Урок русского языка в 8 классе по программе Разумовской М.М. Способы передачи чужой речи.

Конспект урока
Урок русского языка в 8 классе по программе Разумовской М.М.
Способы передачи чужой речи.

Тип урока: повторение и обобщение
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный
Цель урока: обобщить знания о способах передачи чужой речи, повторить знаки препинания при прямой речи, при вводных словах, понятие диалога, объяснить способ передачи чужой речи – косвенная речь, обобщить опыт цитирования на примере рассказов М.М.Зощенко.

Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
формировать умение применять на практике правила пунктуации и орфографии;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
Оборудование: наглядные таблицы со схемами оформления чужой речи разными способами,.
Литература: Учебник литературы под ред.В.П.Полухиной. Рассказы М.Зощенко “Монтер”, “Баня”, “Баретки”, “Галоша”, “Встреча”.


Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.ности (подведение итогов занятия).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 минута).
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята, присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.


Обобщение ранее изученного.










Актуализация
знаний
(4 минуты)





3. Постановка учебной цели.
(1минута)
Словарный диктант с взаимопроверкой.
Диалог, монолог, реплика, персонаж, рассказ, аплодисменты, занавес, речевая характеристика, премьера, искусный мастер, искусство слова, словесный портрет, устная словесность, репертуар, рецензия, лаконизм, дискуссия, проблема, просвещенный, речевой этикет, цитирование, афоризм, синтаксические синонимы.
Работа с материалами диктанта. Слово учителя:
- Какие слова относятся к нашей теме? Подчеркните. (Диалог, монолог, цитирование ,синтаксические синонимы)

Сформулируйте тему урока.
- Прежде, чем мы повторим раздел цитирования, вернемся к формулировке темы
Работа с определениями «чужая речь», «способы передачи чужой речи».
- Каковы способы передачи чужой речи? (Перечисляем, записываем на доске и в тетради).

Запишите число, классная работа и тему урока:
« Способы передачи чужой речи.»

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?
Работа с определениями «чужая речь», «способы передачи чужой речи».
- Каковы способы передачи чужой речи? (Перечисляем, записываем на доске и в тетради).

Записывают слова под диктовку, комментируют выбор гласной.

Взаимопроверка в парах.













Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.



















Запись учащимися числа, темы урока

Формулируют цель урока


Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
.

Повторение знаний.




4 минуты
















Первичное закрепление знаний.


10 минут

























Физ. минутка (пауза релаксации)
2 минуты
Соедините предложения с соответствующими характеристиками.
По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.
«Завтра возможны осадки», - сообщили по радио.
По радио сообщили о возможных осадках.
Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки.
Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки
Предложение с прямой речью для передачи ее без изменений.
СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.
Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.
Предложения с вводными словами, вводными предложениями для передачи источника сообщения.
Сделайте вывод: могут ли разные способы заменять друг друга, не меняя общее значение сообщения, какое языковое явление этому способствует?
Вывод: разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
Подробнее о знаках препинания при прямой речи.
Прямая речь – передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму.
Работа со схемами
А: "П". А: "П!" А: "П?"
"П", -а
"П!" – а.
"П?" – а.




Учащиеся работают с карточками.








Выполняют задание.

Повторяют материал учебника.

Записывают в тетрадях опознавательные признаки пунтограмм.













Наблюдают над правилом, называют способы передачи чужой речи, работают со схемами













Выполняют физкультминутку


.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).















УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).






Закрепление изученного материала



13 минут















Закрепление изученного материала

Подбираем примеры предложений из рассказов М.Зощенко.(карточки) и вспоминаем из какого рассказа эти строки.
Я говорю: “Не царский режим шайками ляпать. Эгоизм, - говорю, - какой” (“Баня”).
«Хоть бы землячка для сочувствия... Хоть бы мне землячка встретить», подумал Егор Иваныч. («Беда»)
Я говорю: « Я, граждане, не могу в третий раз раздеваться. Не в театре» («Баня»)
Работа со схемами прямой речи, разорванной словами автора.
"П, – а,-п".
"П, – а. – П".

(Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка)
Приметы, - говорю, - обыкновенно какие: задник обтрепан, внутри байки нет, сносилась байка. (“Галоша”)
Лошадь, сказал мужик н, не зная, чего спросить, добавил: Стало быть, не было у тебя лошади? («Беда»)
Дядя... милый... братишка, сказал Егор Иваныч, моргая ресницами. Как же это? Два года ведь солому зря лопал(«Беда»)
Дополнительно определяют в каком предложении использован иной способ передачи чужой речи.
И вдруг входит сам бывший граф и всем присутствующим возражает, что он чересчур богатый человек, и говорит, что это дело он так не оставит. («Жертва Революции»)
Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога.
Чтение по ролям отрывка «В камере хранения».
Я им говорю: Спасибо, говорю, друзья, по гроб жизни. Давайте поскорей ее сюда. Сейчас я надену. Благодарю вас. Нету, говорят, уважаемый товарищ, не можем дать. Мы, говорят, не знаем, может, это не вы потеряли. Да я же, говорю, потерял. Могу дать честное слово. Они говорят: Верим и вполне сочувствуем, и очень вероятно, что это вы потеряли именно эту галошу. Но отдать не можем. Принеси удостоверение, что ты, действительно, потерял галошу. Пущай домоуправление заверит этот факт, и тогда без излишней волокиты мы тебе выдадим то, что законно потерял. Я говорю: Братцы, говорю, святые товарищи, да в доме не знают про этот факт. Может, они не дадут такой бумаги. Они отвечают: Дадут, говорят, это ихнее дело дать. На что они у вас существуют? Поглядел я еще раз на галошу и вышел. На другой день пошел к председателю нашего дома, говорю ему: Давай бумагу. Галоша гибнет. А верно, говорит, потерял? Или закручиваешь? Может, хочешь схватить лишний предмет ширпотреба? Ей-богу, говорю, потерял. Он говорит: Конечно, на слова я не могу положиться. Вот если б ты мне удостоверение достал с трамвайного парка, что галошу потерял, тогда бы я тебе выдал бумагу. А так не могу. Я говорю: Так они же меня к вам посылают. Он говорит: Ну тогда пиши мне заявление, Я говорю: А что там написать? Он говорит: Пиши: сего числа пропала галоша. И так далее. Даю, дескать, расписку о невыезде впредь до выяснения. Каким вы представляете себе героя рассказа?
Почему мы смеёмся над эти человеком?
Работа со словарём.
Волокита – недобросовестное затягивание дела или решения какого-нибудь вопроса, а также медленное течение дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской.
Как высмеивает автор волокиту и бюрократизм?
Актуален ли рассказ в наши дни?
- Для чего используется диалог без слов автора. (Для передачи динамики беседы).
Объяснить способ передачи чужой речи – косвенная речь:
(Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию. )
Записать предложение и оформить в виде косвенной речи:
Зощенко писал о своем языке:
«Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей...»




Записывают предложения, комментируют их написание.



Работают в парах, проверяют друг друга.


Проверяют друг друга



















































Читают диалог по ролям












































Отвечают на поставленный вопрос,

работают со словарем












Отвечают на вопросы
, опираясь на материал учебника
















Записывают предложение и оформляют в виде косвенной речи




Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

3 минуты



Подведение итогов работы. Работа в парах.
Задайте друг другу вопросы по изученной теме.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок


Отвечают на вопросы.






УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.
2 минуты
Выписать и графически оформить предложения с различными способами выражения чужой речи, пользуясь учебником литературы под ред.В.П.Полухиной. Рассказы М.Зощенко “Монтер”, “Баня”, “Баретки”, “Галоша”, “Встреча»
Запись учащимися задания в дневники.




15