Конспект урока по математике Задачи на нахождение разности.Обратные задачи

Мучиряева Б.А, учитель начальных классов
Базовая школа БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова»
Технологическая карта урока математики во 2 классе
Тема урока: Задачи на нахождение разности. Обратные задачи.
Цель педагогической деятельности: познакомить с задачами на нахождение разности; совершенствовать          вычислительные навыки и умение преобразовывать величины; развивать логическое         мышление.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся решать задачи на нахождение разности, а так же составлять обратные задачи, использовать краткую запись при решении задач; использовать математическую терминологию; рассуждать и делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.
Метапредметные:
регулятивные- действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;
познавательные- использовать различные способы поиска, анализа, синтеза информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; продолжать совершенствовать вычислительные навыки;
коммуникативные- формировать готовность слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы: презентация к уроку






Организационная структура урока
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимовоздействия



Деятельность учителя
Деятельность обучающегося




Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

1.Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Учитель произносит слова, а учащиеся повторяют вслух:
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!


Волевая саморегуляция

2. Актуализация знаний





















































































































3. Самоопределение к деятельности





















4. Физминутка










5. Совместное исследование проблемы

























































6. Первичное закрепление





















8. Самостоятельная работа с самопроверкой





9.Рефлексия деятельности







Закрепление вычислительных навыков в пределах 100.
Актуализация
мыслительных операций.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи










































































































Поиск решения учебной задачи





















Снятие усталости у детей посредством физических упражнений и восстановить умственную работоспособ-
ность

Знакомство с задачами на нахождение разности. Формирование умения составлять задачи, обратные данной.


















































Закрепление умения решать задачи на нахождение разности и составлять обратные задачи
















Закрепить знания и умения учащихся





Анализ деятельности на уроке.






  1.Задачи на смекалку:
- Сидят 3 белки на ветках, против каждой белки – 2 белки. Сколько их всего?
- По двору ходят куры и кролики, всего 12 ног. Сколько может быть кроликов и сколько кур?
- Лестница состоит из 9 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы?

-Вставь пропущенные числа:
17-*=12 11+*=9
*-15=4 *+12=18
18-*=15 8+*=15
16-*=4 *+7=14

 2.Индивидуальная работа по карточкам.
        Карточка 1
        Вставь пропущенные знаки действий.
        7 * 8 = 15                54 * 4 = 50
        12 * 4 = 8                30 * 20 =50
        10 * 5 = 15                6 * 50 = 56
        14 * 5 = 9                100 * 10 = 90
        Карточка 2
        1.Запиши третье число, которое следует за числом 35.
        2. Запиши данные числа в порядке возрастания: 25, 57, 14, 6, 39, 98, 100.
        3.Замени суммой разрядных слагаемых числа 51, 84, 27.
        Карточка 3
        Сравни. Поставь знаки «больше», «меньше» или «равно».
        30см * 3дм5см                80 мм * 8 см
        55 см * 5 дм                70 мм * 8 см
        9 м * 90 дм                10 м * 10 см
        3. Фронтальная работа
         - Найдите ошибки и докажите, что вы правы.
        (Равенства записаны на доске.)
54 – 4 = 50               
 15 – 7 = 6               
 9 + 8 = 16
13 – 9 = 5               
 3 + 60 = 93               
 86 – 6 = 26
         - В стране Математики переполох: правила потерялись. Помогите навести порядок         найдите  вторую половинку каждого правила.
        Чтобы найти неизвестное                разности прибавить вычитаемое
        слагаемое, надо из
        Чтобы найти неизвестное                 10 мм
        уменьшаемое, надо к                  100 коп.
        1 руб. равен                                  суммы вычесть известное слагаемое
        1 м равен
        100 мм – это                                  10 дм
        1 см равен                                  100 см
  Решите задачи:
         - В месте для парковки стояли 20 машин: 9 красных, 6 чёрных, а остальные белые. Сколько         было белых машин?
         - На детской площадке 9 ребят съезжают с горки, а на качелях катаются на 5 ребят больше.          Сколько всего детей съезжает с горки и катается на качелях?
         - В начале недели в магазин завезли горшки с цветущими фиалками. За неделю продали         20 горшков с розовыми фиалками и 10 – с сине-фиолетовыми. Осталось лишь 7 горшков с         белыми фиалками. Сколько горшков с фиалками было в магазине в начале недели?
         - Саша собрал коллекцию из 20 монет, а Егор – коллекцию из 40 значков. На сколько         предметов коллекция Егора больше, чем коллекция Саши?
В тетради решите «четверку» примеров: 45,4,49
36,4,40
18,11,29
Решение задач.
      - Послушайте задачу.
       Мама купила 2 груши и 7 яблок. Сколько всего фруктов купила мама?
         - решите задачу устно.
         - Послушайте ещё одну задачу.
     Мама купила 9 фруктов и положила их на тарелку. Дети съели 5 фруктов. Сколько фруктов осталось на тарелке?
         - Запишем условие задачи в виде выражения с окошком:
                9 - 5 = *   
 - Что неизвестно?
         - Кто догадался, какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?

 1.Знакомство с правилом
         На доске записано равенство
        10 – 3 = 7
         - Прочитайте равенство, называя компоненты вычитания.
         - Что такое уменьшаемое, вычитаемое, разность?
         - Может ли вычитаемое быть больше уменьшаемого?
- Может ли разность больше уменьшаемого? Почему?

Выполняет физминутку с детьми










Решите задачу: У Нины было 34 рубля. Она купила блокнот за 20 рублей. Сколько денег у нее осталось?
- Какие числа были даны в задаче?
- Разве число 14 руб. было известно? Мы нашли число 14 руб. после решения задачи. Значит, число 14 руб. не было дано в условии задачи. Это число заключается в квадратик. Запишем схему прямой задачи:
34 руб.,20 руб.,14 руб. Запишите решение задачи. А теперь составим обратную задачу, для этого сделаем неизвестным число 34 руб., а два других числа будут неизвестны:
*, 20 руб., 14 руб. Искомое, неизвестное число обозначим квадратиком. Сформулируйте условие обратной задачи.
У Нины было несколько рублей. Она купила блокнот на 20 рублей, после этого у нее осталось 14 рублей. Сколько было денег у Нины до покупки?
Составим подробную беседу по схеме и запишем в тетрадь.
- Сколько руб. было у Нины? Сколько денег она истратила? Какой же вопрос задачи? Сколько денег было первоначально? На доске написано: * руб., 20 руб.,14 руб. Чтобы решить задачу, надо эти числа связать знаками. Если человек уплатил деньги, то у него денег становится меньше или больше? Каким же действием нам надо выполнить? Какое число нам надо вычесть? Сколько же получится? Какую задачу мы решили? Запишите решение задачи. Составьте 2 обратную задачу. Какое число сделаем неизвестным?
У Нины было 34 руб. Когда на купила блокнот, то у нее осталось 14 руб. Сколько рублей стоил блокнот? 34 руб., * руб., 14 руб.
Напишите решение задачи.









А теперь поработаем в парах. Решите следующую задачу.
В мешке было 15 кг муки. Из нее взяли 9 кг муки. Сколько кг муки осталось? Составьте к ним 2 обратные задачи.



А теперь давайте проверим, как вы составили задачи.












Составьте прямую и обратные задачи по ряду чисел:
62, 42, *
Самопроверка.




Над какой темой работали сегодня на уроке? Рефлексивный прием «Светофор». Кто понял новую тему, тот поднимите зеленый кружок. Кто не понял-красный, а кто понял, но допускал ошибки, поднимите желтый кружок. Оценивание учащихся.
Запись домашнего задания.




Осознанное и произвольное речевое высказывания в устной форме. Осуществление поиска правильных ответов на поставленные вопросы.








Формирование умения работать индивидуально и правильно расставлять знаки действий.














Сравнивают именованные числа






Умение находить неверные равенства и доказать свою правоту










Умение показать связи между результатами и компонентами, умение преобразовывать единицы длины










Выстраивают цепочку рассуждений при решении задач




































Выделение и формулирование познавательной цели урока с помощью учителя






Развитие умения сравнивать и делать выводы





















Умение отвечать на поставленные вопросы учителя, анализировать и сопоставлять.






















Умение преобразовывать информацию
Через решение прямой задачи на нахождение разности учащиеся самостоятельно формулируют вывод о том, что они составили задачу на нахождение уменьшаемого.
Самостоятельно составляют 2 обратную задачу на нахождение неизвестного вычитаемого.


Умение решать задачи и составлять обратные






Умение формулировать условие задачи, ход рассуждений и правильно составлять обратные задачи.
Умение оформлять записи прямой и обратных задач в тетради. Умение делать выводы.


Умение составлять по данным числам задачу на нахождение разности и обратных к ним.


Соотношение цели и результатов

















Формируем умение выполнять умозаключение

Слушают учителя. Адекватно воспринимают оценку учителя.










































Умение слушать других и анализировать их ответы, допускают право на ошибку



























Применяют математические знания при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий












































Умение аргументировать свое мнение и слушать других




















Умение слушать и понимать речь других
























Умение оформлять свои мысли в устной форме










Умение проговаривать понятия

















Формируем умение слушать и понимать других, работать в паре на принципах делового
сотрудничества


Контроль, взаимопомощь.












Умение использовать и применять полученные знания
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

























































Оценивают результат своих действий














Контроль деятельности в ходе выполнения задания















































Умение контролировать свою деятельность









Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ действий учителя












































Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.











Умение выполнять пробное учебное действие



























Осуществление самооценки собственной деятельности










































15