Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации Я — первоклассник!


Принято
на заседании Педагогического совета
МОУ Новомалыклинская НОШ
Протокол № 2
от 10 сентября 2015 года Утверждаю:
Директор
МОУ Новомалыклинская НОШ З.Д.Трубина
Приказ № 211
от 14 сентября 2015 года
Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования
Муниципального общеобразовательного учреждения
Новомалыклинская начальная общеобразовательная школа
на 2015-2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование коррекционно- развивающего курса в соответствие с программой психолого- педагогического сопровождения образовательной деятельности Коррекционно-развивающие занятия по программе психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации
«Я – Первоклассник!»
Указание параллели , класса, учащегося 1 А класс
Количество часов в неделю, в год 1 час в неделю, 24 часа в год
Срок реализации программы 2015-2016 учебный год
Программа (примерная или авторская), на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания) Программа сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников к школе Е.А. Васильевой.
Учебно- методический комплект, на основе которого реализуется рабочая программа Фамилия, имя и отчество разработчика рабочей программы, квалификационная категория Долгова М. И. – педагог-психолог,
без категории (молодой специалист)
Название населённого пункта село Новая Малыкла
Год разработки программы 2015
Программа рассмотрена на заседании психолого- медико- педагогического консилиума Протокол № 2 от 10 сентября 2015 года
Согласовано Заместитель директора по УМР
Еремеева О.А.
Содержание
1. Указание вида материалов, обоснованного описанием проблемной ситуации, на решение которой она направлена 3 стр.
2. Описание участников разработки 3 стр.
3.Описание целей и задач разработки 3 стр.
4.Научные, методологические и методические основания разработки 4 стр.
5.Обосноание необходимости реализации данной разработки для достижения указанных целей и решения поставленных задач 6 стр.
6.Структура и содержание материалов 6 стр.
7.Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники__________________________________________________________ ____ 25 стр.
8.Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы______________________________________________________________26 стр.
9.Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников разработки_____________________________________________________________ 26 стр.
10. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов)________________________27 стр.
11. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы_______ 27 стр.
12. Сроки и этапы реализации программы______________________________29 стр.
13. Ожидаемые результаты реализации разработки_____________________ _30 стр.
14.Система организации внутреннего контроля за реализацией разработки__ 30 стр.
15. Критерии оценки достижения планируемых результатов______________ 30 стр.
1.Указание вида программы, обоснованного описанием проблемной ситуации, на решение которой она направлена.
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Я - первоклассник» – программа, направленная на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность.
Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
2.Описание участников программы.
1)Учащиеся 1 классов (средний возраст 7 лет).
2)Родители учащихся.
3)Педагоги образовательного учреждения.
3.Описание целей и задач программы.
Цель: предупреждение и снижение тревожности первоклассников, преодоление явлений дезадаптации; благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Задачи:
Создание условий для социально-психологической адаптации первоклассников.
Выявление детей с проблемами адаптации, источников дезадаптации.
Разработка программы индивидуального психологического сопровождения (при необходимости).
Оказание консультативной помощи участникам образовательной деятельности.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
Развитие навыков общения.
Развитие познавательной активности.
4.Научные, методологические и методические основания программы.
Теоретико-методологические принципы программы:
Принцип ранней психолого-педагогической поддержки
Принцип предполагает, что подготовка человека к сложным жизненным ситуациям должна осуществляться на всех этапах его развития. И чем раньше начнется эта подготовка, тем более адаптированным к трудностям будет человек, тем выше его стрессоустойчивость и успешнее социальная адаптация.
Принцип профилактической направленности основан на теории проактивного совладания.
Проактивное, или опережающее совладание (proactive coping) рассматривается как попытка человека предвосхитить потенциальные стрессоры и действовать упреждающе с целью профилактики и нивелирования их негативного влияния. Поэтому, в программе детям предлагается проиграть потенциально стрессовые ситуации а также, проработать свои эмоции и чувства, связанные с ними.
Принцип деятельностного подхода
Данный принцип рассматривает психолого-педагогический процесс как деятельность в связи с решением проблемных ситуаций. Предполагается стимулирование детей на активное разрешение проблемных ситуаций и социальное взаимодействие. Основным способом реализации этого принципа является организация и стимуляция активной деятельности детей, в ходе которой создаются условия для ориентировки в сложных и опасных ситуациях. Этот подход сформирован на базе психолого-педагогических концепций отечественных ученых Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и др.
Принцип единства диагностики и коррекции
В ходе коррекционно-развивающей работы должен осуществляться контроль за динамикой и эффективностью ее выполнения. Эффективная коррекционно-развивающая работа базируется на тщательном диагностическом исследовании, поэтому диагностический этап предшествует коррекционно-развивающей работе и дает психологу объективную картину личностного развития детей.
Принцип гуманистической направленности и дифференцированного подхода
Работа по формированию навыков совладающего поведения строится на основе дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Предполагается использование разнообразных игр и упражнений (в том числе изобразительное творчество) на совместное взаимодействие детей (и взаимопомощь) в проблемной ситуации. Кроме того, предусматривается развитие у детей гуманных чувств и децентрации: чувства сопереживания (эмпатии) и способности оказать поддержку не только себе, но и другим людям, попавшим в трудную ситуацию.
Принцип художественно-коррекционной направленности
Этот принцип предполагает использование арттерапевтических техник, направленных на решение эмоциональных и поведенческих проблем детей. Средства арттерапии наиболее эффективны в коррекции негативных эмоциональных состояний, связанных со стрессом. Применение коррекционных сказок и театрализованных игр помогает детям сформировать и адекватное поведение в сложной ситуации.
Принцип комплексного подхода
Для успешной психолого-педагогической работы необходимо привлечение ближайшего социального окружения ребенка – родителей, педагогов. Комплексная работа специалистов и родителей способствует успешной коррекции эмоциональных и поведенческих проблем, а также развитию личности ребенка, повышению его социальной компетентности.
Одна из целей школьного психолога в работе с учениками 1 класса - содействие адаптации ребенка к школе. Выделяют три уровня адаптации ребенка к школе:
Высокий уровень адаптации — норма. К ней относятся социально адаптированные дети, т.е. дети, которые успешно, не испытывая серьезных трудностей, справляются с учебной нагрузкой, коммуникабельны в общении с преподавателями и сверстниками, не имеют значительных отклонений в состоянии психического и соматического здоровья.
Средний уровень адаптации — это группа риска возникновения школьной дезадаптации. К ней относят детей, имеющих сферу неблагополучия личностного плана; повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку. Эти дети могут успешно справиться с учебной нагрузкой, не проявлять видимых признаков нарушения социального поведения или же проявлять их слабо.
Низкий уровень адаптации — это группа детей со школьной дезадаптацией. К ней относятся дети, не справляющиеся с учебной нагрузкой по одному или нескольким предметам. Чаще всего при этом неуспеваемость сопровождается существенным ослаблением психосоматического здоровья ребенка и наличием нарушений в сфере межличностных отношений.
Таким образом, существует необходимость проведения профилактических коррекционно-развивающих занятий с первоклассниками для предупреждения явлений дезадаптации.
5. Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач
В результате изучения уровня адаптации первоклассников к школе выявились разные показатели: высокий, средний, низкий уровень адаптации. В связи с этим, возникает необходимость в разработке программы по формированию у детей социальных навыков и стрессоустойчивости. В рамках психолого-педагогического сопровождения перед педагогами и психологом стоят задачи по оказанию помощи ребенку в адаптации к школьному обучению, в преодолении учебных трудностей, развитию познавательной активности, произвольности психических процессов, позитивного отношения к коллективу и окружающим, развитие навыков общения.
В рамках школьного обучения есть возможность решать данные задачи на специальных занятиях с педагогом-психологом. При формировании группы необходимо учитывать личностные особенности детей. Также в программу входит направление по работе с родителями и педагогами.
6.Структура и содержание программы
а) Программные мероприятия для родителей и учителей (проводятся 1 раз в месяц):
Раздел программы Название мероприятия Содержание мероприятия Литература, источники
Вводный «Адаптация первоклассника» Деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении, режим работы.
Уровни адаптации первоклассников к школьному обучению.
Эмоциональное благополучие ребенка и его семьи.
Рекомендации и упражнения родителям и педагогам для профилактики явлений дезадаптации Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия Холдинг, 2004
Ю.Б.Гиппенрейтер
Общаться с ребенком. Как? –М.:АСТ: Астрель, 2009. С 183-198 , с.108-130
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2005. С.93-96
Основной «Интересы ребенка»
Анкетирование родителей
Развитие творческих способностей детей
Во что играют современные дети А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина “Как преодолеть трудности в обучении детей”, Москва, 2000
Ю.Б.Гиппенрейтер
Общаться с ребенком. Как? –М.:АСТ: Астрель, 2009. С 183-198 , с.108-130
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. С.80
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2005. С.93-96
«Школьная тревожность»
Причины и последствия школьной тревожности
Психолого-педагогическая диагностика учащихся
Рекомендации и упражнения для родителей и педагогов «Учебно-познавательный интерес» Психологические особенности ребенка младшего школьного возраста
Психолого-педагогичекая диагностика обучающихсяРекомендации и упражнения для родителей и педагогов «Нормы взаимопомощи» Конструктивные стратегии поведения ребенка в трудных ситуациях
Как помочь ребенку эффективно решать конфликты Заключительный «Адаптация первоклассника» Итог взаимодействия родителей, педагогов и педагога-психолога в процессе адаптации первоклассников
Выявление успешности прохождения программы Ю.Б.Гиппенрейтер
Общаться с ребенком. Как? –М.:АСТ: Астрель, 2009. С 183-198 , с.108-130
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. С.80
б) Занятия разделяются на 3 блока:
Первый блок Вводная часть, включающая упражнения-приветствия, выполняя которые учащиеся настраиваются на определенную деятельность и совместную работу.
Второй блок Основная часть, в которой учащиеся получают возможность развивать когнитивные процессы, получать коммуникативные навыки, научиться взаимодействовать друг с другом.
Третий блок Заключительная часть, которая включает в себя упражнения на рефлексию, релаксацию, также дети выполняют дыхательную гимнастику
в) В структуру программы входят 3 основных раздела: вводный, основной и заключительный.
Раздел Тема Характеристика деятельности обучающихсяКоличество часов, задачи изучения
Вводный – 1 час Диагностика учащихся
Заполнение бланка ответов по предложенной анкете Выявление особенностей сформированной группы
1 час
Основной Психологический климат в коллективе Рассказывают о своих личностных качествах Развитие навыков уверенного поведения в коллективе сверстников
2 часа
Профессии Показывают знания о существующих профессиях Закрепление и обобщение знаний обучающихся о профессиях
2 часа
Наши впечатления Работа в парах: рассказывают о личностных особенностей одноклассников Выявление качеств своего характера
2 часа
Пространство Составляют различные маршруты (дорога от школы до дома, из одного кабинета в другой) Развитие навыков ориентации в пространстве
2 часа
Произвольность Выполняют упражнения на координацию движений, зрительная координация Развитие произвольности внимания, восприятия
2 часа
Внимание На ощупь определяют фактуру предмета Развитие произвольности, объема внимания
Развитие осязательных ощущений
2 часа
Восприятие Выделяют из рисунков геометрические фигуры Развитие произвольности восприятия
2 часа
Мотивация Называют главные особенности своего соседа по парте Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» детей
2 часа
Школьные нормы Составляют образ школьника Содействование осознанию школьных норм и правил
2 часа
Нормы общения с детьми и взрослыми Составляют рассказ на тему: «Хорошо-плохо» Усвоение нормы общения с детьми и взрослыми
2 часа
Управление настроением Находят себе пару по определенным характеристикам Создание мотивации на совместную работу, создание положительного эмоционального фона
2 часа
Заключительный Диагностика учащихся
Заполнение бланка ответов по предложенной анкете
Подведение итогов и выявление успешности прохождения программы
1 час
г) Тематическое планирование
№ Тема Содержание Основные коррекционно-развивающие задачи Характеристика деятельности обучающихсяПланируемые образовательные результаты
1 Диагностика Индивидуальное обследование Выявление уровня адаптации учащихся Ответы на вопросы педагога-психолога Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
2 Психологический климат в коллективе Вводная часть
1.Упражнение «Моё приветствие».
Основная часть
2.Игра «Память на лица».
3. Упражнение «Наши качества»
4.«Учитель — ученик, ученик — учитель».
5.Упражнение «Доброе животное».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Развитие навыков уверенного поведения; формирование основных способов самопознания
2.Развитие зрительной памяти.
3.Улучшение психологического климата в группе Рассказывают о своих личностных качествах Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
3 Психологический климат в коллективе Вводная часть
1.Упражнение «Комплимент».
Основная часть
2.Упражнение «Дом. Части дома».
3.Упражнение «Назови одним словом».
4.Упражнение «Найди лишнее слово».
5. Беседа о назначении дома, о том, как появляются дома, о частях дома.
Заключительная часть
Рефлексия 1.Развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы.
2.Развитие вербальной беглости.
3.Развитие умения проанализировать различия и сходства между предметами мебели и электроприборами Выполняют упражнения на классификацию Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
4 Профессии Вводная часть
1.Упражнение «Угадай кто?».
Основная часть
2.Упражнение «Мое приветствие».
3.Упражнение «Профессия – что это?»
4.Упражнение «Классификация».
5.Упражнение: «Передай движение по кругу».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Развитие навыков уверенного поведения; формирование основных способов самопознания.
2.Закрепление и обобщение знаний обучающихся о профессиях.
3.Развитие умения анализировать. Высказывают свое мнение о существующих профессиях Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
5 Профессии Вводная часть
1.Упражнение «Узнай по звуку».
Основная часть
1.Упражнение «Игрушки. Школьные принадлежности».
2.Упражнение «Продолжи предложение»
3. Беседа об изменениях, в связи с поступлением в 1-й класс.
4.Упражнение «Вопрос-ответ».
5.Упражнение «Рисуем по точкам».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Развитие понимания внутренних сущностных константных характеристик данной классификационной группы.
2.Расширение словаря.
3.Установление причинно-следственных связей. Рисуют по точкам Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
6 Наши впечатления Вводная часть
1.Упражнение «Поделись теплом своей души».
Основная часть
2.Упражнение «Я тебя помню».
3.Упражнение «Индивидуальность».
4. Упражнение "Моя история".
5. Упражнение "Волшебная палочка".
Заключительная часть
Рефлексия 1.Систематизация полученных ранее знаний.
2.Развитие коммуникативных навыков.
3.Выявление своих качеств характера. Работа в парах: рассказывают друг о друге Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
7 Наши впечатления Вводная часть
1. Разминка «Гусеничка».
Основная часть
2.Упражнение «Помоги соседу» (работа в группах).
3.Упражнение «Золотой фонд».
4.Упражнение «Я радуюсь – я грущу».
5.Упражнение «Четвертый лишний»
Заключительная часть
Рефлексия 1.Систематизация полученных ранее знаний.
2.Развитие коммуникативных навыков.
3.Выявление своих качеств характера. Мимикой показывают различные эмоции Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
8 Пространство Вводная часть
1.Упражнение «Улыбнись».
Основная часть
2.Упражнение «Копирование».
3.Уражнение «Маршрут»
4.Упражнение «Перекрестное марширование»
5.Упражнение «Рисунок из фигур»
Заключительная часть
Рефлексия 1.Развитие произвольности внимания.
2. Развитие произвольности восприятия.
3. Ориентация в пространстве
4.Развитие воображения Составляют различные маршруты (дорога от школы до дома, путь из одного кабинета в другой) Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
9 Пространство Вводная часть
1.Упражнение «С чего началось моё утро».
Основная часть
2.Упражнение «Произнеси чисто».
3.Упражнение «Раскрась правильно».
4.Упражнение «Найди ошибку».
5. Упражнение «Определи фигуру».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Развитие артикуляции.
2.Развиие пространственных представлений
3.Развитие фонетико-фонематического восприятия Составляют план действий Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
10 Произвольность Вводная часть
1.Упражнение «Солнечные лучики».
Основная часть
2.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
3.Упражнение «Звучащие предметы».
4.Упражнение «Буквы в воздухе».
5.Упражнение «Составь фигуру».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Развитие произвольности внимания.
2. Развитие произвольности восприятия.
3. Ориентация в пространстве Выполняют упражнения на координацию движений Способность к оценке своей учебной деятельности
11 Произвольность Вводная часть
1.Упражнение «Добрый день».
Основная часть
2.Упражнение «Какого цвета»
3.Упражнение «Цветные полоски»
4.«Определи фигуру»
5. «Раскрась правильно».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Развитие произвольного внимания.
2.Развитие зрительных ощущений Зрительная координация Способность к оценке своей учебной деятельности
12 Внимание Вводная часть
1.Упражнение «Солнечные лучики».
Основная часть
2.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
3.Упражнение «Звучащие предметы».
4.Упражнение «Буквы в воздухе».
5.Упражнение «Составь фигуру».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Развитие объема внимания.
2. Развитие произвольности внимания
3. Ориентация в пространстве Выполняют упражнения на развитие координации движений Способность к оценке своей учебной деятельности
13 Внимание Вводная часть
1.Упражнение «Самый быстрый».
Основная часть
2.Упражнение «Кто точнее нарисует?».
3.Упражнение «Шершавые дощечки».
4.Упражнение «Назови и поверь постукиванием».
5.Упражнение «Послушай звуки».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Развитие объема внимания.
2.Развитие осязательных ощущений На ощупь определяют фактуру предмета Способность к оценке своей учебной деятельности
14 Восприятие Вводная часть
1.Упражнение для глаз.
Основная часть
2.Уражнение «Рисуем по клеточкам».
3.Упражнение «Дорисуй и проверь».
4.Упражнение «Самый, самый».
5.Упражнение “Урок или перемена”.
Заключительная часть
Рефлексия 1.Ориентация в пространстве
2.Развитие произвольности восприятия
4.Зрительный анализ Рисуют по клеточкам Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
15 Восприятие Вводная часть
1.Упражнение «Улыбнись».
Основная часть
2.Упражнение «Копирование».
3.Уражнение «Маршрут»
4.Упражнение «Перекрестное марширование»
5.Упражнение «Рисунок из фигур»
Заключительная часть
Рефлексия 1. Развитие произвольности восприятия.
2. Ориентация в пространстве
3.Развитие воображения Выделяют из рисунков геометрические фигуры Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
16 Мотивация Вводная часть
1.Упражнение "Хорошее настроение".
Основная часть
2.«Передай движение по кругу».
3. «Я знаю, как тебя зовут».
4.Упражнение «Слушай хлопки!».
5.Упражнение «Рисуем по точкам».
6. Упражнение «Найди свою половинку».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я- концепции” детей.
2.Создание мотивации на совместную работу, создание положительного эмоционального фона.
3.Поддержание доброжелательной атмосферы в группе, создание атмосферы психологической комфортности Называют главные особенности своего соседа по парте Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
17 Мотивация Вводная часть
1.Упражнение «Закончи слово».
Основная часть
2.Упражнение «ЗАТО».
3.Упражнение “Узоры и волшебные лесенки”.
4.Упражнение “Листопад”.
5. Упражнение «Обведи по контуру».
6. Упражнение «Доскажи словечко».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Развитие познавательных психических процессов, активизация мыслительной деятельности.
2.Создание мотивации на работу в группе.
3.Работа со школьной тревожностью Учатся составлять противопоставления Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
18 Школьные нормы Вводная часть
1.Упражнение «Школьник и дошкольник».
Основная часть
2.Упражнение «Что можно, а что нельзя!».
3.Упражнение «Нос, рот, потолок».
4.Упражнение «Четвертый лишний».
5. Упражнение «Волшебные очки».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Содействовать осознанию школьных норм и правил.
2.Развитие познавательных и личностных УУД.
3.Развитие свойств внимания, содействие созданию благоприятного психологического климата. Составляют образ школьника Знание моральных норм и ориентации на их выполнение
19 Школьные нормы Вводная часть
1.Упражнение «Поварята».
Основная часть
2.Анализ проблемных ситуаций.
3.Упражнение «Два барана». 
4.Упражнение «Солнечные лучики».
5.Упражнение «Доброе животное».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Формирование способности к разрешению конфликтов.
2.Развитие эмпатии (сопереживания).
3.Развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе. Анализируют проблемные ситуации Знание моральных норм и ориентации на их выполнение
20 Нормы общения с детьми и взрослыми Вводная часть
1.Упражнение “Атомы и молекулы”.
Основная часть
2.Упражнение «Наши поступки».
3.Упражнение. “Что можно сделать за перемену?”.
4.Упражнение «Сочини рассказ по теме «Хорошо - плохо»».
5. Упражнение. «Барометр настроения».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Формирование личностных УУД.
2.Усвоение нормы общения с детьми и взрослыми.
3.Совершенствование коммуникативных умений и навыков.
4.Развитие умение понимать правила и нормы поведения. Составляют рассказ на тему: «Хорошо-плохо» Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им
21 Нормы общения с детьми и взрослыми Вводная часть
1.Упражнение «Поменяйся местом».
Основная часть
2.Упражнение «Я – лев».
3.Упражнение «У кого руки теплее».
4.Упражнение «Сидящий — стоящий».
5.Упражнение «Подари камешек».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Преодоление замкнутости, пассивности, скованности.
2.Развитие коммуникативные навыки, внимание, координацию, аналитические способности.
3. Регуляция мышечного напряжения. Передают друг другу камешек с пожеланиями Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им
22 Управление настроением Вводная часть
1.Упражнение "Хорошее настроение".
Основная часть
2.«Передай движение по кругу».
3. «Я знаю, как тебя зовут».
4.Упражнение «Слушай хлопки!».
5.Упражнение «Рисуем по точкам».
6. Упражнение «Найди свою половинку».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я- концепции” детей.
2.Создание мотивации на совместную работу, создание положительного эмоционального фона.
3.Поддержание доброжелательной атмосферы в группе, создание атмосферы психологической комфортности Находят себе пару по определенным характеристикам Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
23 Управление настроением Вводная часть
1.Упражнение «Наоборот».
Основная часть
2.Упражнение «Назови эмоцию».
3.Упражнение «Закончи предложение».
4.Упражнение «Пирог эмоций».
5.Упражнение «Цвет настроения».
Заключительная часть
Рефлексия 1.Развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей.
2.Совершенствование навыков общения.
3.Развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос. Описывают эмоции друг друга Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
24 Диагностика Индивидуальное обследование Подведение итогов и выявление успешности прохождения программы Ответы на вопросы педагога-психолога Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
д) Список литературы:
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина “Как преодолеть трудности в обучении детей”, Москва, 2000.
А.В. Благонравова. “Лучшие обучающие тесты и задания”, “Академия развития”, 2008
Волков Б.С., Волкова Н.В. «Психология общения в детском возрасте.» – СПб.: Питер, 2008. С.80
Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как? –М.:АСТ: Астрель» , 2009. С 183-198 , с.108-130
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2005. С.93-96
Н.П. Локалова “120 уроков психологического развития младших школьников”, “Ось-89”, 2008.
А.В. Микляева. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия Холдинг, 2004
Электронное пособие В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Выпуск 2. – М.: Изд-во «Учитель», 2009.
7.Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники
Методика, технология, инструментарий Источник
Тест «Беседа о школе» Нежнова Т.А.
Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 1
Анкета для родителей «Интересы ребенка» А.И. Савенков
Развитие познавательных способностей (1999, с.43)
Упражнения: «Узнай по звуку», «Учитель-ученик, ученик-учитель», «Назови одним словом», «Найди лишнее» Локалова Н.П.
Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
Практикум для родителей «Нормы взаимопомощи» Волков Б.С., Волкова Н.В.
Психология общения в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. С.80
Игры: «Доброе животное», «Слепой и поводырь» Фопель К.
Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. 541 с.
Упражнения: « Что изменилось», « Повтори за мной», «Закончи слово, предложение» Алябьева Е.А.
Психогимнастика в начальной школе – М., 2005
Медитативные сказки Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.:
Практикум по сказкотерапии. Речь, 2004, 310 с.
Беседа о хорошем и плохом поведении. Беседа о зависти. Т.А.Шорыгина
Беседы о хорошем и плохом поведении. М.:ТЦ Сфера, 2008. -96 с.
Практикум для родителей «Факторы эмоционального благополучия ребенка». Козлова А.В., Дешеулина Р.П.
Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2005. С.99.
8. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
1) Возраст до 5 лет.
2) Несогласие родителей на проведение занятий с педагогом-психологом.
9. Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы
Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, а также Уставом образовательного учреждения.
Способы обеспечения гарантии прав участников программы:
Участники программы (педагоги, родители) должны быть извещены о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации.
Работа с детьми начинается только после того, как родители (законные представители) дали письменное согласие на участие в ней.
Психолог информирует родителей (или законных представителей детей) о результатах реализации программы, а также доводит до их сведения любую интересующую их информацию, выявленную в ходе занятий и касающуюся их ребенка.
Перед проведением занятий, участники знакомятся с основными правилами работы в группе, основанными на принципах: взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности и др.
Ведущий руководствуется "Этическим кодексом психолога" и исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
ОПИСАНИЕ СФЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ОСНОВНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ (СПЕЦИАЛИСТОВ, ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ)
Основные права и обязанности психолога:
Психолог обязан избегать причинения вреда участникам программы, нести ответственность за все свои действия.
Если психолог осознает, что его действия не приведут к улучшению психологического состояния участника программы или представляют риск для него, он должен немедленно прекратить вмешательство.
Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не представляют потенциальной опасности для здоровья и психического состояния участника программы.
Психолог имеет право на свободу выбора методик и способов работы, соответствующих целям, задачам и логике программы
Участники программы (дети, родители, педагоги) имеют право на:
Добровольное участие в программе педагогов, родителей, а также детей, которые имеют право отказаться от выполнения того или иного упражнения программы.
Уважительное отношение к себе.
Отказ от участия в программе.
Участники программы обязаны:
Не совершать действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы.
Соблюдать режим посещения занятий.
11. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы.
Требования к специалистам, реализующим программу:
Высшее психолого-педагогическое образование.
Реализует программу педагог-психолог.
Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога (мультисенсорная комната).
Методические материалы и литература, необходимые для реализации программы:
Андрианов М.А.«Философия для детей» в сказках и рассказах. Минск, «Современное слово», 2003.
Венгер А.Л.Психологические рисуночные тесты:. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 сГиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком. Как? –М.:АСТ: Астрель, 2009.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Речь, 2004.
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия Холдинг, 2004
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. 160 сРуководство по использованию восьмицветового теста Люшера/ О.Ф. Дубровская. — М.: «Когито-Центр», 2008.
Смирнова Е.О. дошкольник в современном мире: книга для родителей. – М.: Дрофа, 2008.
Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М.: Эксмо, 2010.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.:ТЦ Сфера, 2008.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:
Свободное и просторное помещение для проведения занятий: мультисенсорная комната.
Материалы и инструментарий для занятий:
Акварельные краски, тряпочки и кисточки
Цветная бумага, ватные палочки, клей.
Пластилин
Мячи или воздушные шары (по количеству детей)
Мелки или цветные карандаши
Устройство для прослушивания музыки (аудиомагнитофон, компьютер и т.д.).
Дидактическая игра «Эмоции»
Сухой бассейн.
Ковер «Млечный путь».
Модульные кресла.
Мольберт и маркеры.
Световой стол для рисования песком.
Сенсорный куб.
Набор для плетения «Giant weaving kit».
Набор карточек для составления последовательности.
Строительный мягкий модульный материал.
Волшебный куб для поиска предметов на ощупь.
Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы:
Наличие библиотеки и интернета.
12. Сроки и этапы реализации программы.
Сроки программы:
Программа рассчитана на 24 занятия. Из них 22 - посвящается проведению психологических коррекционно-развивающих занятий с детьми. Частота проведения – 1 раз в неделю. Кроме этих занятий, под сопровождением педагога-психолога, с детьми регулярно проводят дополнительную психолого-педагогическую работу воспитатели и родители.
Реализация программы проходит в три этапа:
Этапы Содержание
Первый этап– диагностический
1час Включает в себя психологические тесты и проективные методики, позволяющие исследовать личностные особенности учащихся и эмоциональное состояние каждого ребенка.
Второй этап – информационно-практический.
22 часа Включает в себя психологические занятия для учащихся, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса.
Третий этап – итоговый.
1 час Включает в себя подведение итогов реализации программы, которое проходит на основе сравнительного анализа диагностических данных.
13. Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые).
Промежуточные:
Снижение уровня тревожности.
Повышение активности, инициативности и мотивации детей на занятиях.
Повышение социальной компетенции (конструктивное общение и взаимодействие в группе).
Формирование благоприятного эмоционального фона с преобладанием положительных эмоций.
Повышение уровня доверия и эмоциональной открытости детей.
Итоговые:
Снижение уровня негативных эмоциональных реакций (тревожности, агрессивности).
Гармонизация психологического климата в группе.
Усиление межличностного взаимодействия в группе.
Перенос социальных навыков в реальную жизнь
Изменение отношения к ближайшему социальному окружению: преобладание положительного отношения к себе и окружающим.
Принятие позиции школьника
14. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.
Система организации контроля реализации программы предполагает отслеживание основных показателей эмоционального состояния и поведения детей через наблюдение и осуществление диагностических процедур по методикам:
«Беседа о школе» Т.А. Нежновой.
Анкета для родителей «Интересы ребенка».
Опрос родителей и учителей: «Успешность протекания процесса адаптации».
Метод наблюдения.
15. Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения.
Качественные:
Психологическое сопровождение и повышение профессиональной компетенции педагогов.
Повышение уровня родительской компетентности.
Установление психологического уровня в группе детей.
Количественные:
24 групповых коррекционно-развивающих занятий для детей.
6 тематических семинаров для родителей и педагогов.
3 блока дополнительных упражнений для родителей и педагогов.