ВЫПУСКНАЯ работа ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Дистанционное обучение как средство развития информационно -образовательной среды в рамках современного школьного образования .


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Факультет дополнительного образования
Факультет иностранных языков
Кафедра английского языка
ВЫПУСКНАЯ работа
ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Дистанционное обучение как средство развития информационно -образовательной среды в рамках современного школьного образования .
Автор работы: Шамсутдинова Н.В.
Ульяновск 2016г.
Содержание
Введение...............................................................................................................3
Глава I. Необходимость развития дистанционного обучения в рамках современного школьного образования ...........................................................5
1.1 Понятие и характерные особенности дистанционного образования..........5
1.2. Принципы  и средства дистанционного обучения......................................8
1.3. Оценка качества дистанционного образования...........................................11
Выводы по Главе I…………………………………………………....................16
Глава II. Анализ УМК "Английский в фокусе -11" на
соответствие требованиям дистанционного обучения....................................17
2.1.Краткая характеристика и содержание курса «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ, 11» (“SPOTLIGHT”)...........................................................................................17
2.2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.............30
Выводы по Главе II ………………………….…………......................................38
Заключение................................................................................................................42
Библиографический список использованной литературы
Введение
Актуальность темы данной работы заключается в том, что дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Одной из проблем современного образования является также удаленность сельских школ от учебных заведений и нехватка учителей в сельских школах. Кроме того, высокие транспортные расходы не позволяют одаренным и способным учащимся принимать участие во многих очных олимпиадах. Дистанционное обучение является решением данных проблем.
Объектом исследования является дистанционное обучение в рамках современного школьного образования .
Предметом исследования данной работы является процесс внедрения и развития дистанционного обучения в старшей школе.
Задачами исследования являются:
1.Изучить основные понятия и характерные особенности дистанционного обучения.
2.Рассмотреть основные принципы и средства дистанционного обучения.
3.Выявить различные способы и критерии оценки качества дистанционного образования.
4. Проанализировать УМК " Английский в фокусе-11" на соответствие требованиям дистанционного обучения.
5. Сформулировать требования к уровню подготовки выпускников.
В данной работе были использованы теоретические и практические методы исследования данной темы. К теоретическим методам отнесём анализ научно-методической литературы, сравнение различных подходов к определению основных понятий и характерных особенностей по данной теме, принципов и средств дистанционного обучения, способов и критериев оценки качества дистанционного обучения. Практические методы включают в себя анализ передового педагогического опыта, пробное обучение и обобщение опыта преподавания.
Глава I. Необходимость развития дистанционного обучения в рамках современного школьного образования
1.1 Понятие и характерные особенности дистанционного образования
Обратимся к понятийному аппарату нашей темы. Предлагаем несколько определений понятия дистанционное образование.
Дистанционное обучение  - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося.  Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном,  а часто и совсем,  отдалены от преподавателя в пространстве и (или)  во времени,  в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств  телекоммуникации.[11]
Дистанционное обучение - совокупность информационных  технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.[7]
Дистанционное обучение  -  это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.
Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и  между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала).[9]
В последние годы все большее распространение получает дистанционное обучение, основанное на:
интерактивном телевидении (two-way TV);
компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (с использованием текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
2. сочетании технологий компакт-дисков и сети Интернет. [11]
Самый распространенный  способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.Анализ  отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного образования позволил отметить характерные особенности, присущие дистанционному образованию. Среди них:
«Гибкость». Обучающиеся,   занимаются  в  удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
«Модульность». В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
«Параллельность». Обучение может проводиться при  совмещении основной профессиональной деятельности с учебой,  т.е. "без отрыва от производства". 
«Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при  условии  качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
«Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый   работают по удобному для каждого расписанию.
«Охват».  Эту особенность иногда называют также  «массовостью». Количество  обучающихся не является критичным параметром.  
«Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается  экономическая эффективность дистанционного образования.  
«Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях   преподавателя.  
«Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.  
«НИТ» (Новые информационные технологии). В средствах дистанционного обучения используются все виды  информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются  компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.
«Социальность». Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая  равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.
«Интернациональность». Дистанционное обучение обеспечивает удобную  возможность экспорта и  импорта образовательных услуг. Перечисленные особенности определяют и преимущества дистанционного образования перед другими формами получения образования, но,  одновременно предъявляя определенные  специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого.[6]
Таким образом, в данном параграфе были представлены несколько определений понятия "дистанционного обучения ", а также основные характерные особенности данного вида образования. Среди них: гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность, охват, рентабильность, НИТ, социальность, интернациональность. Кроме того, роли обучающего и обучающегося несколько изменились по сравнению с традиционными. А в следующем параграфе будут рассмотрены основные принципы и типы дистанционного обучения , представленные А.В. Хуторским.
1.2. Принципы  и средства дистанционного обучения
Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.
Принцип интерактивности.Современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. Контакты учащихся с преподавателем интерактивны.
Принцип стартовых знаний. Для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания  и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.
Принцип индивидуализации.В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.
Принцип  педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.Принцип является  ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанциоонного обучения. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного образования, присуща  «детская болезнь» увлечения  средствами новых информационных технологий, особенно ИНТЕРНЕТОМ. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими  свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие- к неправильной   преимущественной ориентации на  какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать  российский опыт сетевого обучения.  Так, опыт Санкт-Петербургского технического университета показал, что оптимальное соотношении различных средств дистанционного образования,   выглядит следующим образом: печатные материалы - 40:50%, учебные материалы на WWW-серверах - 30:35%,  компьютерная видеоконференцсвязь - 10:15%,  другие средства- 5:20%.[8]
Представим существующие типы дистанционного обучения. А.В. Хуторский рассматривает несколько типов дистанционного обучения, подразумевающих наличие разных вариантов удаленности между учащимися, педагогами, средствами обучения и преодоление этой удаленности между учащимися, педагогами, средствами обучения с помощью средств компьютерных телекоммуникаций.
«Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда — с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях…. Главную дистанционную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы сети.[19] 
Дистанционное обучение охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах… Для дистанционного обучения данного типа достаточно наличия электронной почты. Другие Интернет-технологии расширяют возможности участников дистанционных проектов, но не меняют сущности данного типа обучения как дополнительно к очному…[19]
3.       Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них учитель. Занятия проводятся с помощью e-mail, chat, web-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации…. 4.       Дистанционное обучение выступает средством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий — усилить личностную ориентацию обучения, учесть индивидуальные особенности школьников, предоставить им выбор в формах, темпах и уровне их образовательной подготовки… И тогда ученики (один или несколько), не обязательно из одной очной школы, обучаются в дистанционной школе, колледже или центре, имеющих большие возможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета их индивидуальной подготовки…. Для организации дистанционного обучения такого типа требуется мощное оборудование, специально разработанные образовательные серверы, дорогое программное обеспечение типа ClassPoint, позволяющее осуществлять и администрировать образовательные процессы. Образование в данном случае происходит в значительной степени дистанционное, индивидуализированное и творческое….[19] Данную форму обучения можно получить только в крупных вузах и учебных центрах.
Итак, в данном параграфе были описаны 4 основных принципа дистанционного обучения: принцип интерактивности, принцип стартовых знаний,  принцип индивидуализации, а также принцип  педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.Среди типов выделяются 4 типа , основанные на степени удаленности учителя и учащегося и способах преодоления этой удалённости. В следующем параграфе мы познакомимся с различными показателями и способами оценки качества дистанционного обучения .
1.3. Оценка качества дистанционного образования
 Под качеством образования понимается степень соответствия знаний и умений выпускника учебного заведения заранее согласованным  требованиям. Контроль качества дистанционного образования основан на оценке показателей обеспечения, организации и проведения учебного процесса в образовательном учреждении. С этой целью устанавливается совокупность показателей качества дистанционного образования. Показатели качества могут быть количественными или неколичественными величинами. Для перевода неколичественных показателей в количественные на основе двузначных (да - нет) или многозначных шкал применяют экспертные методы.
Поскольку показатели качества характеризуют степень соответствия компонентов системы дистанционного образования предъявляемым требованиям, а среди требований к системе имеются требования, претерпевающие значительные изменения вследствие развития информационных технологий и изучаемых предметных областей, то большинство показателей качества относится к нестабильным. Нестабильность обусловливается также разнообразием региональных и ведомственных условий и задач подготовки специалистов. Неоднозначность оценок показателей качества из-за их нестабильности наиболее заметна в случае использования многозначных шкал и при определении значений весовых коэффициентов в комплексных показателях.
Система показателей качества дистанционного образования
Общие элементы качества делятся на группы, характеризующие следующие аспекты и свойства обеспечения, организации и проведения учебного процесса:
Учебные планы и программы;
Техническое оснащение;
Методики и технологии проведения учебных занятий;
Возможности производственной подсистемы;
Кадровое обеспечение.
Группу "Учебные планы и программы" составляют следующие элементы качества:
Соответствие учебных планов существующим стандартам профессионального образования;
Наличие учебных программ, их соответствие стандартам образования и современному состоянию предметной области.
В группу " Техническое оснащение" входят следующие элементы качества:
Достаточность в количественном и качественном отношениях компьютерного оснащения учебных классов;
Пропускная способность каналов передачи данных.
В группу "Методики и технологии проведения учебных занятий" входят элементы качества, характеризующие технологии общения учитель-ученик, ученик-ученик и проведения контрольных мероприятий:
Степень доступности учителей;
Удобство формы общения .
Объективность и полнота экспертизы знаний обучаемых при проведении контрольных мероприятий .
 В группу "Возможности производственной подсистемы" входят следующие элементы качества:
характеристики инструментальных средств для разработки сетевых учебников и учебных пособий;
наличие и производительность оборудования для изготовления твердых копий, видеокурсов, компакт-дисков.
Способы оценки показателей качества учебных программ для дистанционного образования
Показатели "Соответствие учебных планов существующим стандартам профессионального образования" и "Наличие учебных программ, их соответствие стандартам профессионального образования и современному состоянию предметной области". Для положительной оценки ("да") необходимо, чтобы в учебном плане ДО присутствовали все дисциплины федеральных компонентов из соответствующего стандарта общего профессионального образования. Допускается несовпадение названий дисциплин с их наименованиями в стандарте общего профессионального образования. Соответствие по содержанию дисциплин в учебных планах стандарта и учебного заведения ДО устанавливается экспертом по представленным учебным программам. Также на эксперта возлагается определение достаточности объема дисциплины, изучаемой дистанционно.
Показатель "Достаточность в количественном и качественном отношениях компьютерного оснащения учебных классов". Требования к компьютерному оснащению устанавливаются по характеристикам используемого прикладного программного обеспечения. Для формулирования этих требований составляется список прикладного программного обеспечения (ПО) с указанием следующих данных:
название программы, производитель, версия;
требуемое общесистемное ПО;
мультимедийность;
минимально необходимые объемы памяти;
поддерживаемые дисциплины
Критерии оценки эффективности дистанционного образования
Эффективность в общем виде рассматривается как основная характеристика функционирования системы ДО, которая выявляет степень реализации цели и достижения намеченных результатов (более строго- степень близости к проектируемому результату при учете затрат, пошедших на некоторую деятельность, направленную на достижения результата). Эффективность образования, которое можно получить в том числе и с помощью дистанционного обучения, имеет несколько аспектов. Полученное образование активно воздействует как на экономику, так и на социальную и нравственную стороны жизни и его необходимо рассматривать в общем виде в трех взаимосвязанных и взаимодействующих аспектах: педагогическом, экономическом и социальном. Поскольку без педагогической плодотворности невозможен должный социальный и экономический эффект образования, то педагогический аспект является превалирующим. В самом деле, главная цель образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах в интересах успешного развития духовных и других способностей, творческого потенциала личности и общественного прогресса в целом. А достижение этой цели, в свою очередь, опосредовано обеспечивает социальный и экономический эффект. Социальная эффективность образования оценивается через такие показатели, как позитивное воздействие образовательного процесса на развитие лучших качеств личности и создание для нее наиболее комфортных условий   с позиций лучшего, более рационального использования ресурсов в отрасли образования в целом, в каждом его звене и образовательном учреждении.
Итак , в данной главе мы познакомились с системой показателей оценки качества дистанционного образования ,среди которых: учебные планы и программы; техническое оснащение; методики и технологии проведения учебных занятий; возможности производственной подсистемы; кадровое обеспечение.
Далее были изучены разные аспекты эффективности дистанционного образования, среди которых педагогический , экономический и социальный.
Выводы по Главе I.
В первом параграфе были представлены несколько определений понятия "дистанционного обучения ", а также основные характерные особенности данного вида образования. Среди них: гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность, охват, рентабильность, НИТ, социальность, интернациональность. Кроме того, роли обучающего и обучающегося несколько изменились по сравнению с традиционными. Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.
Далее были описаны 4 основных принципа дистанционного обучения: принцип интерактивности, принцип стартовых знаний,  принцип индивидуализации, а также принцип  педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.Среди типов выделяются 4 типа , основанные на степени удаленности учителя и учащегося и способах преодоления этой удалённости.
В заключительном параграфе данной главы мы познакомились с системой показателей оценки качества дистанционного образования, среди которых: учебные планы и программы; техническое оснащение; методики и технологии проведения учебных занятий; возможности производственной подсистемы; а также кадровое обеспечение. Далее были изучены разные аспекты эффективности дистанционного образования , среди которых педагогический ,экономический и социальный.

Глава II. Анализ УМК "Английский в фокусе -11" на соответствие требованиям дистанционного обучения
2.1.Краткая характеристика и содержание курса «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ, 11» (“SPOTLIGHT”)
Учебно-методический комплект «Английский в фокусе» предназначен для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений и рассчитан на три 3 часа в неделю.
Комплект создан на основе Примерных программ по иностранным языкам с учётом требований федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования по иностранным языкам, а также в соответствии с европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является его отличительной особенностью. Знания и навыки учащихся, работающих по УМК «Английский в фокусе», по окончании старшей школы соотносятся с общеевропейским уровнем В2 в области изучения английского языка. Учащиеся этого уровня понимают и могут употреблять в речи новые и ранее изученные лексические единицы, связанные с тематикой УМК, понимать и отличать трудные для понимания слова и словосочетания, активно употреблять в речи фразовые глаголы, принимать участие в различного рода диалогах, планировать свою монологическую речь в виде доклада, сообщения по заданной проблеме, делать презентации, участвовать в дискуссиях, принимать решения, работая в команде.
УМК «Английский в фокусе» поможет учащимся 10–11 классов использовать английский язык эффективно и даст им возможность изучать его с удовольствием. В учебниках уделяется внимание развитию всех видов речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) с помощью разнообразных коммуникативных заданий и упражнений. Материал организован таким образом, что позволяет регулярно повторять основные активные лексико-грамматические структуры и единицы.
Модульный подход курса «Английский в фокусе» помогает осуществлять всестороннее развитие учащихся. Он даёт им возможность разносторонне прорабатывать темы и учитывает особенности памяти. Учащимся предлагается участвовать в различных видах деятельности, таких, как ролевая игра, чтение и различные виды работ с текстом, интервьюирование одноклассников, создание проектов и их презентация, выполнение заданий в формате Единого государственного экзамена и т. д. Вся работа направлена на развитие языковых навыков, учебных умений и на совершенствование навыков общения как в устной, так и письменной форме.
Каждый модуль состоит из следующих разделов:
Введение (Presentation);
Развитие и совершенствование умений в чтении (ReadingSkills);
Развитие и совершенствование умений в аудировании и устной речи (Listening&SpeakingSkills);
Развитие языковых навыков (лексико-грамматический аспект) (GrammarinUse);
Литература (предлагаются отрывки из известных произведений британских, американских, французских, ирландских, русских писателей, их биография; знакомство со стилистическими приёмами и средствами и т. д.) (Literature);
Развитие и совершенствование умений в письменной речи (WritingSkills);
Знакомство с культурой англоговорящих стран (CultureCorner);
Межпредметныесвязи (Across the Curriculum);
Экологическое образование (Going Green);
ЕГЭвфокусе (Spotlight on Exams);
Рефлексия учебной деятельности, самоконтроль (ProgressCheck).
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
Независимо оттого развитию какого вида речевой деятельности посвящён модуль, задания на развитие умений в диалогической речи учитель сможет найти в каждом модуле. Это может быть и дискуссия по предложенному проблемному сообщению/тексту, и запрос информации, и просьба уточнить/разъяснить информацию, и выражение собственного отношения к проблеме/ситуации. При целенаправленном обучении диалогической речи в разделе Listening&SpeakingSkills учащимся предлагается диалог-образец, на основе которого учащиеся и выстраивают собственную беседу, а также фразы-клише. Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Объём диалогического высказывания составляет 6–7 реплик с каждой стороны.
Широко представлена монологическая речь. На основе текста-опоры, проблемного вопроса/ситуации учащиеся составляют рассказы о себе, о друге, о семье, о режиме дня, о доме; описывают людей, животных, персонажей литературных произведений, представляют себя авторами известных произведений и предлагают свои варианты развития событий; предлагают пути решения экологических проблем и т. д. Объём монологического высказывания – 12–15 фраз.
АудированиеВ учебнике этой серии для 11 классов уделяется большое внимание аудированию. Учащиеся регулярно работают с аудиозаписями на уроке и дома. Они постоянно слышат речь носителей языка, что должно способствовать формированию адекватного произношения. Слушая, а иногда и повторяя за носителями языка, учащиеся обучаются воспринимать информацию либо полностью, либо частично, либо в целом, а также имитируют интонации и звуки и легко усваивают материал, тем самым корректируя раннее сформированные произносительные навыки, уделяя внимание ритмико-интонационным особенностям английской речи.
Учащиеся воспринимают и понимают речь учителя и его чёткие инструкции в ходе урока; понимают собеседника при диалогическом общении и монологические тематические высказывания и сообщения одноклассников, построенные на изученном материале. Во время аудирования ученики используют опорные тексты и языковую догадку.
В УМК прослеживается целенаправленное обучение восприятию речи на слух. Учащимся предлагаются различного рода тексты: диалоги, интервью, монологи, радиопередачи.
Помимо вышеперечисленных умений, УМК содержит задания, направленные на развитие умений отделять главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, определять своё отношение к информации, а также извлекать из аудиотекста интересующую их информацию.
Чтение
В УМК «Английский в фокусе-11» на основе текстов различных стилей (это и отрывки из литературных произведений, и поэзия, и газетные статьи, и различного рода документы, тексты из разных областей знаний и диалоги) ведётся дальнейшее развитие умений во всех видах чтения аутентичных текстов: ознакомительное чтение, изучающее, поисковое/просмотровое. В каждом модуле представлен ситуативно-обусловленный диалог, с помощью которого учащиеся знакомятся с узуальным употреблением нового лексико-грамматического материала.
В учебниках также представлены тексты социокультурного характера, которые построены таким образом, чтобы учащиеся могли прочитать их самостоятельно и извлечь необходимую информацию. В них включено небольшое количество новых слов, которые объясняются учителем и расширяют словарный запас учащихся. Кроме того, развивается языковая догадка. Учащиеся также демонстрируют умение пользоваться двуязычным словарём учебника или одноязычным (толковым) словарём.
Письмо
Отличительной чертой данного УМК является то, что учащиеся последовательно обучаются письму как виду речевой деятельности. Каждый пятый урок модуля имеет своей целью развитие и совершенствование навыков и умений в письменной речи, а осуществляется такое целенаправленное обучение письму во взаимосвязи с остальными видами речевой деятельности – говорением, аудированием и чтением. В этом уроке учащимся предлагается ознакомиться со стилистически маркированной лексикой, вводными словами, союзами и союзными словами и выполнить ряд упражнений как в самом учебнике, так и в рабочей тетради для закрепления и активного употребления нового лексико-грамматического материала. Для подробного анализа-изучения предлагается образец письменного текста, на основе которого и осуществляется обучение письму. В конце урока учащиеся в группе или в режиме парной работы выполняют письменное задание и заканчивают его дома.
Языковые средства и навыки пользования ими
Фонетическая сторона речи
На старшем этапе изучения иностранного языка обучение фонетической стороне речи носит коррективный характер.
Благодаря хорошему звуковому обеспечению (диски для занятий в классе и дома) у учащихся вырабатывается адекватное произношение: они соблюдают нормы произношения (долготу и краткость гласных, дифтонги и т. д.), обращают внимание на отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными, связующее “r” (thereis/are), правильно ставят ударение в словах и фразах, соблюдают ритмико-интонационные особенности повествовательных, побудительных и вопросительных предложений. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), интонация перечисления, членение предложений на смысловые группы отрабатываются путём прослушивания и последующего разыгрывания диалогов, записанных на дисках. Некоторые из модулей содержат специальные фонетические упражнения, которые направлены на различение на слух сложных звуков и звукосочетаний английского языка, на отработку интонационных моделей. Закреплению произносительных навыков хорошо способствует наличие песен, аудиотексты, которые при желании и необходимости учащиеся могут повторять и выполнять имитативные упражнения.
Лексическая сторона речи Общий лексический минимум составляет примерно 700 лексических единиц. Каждый из уроков модуля содержит упражнения, направленные на развитие и совершенствование лексического навыка. В учебниках также представлены устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран, сложные для различения лексические единицы, слова, которые подразумевают использование предлогов, омофоны, синонимы, антонимы, омографы и т. д. В текстах содержится лексика, предназначенная для рецептивного усвоения (в текстах страноведческого характера и в текстах по межпредметным связям). Некоторая избыточность лексики позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении школьников с учётом их способностей и возможностей.
В учебниках даётся достаточно полное представление о способах словообразования: аффиксации, словосложении, инверсии, а систематическая и целенаправленная работа по формированию лексического навыка указывает на ярко выраженный лингвистический акцент. Интернациональные слова также представлены (project, portfolio, garage, tennisи т. д.) в УМК. В учебниках имеется раздел WordPerfect, где предложен комплекс упражнений для более глубокого изучения лексического материала. Посредством такого раздела решается вопрос индивидуализированного и личностно ориентированного подхода в обучении языку. В конце учебника расположен поурочный словарь с переводом лексических единиц на русский язык. Лексические единицы для продуктивного усвоения выделены цветом.
Грамматическая сторона речи
Грамматические явления представлены на страницах учебников в виде небольшой справки-опоры. Третий урок каждого модуля направлен на развитие и совершенствование грамматического навыка речи. Учебники содержат раздел GrammarCheck, который ориентирован на более глубокое изучение грамматического материала и также способствует решению вопроса индивидуализированного и личностно ориентированного подхода в обучении языку. В учебнике содержится весь программный материал по грамматике. В конце каждого учебника помещен грамматический справочник на английском языке.
Учёт достижений учащихся
Формы и способы контроля и самоконтроля:
Portfolio: письменные и устные задания в учебнике, обобщающие изученный материал;
Now I Know: задания в учебнике, направленные на самооценку и самоконтроль знаний материала модуля;
Задания в конце урока:Think of ten new words and expressions you have learnt in this lesson. Make sentences using them etc;
Языковой портфель: творческие работы к каждому модулю;
Spotlight on Exams: задания в формате ЕГЭ;
Progress Check/Modular Test/Exit Test: тесты из сборника контрольных заданий (Test Booklet).
Цели и задачи курса
В процессе изучения английского языка, согласно Примерным программам, реализуются следующие цели:
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция– совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция– систематизация ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объёма используемых лексических единиц; развитие навыка оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция– увеличение объёма знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний;
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках, личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; социальная адаптация учащихся, формирование качеств гражданина и патриота.
На основе сформулированных выше целей изучение английского языка в старшей школе решает следующие задачи:
расширение лингвистического кругозора старших школьников; обобщение ранее изученного языкового материала, необходимого для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на Допороговом уровне (А2);
использование двуязычных и одноязычных (толковых) словарей и другой справочной литературы;
развитие умений ориентироваться в письменном и аудиотексте на иностранном языке;
развитие умений обобщать информацию, выделять её из различных источников;
использование выборочного перевода для достижения понимания текста;
интерпретация языковых средств, отражающих особенности культуры англоязычных стран;
участие в проектной деятельности межпредметного характера, в том числе с использованием Интернета.
Развитие языковых навыков
В старшей школе осуществляется систематизация языковых знаний учащихся, полученных в основной школе, продолжается овладение ими новыми языковыми знаниями и навыками в соответствии с требованиями базового уровня владения английским языком.
Орфография Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня.
Фонетическая сторона речи
Совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу,навыков правильного произношения; соблюдение ударения и интонации в английских словах и фразах; совершенствование ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений.
Лексическая сторона речи Систематизация лексических единиц, изученных во 2-10 классах; овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения. Расширение потенциального словаря за счёт овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных и новых слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования. Развитие навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры англоязычных стран; навыков использования словарей.
Грамматическая сторона речи
Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно, и коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе.
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложений; систематизация знаний о сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных (Conditionals).
Формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией Iwish … (I wish I had my own room.), сконструкциейso/such + that (I was so busy that forgot to phone my parents.), эмфатическихконструкцийтипаIt’s him who …, It’s time you did sth.
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: PresentSimple, FutureSimple и PastSimple, Present и PastContinuous, Present и PastPerfect; модальных глаголов и их эквивалентов.
Знание признаков формирование и навыков распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного залога: PresentPerfectContinuous и PastPerfectContinuous и страдательного залога: PresentSimplePassive, FutureSimplePassive, PastSimplePassive, PresentPerfectPassive.
Знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в PastPerfectPassive и FuturePerfectPassive и неличных форм глагола (Infinitive, ParticipleI и Gerund) без различения их функций.
Формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени: SimpleFuture, PresentContinuous, tobegoingto.
Совершенствование навыков употребления определённого/неопределённого/нулевого артиклей, имён существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения).
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределённых, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many/much, few/afew, little/alittle); количественных и порядковых числительных.
Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например наречий (firstly, finally, atlast, intheend, however, etc.).
Развитие умения «Учись учиться»
Учащиеся должны:
уметь быстро просматривать тексты и диалоги, чтобы найти необходимую информацию;
иметь мотивацию к самостоятельному чтению на английском языке благодаря сюжетным диалогам, отрывкам из литературных произведений, разножанровым текстам;
совершенствовать навыки письма;
становиться более ответственными, пополняя свой Языковой портфель, и вести записи о выполненных работах в разделе «Языковой паспорт»;
оценивать себя, планировать свою деятельность, формулировать задачи и способы решения поставленных целей, развивая, таким образом, умение работать самостоятельно.
Основные содержательные линии
В курсе обучения иностранному языку можно выделить следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
языковые средства и навыки пользования ими;
социокультурная осведомлённость;
общеучебные и специальные учебные умения.
Основной содержательной линией из четырёх перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает владение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью старших школьников. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык».
Межпредметные связи
Развитие сюжета, усложнение ситуаций, в которых оказываются главные герои повествования, предполагает использование учащимися знаний и умений, приобретенных в процессе изучения других предметов школьного цикла. Большая часть упражнений учебника направлена на развитие логического мышления. Для того чтобы их проделать, учащимся придется использовать не только знание иностранного языка, но и логику.
Таким образом, при изучении курса прослеживаются связи со следующими предметами: математика (логическое мышление; денежные единицы Британии, перевод курса валют, сложение английских денег; процентные вычисления и т.д.), история(хронологические даты; политическая система; музей естественной истории; история возникновения субкультур; важные события в истории Англии 19-20 веках; жизнь в Великобритании, Америке, Германии и России в 19 веке), литература (Вильям Шекспир, Александр Пушкин; написание трагедий (театральные постановки);кинематография, МХК (мировая художественная культура):
термины обращения к титулованной особе;
особенности английской архитектуры;
празднование различных праздников;
история жизни подростков;
празднование Рождества в Англии и в России и традиции, связанные с ним;
особенности жизни и быта Англичан;
География: города Англии, Америки, России; достопримечательности Лондона, его улицы, вокзалы; расположение социальных служб в разных странах.
Содержание курса
Предметное cодержание речи
Социально-бытовая сфера
Повседневная жизнь семьи, её доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нём, самочувствие, медицинские услуги.
Социально-культурная сфера
Молодёжь в современном обществе. Досуг молодёжи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический прогресс.
Учебно-трудовая сфера
Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.
2.2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения иностранного языка на базовом уровне в 11 классе ученик должен:
знать/понимать
значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
значение изученных грамматических явлений в расширенном объёме (видовременные, неличные и неопределённо-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь/косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времён);
страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнёра;
уметь
Говорение
вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); рассказывать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;
рассказывать о своём окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;
Аудированиеотносительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространённых стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеоматериалов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;
Чтение
читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
Письменная речь
писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в целях образования и самообразования;
расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах – побуждениях к действию, диалогах – обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения.
Развитие умений:
участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему;
осуществлять запрос информации;
обращаться за разъяснениями;
выражать своё отношение к высказыванию партнёра, своё мнение по обсуждаемой теме.
Объем диалогов – до 6–7 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь
Совершенствование умений выступать с устными сообщениями в связи с увиденным/прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.
Развитие умений:
делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме;
кратко передавать содержание полученной информации;
рассказывать о себе, своём окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки;
рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы;
описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемогоязыка.
Объем монологического высказывания – 12–15 фраз.
АудированиеДальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержанияаутентичных аудио- и видеоматериалов различных жанров и длительности звучания до 3 минут:
понимания основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;
выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;
относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространённых стандартных ситуациях повседневного общения.
Развитиеумений:
отделять главную информацию от второстепенной;
выявлятьнаиболеезначимыефакты;
определять своё отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учётом межпредметных связей):
ознакомительное чтение – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
изучающее чтение – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
просмотровое/поисковое чтение – с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Развитие умений:
выделять основные факты;
отделять главную информацию от второстепенной;
предвосхищать возможные события/факты;
раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
понимать аргументацию;
извлекать необходимую/интересующую информацию;
определять своё отношение к прочитанному.
Письменная речь
Развитие умений:
писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме);
составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;
рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
описывать свои планы на будущее.
Компенсаторные умения
Совершенствование следующих умений:
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;
прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);
игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устного речевого общения; мимику, жесты.
Учебно-познавательные умения
Дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приёмами самостоятельного приобретения знаний:
использовать двуязычный и одноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу, в том числе лингвострановедческую;
ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на английском языке.
Развитие специальных учебных умений:
интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста на английском языке.
Социокультурные знания и умения
Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений происходит за счёт углубления:
социокультурных знаний о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, а также этикет поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;
межпредметных знаний о культурном наследии страны/стран, говорящих на английском языке, об условиях жизни разных слоёв общества в ней/них, возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных ориентирах; этническом составе и религиозных особенностях стран.
Дальнейшее развитие социокультурных умений использовать:
необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия/несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других;
необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну и культуру в иноязычной среде, оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;
формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения.
Выводы по Главе II.
Опираясь на данные , приведённые в Главе II , можно сделать вывод о том , что данный УМК полностью отвечает всем современным требованиям и практически подходит для дистанционного обучения, так как оснащён аудиоматериалами, наполнен аутентичными материалами, даёт огромное количество интересной, актуальной, современной лексики, а также фразовые глаголы и фразеологизмы. Кроме того , в данном УМК присутствуют виды работы , отвечающие требованиям ФГОС. К примеру, в начале каждого нового подраздела есть задания на совместное целеполагание и развитие языковой догадки . Это задания типа: послушайте музыку и представьте, посмотрите на картинку и подумайте, прочитайте первый абзац и предположите... В учебнике есть задания на групповую и парную работу, а также на проектную деятельность как индивидуально, так и в парах и группах. В учебнике есть отдельные подразделы , направленные на развитие межпредметных связей (across the curriculum). Особое внимание уделяется проблеме экологии, в каждом модуле есть экологическая страничка. В учебнике есть подразделы , направленные на работу с оригинальными текстами-отрывками из классической литературы.
Однако, главной трудностью для учащихся является грамматика, а грамматический справочник , представленный в данном УМК написан на английском языке . В связи с этим был дополнительно составлен грамматический справочник на русском языке с простыми тренировочными упражнениями для работы в классе и самостоятельной работы учащихся в системе Moodle.
Грамматический справочник предназначен для самостоятельной работы учащихся , когда нет возможности непосредственно задать учителю все интересующие вопросы в условиях дистанционного обучения в силу ограниченного времени общения и отсутствия возможности индивидуальных консультации как при очной форме обучения .
Сборник написан на русском языке с целью снятия языковых трудностей, поскольку недостаточный уровень владения учащимися специальной терминологией не всегда позволяет им полностью понять предлагаемое грамматическое явление.
Данный справочник является дополнением к учебнику, он полностью освещает все грамматические темы , представленные в учебнике "Spotlight 11", что облегчает процесс объяснения грамматического материала на уроке, поскольку может быть использован в качестве наглядного материала, а также даёт учащимся возможность самостоятельной работы с пособием в случае необходимости.
В справочнике представлены 8 грамматических тем (Времена глагола активного залога. Придаточные предложения. Ing-форма и инфинитив ( с to или без to). Страдательный залог. Модальные глаголы. Косвенная речь. Условное наклонение. Инверсия.), а также тренировочные упражнения для самостоятельной отработки грамматических структур.
Кроме того, для удобства работы в условиях дистанционного обучения был дополнительно составлен сборник диагностических материалов, поскольку контрольные работы, разработанные авторами УМК рассчитаны на 80 минут, что является нецелесообразным . Данный сборник диагностических материалов предназначен для самопроверки/ взаимопроверки и самооценки/ взаимооценки знаний учащихся 11 класса с последующим анализом и коррекцией ошибок.
В сборник входят 10 контрольных работ( тестов) , состоящих из 20 заданий на выбор правильного варианта ответа, причем правильный ответ только один. Именно такой вариант представляется наиболее удобным для размещения в системе дистанционного обучения Moodle. В начале учебного года предполагается входной тест . По окончании каждого модуля в рамках урока самоконтроля предусмотрен тест. В конце учебного года тоже предполагается итоговый тест по всему учебному курсу.
Каждый тест рассчитан на 20 минут с последующей самопроверкой или взаимопроверкой и оцениванием .
Далее предполагается работа над ошибками и самоанализом.
При помощи данных измерительных материалов проверяются знания грамматического материала, лексики, фразовых глаголов , предлогов, словообразования , фразеологизмов, а также разговорных клише, соответствующих заданной ситуации. Во время урока тест выводится на экран электронной доски , учащиеся выполняют предложенные задания в течение 20 минут затем осуществляется совместная с учителем проверка всех тестовых заданий по порядку. Учащиеся подсчитывают количество правильных ответов и сами ставят отметки либо себе ( при самопроверке), либо однокласснику ( при взаимопроверке).
Именно такая форма контроля кажется наиболее целесообразной в условиях дистанционного урока, поскольку непосредственно сдать работы учителю не всегда возможно в силу расстояния .
Заключение
Дистанционное обучение активно развивается в последнее время. В нашем городе педагоги активно используют возможности дистанционного обучения, Интернета. Мировая практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время.[8]
В данной работе мы постарались изучить основные понятия , принципы и способы оценки качества дистанционного обучения.
В первом параграфе Главы I были представлены несколько определений понятия "дистанционного обучения ", а также основные характерные особенности данного вида образования. Среди них: гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность, охват, рентабильность, НИТ, социальность, интернациональность. Далее были описаны 4 основных принципа дистанционного обучения: принцип интерактивности, принцип стартовых знаний,  принцип индивидуализации, а также принцип  педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Среди типов выделяются 4 типа , основанные на степени удаленности учителя и учащегося и способах преодоления этой удалённости. В заключительном параграфе данной главы мы познакомились с системой показателей оценки качества дистанционного образования
Опираясь на данные , приведённые в Главе II , можно сделать вывод о том , что УМК "Английский в фокусе -11" полностью отвечает всем современным требованиям и практически подходит для дистанционного обучения, так как оснащён аудиоматериалами, наполнен аутентичными материалами, даёт огромное количество интересной, актуальной, современной лексики, а также фразовые глаголы и фразеологизмы. Кроме того , в данном УМК присутствуют виды работы , отвечающие требованиям ФГОС
Однако, главной трудностью для учащихся является грамматика, а грамматический справочник , представленный в данном УМК написан на английском языке . В связи с этим был дополнительно составлен грамматический справочник на русском языке с простыми тренировочными упражнениями для работы в классе и самостоятельной работы учащихся в системе Moodle.
Кроме того, для удобства работы в условиях дистанционного обучения был дополнительно составлен сборник диагностических материалов, поскольку контрольные работы, разработанные авторами УМК рассчитаны на 80 минут. Данный сборник диагностических материалов предназначен для самопроверки/ взаимопроверки и самооценки/ взаимооценки знаний учащихся 11 класса с последующим анализом и коррекцией ошибок.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.В ходе данной выпускной работы были изучены основные понятия и характерные особенности дистанционного обучения.
2.Особое внимание уделялось основные принципам и средствам дистанционного обучения.
3. Были рассмотрены различные способы и критерии оценки качества дистанционного образования.
4. УМК " Английский в фокусе-11" был проанализирован на соответствие требованиям дистанционного обучения, в ходе анализа были выявлены достоинства данного УМК, а также некоторые его неудобства для дистанционного обучения.
5. Были сформулированы основные требования к уровню подготовки выпускников.
Библиографический список использованной литературы
  
1.   Андреев, А.А. Дидактические принципы дистанционного обучения. [Электронный ресурс] http://www.pokoleniye.ru2.      Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.[ Текст] - М., 1980.
3.      Бабанский, Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации.[ Текст] – Советская педагогика, 1982, №11.- С.33.
4.Джусубалиева, Д.М. Состояние основных тенденций развития профессиональной подготовки студентов//Формирование информационной культуры студентов в системе профессиональной подготовки специалистов. [Текст] –Алматы, 1996.
5.Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995 г., № 3
6.Дистанционное образование.  [Электронный ресурс] Лекции http://www.iet.mesi.ru/dis/oglo.htm7.Домрачев ,В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы [Текст] //  Высшее образ. в России, № 3, 1994г
8.Никитин А.Б., Синегал В.С., Сороцкий, В.А., Цикин, И.А. Интерактивные информационные технологии на основе  Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи.\\ ДО. -№1,-1998
9.Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. [ Текст] – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.
10.Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть?http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm11.Полат Е.С.  Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. [Электронный ресурс] http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm12. Полат, Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты [Электронный ресурс].http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm13. Полат, Е.С.   Педагогические технологии дистанционного обучения. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
14.      Рудакова, Т.Д.  Основные принципы дистанционного обучения в профильной школе[Электронный ресурс] http://school.iot.ru/index.237
15.   Скулов, П.В.   Теоретическое обоснование использования принципа динамического баланса в педагогике // П. В. Скулов // Мир науки, культуры, образования. [Текст] – 2009. – № 4 (16). – С. 252–255.
16.Тихомиров ,В.П. ДО: история, экономика, тенденции. . [Текст] //Дистанционное обучение 1997. №2.  С. 69
17..      Фокин, Ю.Г. Психодидактика высшей школы: Психолого-дидактические основы преподавания. . [Текст] - М., 2000.....
18. Хуторский, А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. . [Текст] – М.: ИОСО РАО, 2000
19.  Хуторский, А.В. Дистанционное обучение и его технологии. [Текст] // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.312Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Факультет дополнительного образования
Факультет иностранных языков
Кафедра английского языка
ВЫПУСКНАЯ работа
ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Дистанционное обучение как средство развития информационно -образовательной среды в рамках современного школьного образования .
Автор работы: Шамсутдинова Н.В.
Ульяновск 2016г.
Содержание
Введение...............................................................................................................3
Глава I. Необходимость развития дистанционного обучения в рамках современного школьного образования ...........................................................5
1.1 Понятие и характерные особенности дистанционного образования..........5
1.2. Принципы  и средства дистанционного обучения......................................8
1.3. Оценка качества дистанционного образования...........................................11
Выводы по Главе I…………………………………………………....................16
Глава II. Анализ УМК "Английский в фокусе -11" на
соответствие требованиям дистанционного обучения....................................17
2.1.Краткая характеристика и содержание курса «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ, 11» (“SPOTLIGHT”)...........................................................................................17
2.2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.............30
Выводы по Главе II ………………………….…………......................................38
Заключение................................................................................................................42
Библиографический список использованной литературы