатной основе с использованием теории и практики ТРИЗ-педагогики, содержащие справочные материалы и разнообразные задания для осуществления самостоятельной творческой деятельности, позволяющие повысить качество образования.
Создавая ситуацию (игровую, соревновательную), привлекательную для творчества, инициирую фантазию, воображение, неординарность технических решений: «Волшебные превращения человека», «Новый взгляд на старые вещи», «Прокатись на машине времени» и т.п.).В течение года провожу такие виды контроля, как выставки, спектакли, конференции, оформление портфолио. Дважды в год – проверочные работы, позволяющие оценить эффективность обучения. Предусматривается система оценивания по критерию новизны, по уровню оригинальности.
Диагностический инструментарий позволил отследить реализацию поставленных целей за 3 года. В процессе исследования была использована методика Е. Е. Туник «Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты» по изучению вербального творческого мышления, а так же «Опросник креативности» Джонсона. Уже сейчас отмечена положительная динамика.
Данный УМК в 2013 году принёс мне победу на краевом конкурсе методических разработок, направленных на формирование УУД с учётом требований ФГОС НОО в номинации «Лучший учебно-методический пакет»:
Свой опыт работы я обобщила:
- в декабре 2013 на краевой научно-практической конференции «Изучение и распространение опыта инновационной деятельности педагога как ресурс развития системы образования Краснодарского края, организованной ГБОУ Краснодарского края ККИДППО.
- в феврале 2014 года, проведя мастер-класс по теме: «Учебно-методический комплект по внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики в свете реализации ФГОС НОО» в рамках Всероссийского форума педагогов развивающего обучения «Система Л.В. Занкова: инновационное образовательное пространство» в Санкт-Петербурге.
Рефлексивный компонент. Мониторинг – неотъемлемая часть моей методической системы. Он проводится регулярно с целью совершенствования системы и её развития. Для мотивации учеников он состоит из различных заданий на выбор.
Мониторинг качества обучения включает разные формы и способы развития ученика, в основе которых лежит индивидуальный подход. Объективность оценивания определяется следующими факторами:
Например, по итогам проектной деятельности на уроке обучающиеся отвечают на следующие вопросы рефлексии:
Какие роли ты выполнял при подготовке мини-проекта?
Чему ты научился в процессе работы над проектом?
Где ты можешь использовать полученные умения?
Как эти умения помогут тебе в будущем?
По итогам внеурочной проектной деятельности очень часто предлагаю обучающимся закончить предложение: «Для меня участие в проекте – это…».
Моя методическая система сложилась в течение нескольких лет, она эффективна и востребована профессиональным сообществом.
Я, как учитель, всегда открыта новому знанию, стремлюсь к профессиональному росту и совершенствованию педагогического мастерства. Путь самообразования намечаю, ориентируясь на приоритеты системы российского образования и познавательные потребности учащихся. Успешно участвую в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
В подтверждении этому – систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта, которая ведется по следующим направлениям:
Публикации в научно-педагогической прессе, изданиях регионального и федерального уровня;
Собственные авторские печатные публикации, отражающие отдельные компоненты моей методической системы.
Электронные публикации методических материалов на сайтах сетевых профессиональных сообществ: nsportal, УчМет, ИНФО УРОК и др.
Для меня главными критериями наличия и эффективности методической системы являются высокие результаты моих учеников:
Несмотря на продолжительный стаж работы, я испытываю приятное волнение, встречая своих учеников, так как нам предстоит совершать открытия, разрешать новые проблемы, радоваться нашим успехам, учиться друг у друга. Ведь главное для педагога – увлечь детей, показать значимость творческого поиска в их деятельности, вселить уверенность в своих силах.