Рабочая программа по изобразительному искусству 7кл







Содержание программы.
 «Изобразительное искусство в жизни человека».- 34 часа.
 
1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека - 8 часов
 
Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.
 
Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчает эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает  работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно- практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.
 
2 четверть. Поэзия повседневности - 8 часов
 
          Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение  бытовых занятий  присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.
 
        Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способствует раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.
 
          Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирования навыков композиционного мышления учащихся.
 
3 четверть. Великие темы жизни - 9 часов.
 
          Живопись- монументальная и станковая. Монументальные росписи- фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.
 
          Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей, обращенность станкового искусства к индивидуальному  восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический  жанры в искусстве 17 века.
 
            Беседа о развитии навыков восприятия  произведений изобразительного искусства.
 
4 четверть. Реальность жизни и художественный образ - 9 часов.
 
       Заключительная четверть по изучению изобразительного искусства имеет обобщающий характер. Материал четверти в большей степени посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве, но главной задачей  изучения искусства является обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни.
 
        Итоговые обобщения материла на уроках проходят в форме беседы, дискуссии, в игровых и театрализованных формах.
 
          В течение всей четверти ведется художественно- практическая деятельность. Это работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению и создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Работа над иллюстрациями помогает учащимся острее увидеть соотношение и ее выражения в искусстве, т. е. проблему художественного образа и его пластического смысла.




























Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Ко-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Учебно-творческое задание
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид контроля
Элементы дополнительного (необязательного) содержания.
Домашнее задание
ИКТ (информационное обеспечение урока)
Дата

п/ф

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов).

1
Изображение фигуры человека в истории искусства. . 
1
Урок изучения новых знаний.
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека.
Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.
Знать:
- виды изобразительного искусства.
Уметь:
-соблюдать пропорции при изображении фигуры человека; - изображать человека в движении.
Устный опрос. Практическая работа.
Изображение человека в древних культурах Индии.
Подобрать зрительный материал по видам искусств.
Мультимедийная презентация «Человек в  искусстве».



2
Пропорции и строение фигуры человека.
1
Урок формирования новых умений.
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека.
Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движений человека. Карандаш и аппликация.
Знать
пропорции фигуры человека.
Уметь рисовать схемы движений человека.
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
Академический рисунок.
Зарисовки с натуры членов своей семьи.
Мультимедийная презентация «Академический рисунок».



3
Лепка фигуры человека.
1
Урок формирования новых умений.
Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения.
Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений.
Знать имена великих скульпторов и их произведения.
Уметь использовать выразительные свойства материала (глины, пластилина) для передачи движения и пропорций в скульптуре.
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
_
Подобрать зрительный материал с изображением человека.
Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре».



4-5
Набросок фигуры человека с натуры.
2
Новый материал.
Комбинированный.
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь , выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении.



Наброски с натуры одетой фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору.
Знать понятие силуэт.
Уметь: пользоваться графическими материалами;
- видеть и передавать характер движения.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.
-
Наброски с натуры друзей и знакомых.
Мультимедийная презентация «Процесс выполнения наброска».



6-7
Человек и его профессия
2
Новый материал.
Комбинированный.
Изобразить человека на рабочем месте.

Знать профессии и уметь их изобразить на рисунке.



Мультимедийная презентация по теме



8
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве, в искусстве Ульяновскиххудожников 19-21 веков.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.
Беседа «Соединение двух путей поиска красоты человека. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья».
Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве.
Уметь воспринимать произведения искусства.

Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст.
Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту.
-



Поэзия повседневности (8 часов).

9
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
1
Комбинированный.
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве.
Изображение мотивов из жизни разных народов (древнегреческие росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра).
Знать жанровую систему и её значение для анализа развития искусства.
Уметь владеть материалами для графического рисунка.
Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками.
-
Подобрать иллюстрации или подготовить мультимедийную презентацию о жанрах.
Мультимедийная презентация «Искусство разных народов».



10
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Бытовой  и исторический .
1
Урок формирования новых знаний.
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре.
Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников.
Знать:
 - виды жанров и тематическое богатство внутри них;
- подвижность границ между жанрами.
Уметь анализировать произведения искусства.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников.
Подобрать иллюстрации с картин разных жанров.
Мультимедийная презентация «Жанры в изобразительном искусстве».



11
Сюжет и содержание в картине.
1
Комбинированный.
Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору).
Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т. п..
Знать разницу между сюжетом и содержанием.
Уметь строить тематическую композицию.
Владеть навыками использования материалов графики.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
-
Наброски с натуры предметов, необходимых для сюжета рисунка.
Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в графике».



12
Жизнь каждого дня  - большая тема в искусстве.
1
Комбинированный.
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.
Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору).
Знать разницу между сюжетом и содержанием.
Уметь
- строить тематическую композицию;
- видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
-
Наброски с натуры или по памяти сценок на улице или дома.
Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в живописи».



13
Жизнь в моём посёлке в прошлых веках .
1
Урок формирования новых умений.
Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками.
Создание композиции на темы жизни людей в прошлом с использованием архивных материалов из истории и собранного зрительного материала.
Знать:
- изученное о роли и истории тематической картины и её жанровых видов;
- особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников. Уметь построить тематическую композицию.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Наиболее важные исторические события Ульяновского региона.
Подобрать зрительный материал к своей работе на тему праздника.
Мультимедийная презентация «Исторический жанр в изобразительном искусстве».



14-15
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.
2
Урок изучения новых знаний.
Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера.
Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей Ульяновской области. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж.
Знать имена художников и их произведения.
Уметь
- передавать цветом настроение, национальный характер;
- воспринимать произведения искусства.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Венецианский и бразильский карнавалы. Карнавальные костюмы и маски.
Выполнить наброски карнавального костюма к новогоднему празднику.
Мультимедийная презентация «Тема праздника в живописи».



16
Художники передвижники
1











Великие темы жизни (9 часов).

17
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
1
Урок изучения новых знаний.
Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века.
Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художники Т.Мазаччо, С.Боттичелли, Рафаэль, Д.Веласкес.
Знать имена выдающихся художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров.
Выступления с анализом произведений известных художников.
Исторические произведения Ф.Гойи.
Подобрать зрительный ряд с тематическими картинами русских живописцев.
Мультимедийная презентация «исторические и мифологические темы в искусстве».



18
Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве ульяновских художников 19 века.
1
Урок изучения новых знаний.
Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому как понимание современности.
Беседа о великих русских живописцах 19 столетия. К.Брюллов «Последний день Помпеи», В Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни».
Знать имена выдающихся художников и их произведения.
Уметь
воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров.
Выступления с анализом  тематических произведений известных художников.

Подобрать сообщение или мультимедийную презентацию о художниках Тульской области.
Мультимедийная презентация «Творчество К.Брюллова и В.Сурикова».



19-20
Процесс работы над тематической картиной.
2
Комбинированный.
Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали.
Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала.
Знать этапы создания картины.
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Принести репродукции с картин на библейские темы.
Мультимедийная презентация «Композиция в тематической картине».



21-22
Библейские темы в изобразительном искусстве.
2
Комбинированный.
Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.
Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша.
Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве.
Уметь строить тематическую композицию.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.
Подобрать репродукции с изображением монументальной скульптуры.
Мультимедийная презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве».



23-24
Монументальная скульптура и образ истории народа.
2
Комбинированный.
Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании.
Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или герою.
Знать мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны.
Уметь работать с пластическими материалами (пластилином, глиной).
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны.
Мемориалы, установленные на Ульяновской земле.
Подготовить свои работы к творческому отчёту.
Мультимедийная презентация «Монументальная скульптура».



25
Место и роль картины в искусстве 20 века.
1
Урок обобщения и систематизации изученного.
Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.
Беседа и дискуссия о современном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности и общества, природы и человека.
Знать имена выдающихся художников 20 века и их произведения. 
Уметь анализировать картины художников и выражать своё собственное мнение.
Аргументировано анализировать картины художников.
Монументальная живопись Мексики.
Монументальная живопись Поволжья .
Мультимедийная презентация «Творчество С.Дали, П.Пикассо, М.Шагала».



Реальность жизни и художественный образ (9 часов).

26-27
Художественно-творческие проекты.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
2
Урок изучения новых знаний.
Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации.
Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала.
Знать 
- имена известных художников-иллюстраторов книг;
- роль художественной иллюстрации.
Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме.
Творческое обсуждение работ.
Творчество Г.Доре, О.Домье
Сбор материала, эскизы для проекта.
Мультимедийная презентация



28
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.
1
Урок формирования новых умений.
Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Завершение работы над иллюстрациями литературного произведения.
Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре.
Уметь создавать творческую композицию по воображению.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
-
Подобрать иллюстративный материал по теме урока.
Мультимедийная презентация «Абстрактное искусство 20 века».



29
Зрительские умения и их значение для современного человека.
1
Урок обобщения и систематизации изученного.
Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения.
Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом.
Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства.
Уметь аргументировано анализировать произведения искусства.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Творческий характер зрительского восприятия.
Подобрать иллюстративный материал по теме урока.
Мультимедийная презентация «Язык искусства на примере известных картин».



30
История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.
1
Урок изучения новых знаний.
Историко-художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени.
Различные стили. Импрессионизм и пост импрессионизм. Передвижники. «Мир искусства».
Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом.
Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. Аргументировано анализировать картины.
-
Подобрать иллюстративный материал по теме урока для беседы о художниках и их творчестве.
Мультимедийная презентация «Различные стили в искусстве».



31
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
1
Урок обобщения и систематизации изученного.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве.
Беседа. Направление в искусстве и творческая индивидуальностьхудожника. Великие художники в истории искусства и их произведения.
Знать 
- имена великих художников в истории искусства и их произведения;
- особенности роли и истории тематической картины и её жанровых видах.
Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.

Подготовить сообщение или мультимедийную презентацию о музеях Ульяновской области или России.
Мультимедийная презентация «Великие художники и их творения».



32-33-34
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культур. Ульяновский Краеведческий музей изобразительных искусств.
3
Урок обобщения и систематизации изученного.
Музеи мира. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Обобщение материала по темам раздела и года.
Беседа. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр. Выставка работ, выполненных в течение года. Экскурсия по выставке.
Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.
Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.
Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.
Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям на каникулах (по желанию).
Мультимедийная презентация «Музеи мира».











Планируемые результаты



Требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны знать -
а) основные виды и жанры изобразительных искусств.
б) основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция)
в) выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения.
г) наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Учащиеся должны уметь:
Применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности
Анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция)
Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические:
Восприятия и оценки произведений искусства;
Самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Учащиеся должны владеть компетенциями: коммуникативной, личностного развития, ценностно – ориентированной, рефлексивной.













2 001Рисунок 2C:\Documents and Settings\Комп\Рабочий стол\ло\2 001.jpg15