Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе.


Предмет: биология Класс: 6 класс Тема урока: значение хвойных растений и хвойных лесов в природе. Цель урока: познакомить учащихся с характерными особенностями голосеменных растений на примере сосны и ели; происхождением голосеменных; познакомить с особенностями размножения растений на примере размножения сосны; выявить черты сходства и различия представителей споровых и семенных растений Ожидаемые результаты: могут сравнивать, обобщать и делать выводы по данному материалу.
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Орг. момент (3 мин)
Приветствие. Психологический настрой. Демонстрируют эмоциональную подготовку к уроку.
Приготовились и настроились на урок
II. Опрос домашнего задания
(8 мин) Опрос у доски:
Фронтальный опрос.
Какие органы имеются у папоротника?
Как доказать, что 300 млн. лет назад растительный покров Земли был представлен в основном папоротникообразными, имеющими гигантские размеры?
Чем папоротник отличается от мха кукушкина льна?
Где у папоротников развиваются споры и как они рассеиваются?
Чем размножение папоротника отличается от размножения льна?
Чем весенние и летние побеги хвоща различаются по строению и выполняемым функциям?
Осенью побеги хвоща отмирают. Каким образом весной происходит их возобновление?
Каковы черты сходства и отличия в строении хвоща и плауна?
Отвечают на вопросы. взаимооценивают
III. Целеполагание (2 мин) С какими отделами растительного мира мы с вами уже познакомились?
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, делают вывод.
IV. Изучение нового материала
(17 мин)
Работа в группах:
Каково значение хвойных деревьев. Каждая группа готовит свой постер. Затем по методу ЖИКСО, оценитьт работу другой группы: « две звезды, одно пожелание2
Работают с учебником, составляют план работы и готовят постер. Затем знакомяться с другой работой и оцениват, делая записи на стикерах.
Слушают замечания и пожелание других групп по свой работе.
V. Закрепление (5 мин)
Почему отдел называется голосеменные?
1. Назовите характерные особенности голосеменных растений.
Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек. Отвечают и делают выводу по данной теме.
VI. Рефлексия ( 4 мин)
–это было так легко….
-этого я не знал и только узнал….
-было трудно и я ничего не понял…. Пишут на стикерах
VII. Домашнее задание (2 мин) Прочитать и пересказать параграф. Проработать вопросы = в конце уроков Записывают в дневники
Предмет: естествознание Класс: 5 Тема урока: В мире физических и химических явлений. Цель урока: познакомиьть с физическими и химическими явлениями, развивать познавательную потребность, умение наблюдать, сравнивать, прогнозировать результат и делать выводы. Ожидаемые результаты: могут находить отличия и сходства физических и химических явлений.
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Орг. момент (3 мин)
Приветствие. Психологический настрой. Демонстрируют эмоциональную подготовку к уроку.
Приготовились и настроились на урок
II. Опрос домашнего задания
(8 мин) Опрос у доски:
А) Ароморфозы в Археи
Б) животный мир в протерозое
В) растительный мир протерозоя Отвечают на вопросы. взаимооценивают
III. Целеполагание (2 мин) Из курса биологии 9 класса и географии вспомнить хронологию развития жизни на
Земле. Какие вы помните еще эры и периоды на которые они делятся Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, делают вывод.
IV. Изучение нового материала
(17 мин)
Работа с учебником индивидуально.
-Прочитать, составить план параграфа.
– оценить свою работу и работу одноклассника
- выписать новые термины Работают с учебником, составляют план:
Первые наземные растения - псилофиты. Особенности строения.
Появление споровых растений (хвощи, плауны, папоротники).
Возникновение голосеменных растений. Формирование семян.
Поверяют, оценивают. Дают определения новым терминов.
V. Закрепление (5 мин)
В каком направлении шла эволюция растений в пртерозое Составляют кластеры
VI. Рефлексия ( 4 мин)
–это было так легко….
-этого я не знал и только узнал….
-было трудно и я ничего не понял…. Пишут на стикерах
VII. Домашнее задание (2 мин) Прочитать и пересказать параграф. Проработать вопросы = в конце уроков Записывают в дневники
Предмет: химия Класс: 9 Тема урока: ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ И СПОСОБЫ ЕЕ УСТРАНЕНИЯ . Цель урока: рассмотреть понятие и причину жесткости воды как основополагающей характеристики качества воды, пригодной для использования человеком; изучить способы устранения жесткости воды; развивать информационную, учебно - познавательную, коммуникативную компетентность учащихся Ожидаемые результаты: знают способы устранения жесткости воды и могут применить на практике.
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Орг. момент (3 мин)
Приветствие. Психологический настрой. Демонстрируют эмоциональную подготовку к уроку.
Приготовились и настроились на урок
II. Опрос домашнего задания
(8 мин) Опрос у доски:
Выполнение учащимися проверочного теста по теме «Щелочно-земельные металлы» (по двум вариантам). (Приложение №1)
Отвечают на вопросы. взаимооценивают
III. Целеполагание (2 мин) Учитель приглашает к демонстрационному столу одного из учащихся для проведения опыта: Растворение мыльного раствора в дождевой воде и в воде из под крана.
В дождевой воде мыло пенится хорошо, а в воде из под крана плохо. Формулируется проблемный вопрос: Почему в воде из под крана мыло пенится плохо? Когда вода может стать причиной неприятных явлений, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни очень часто? Что вам известно об этом процессе? (Образование накипи). Почему образуется накипь? Постановка цели: изучить природу жёсткости воды и способы её устранения. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, делают вывод.
IV. Изучение нового материала
(17 мин)
1 группа: 1. Укажи свойства жесткой и мягкой воды. Обведи овалом нужный ответ.
Мыло легко пенится. Жесткая / мягкая
Мыло не пенится и оседает хлопьями. Жесткая / мягкая
Хорошо развариваются мясо, овощи и крупы. Жесткая / мягкая
Образует накипь в чайниках. Жесткая / мягкая
Чем вызывается жесткость воды?
2 группа: 1. Назови виды жесткой воды:
Какая соль присутствует в воде Вид жесткости
Гидрокарбонаты кальция и магния Сульфаты, хлориды и другие соли кальция и магния 2. Почему необходимо устранять жесткость воды?
3 группа: 1. Заполни таблицу: Устранение жесткости воды
Временная жесткость Постоянная жесткость
В домашних условиях В промышленности В домашних условиях В промышленности
1 способ 2 способ 1 способ 2 способ
Работают с учебником, составляют план:
Первые наземные растения - псилофиты. Особенности строения.
Появление споровых растений (хвощи, плауны, папоротники).
Возникновение голосеменных растений. Формирование семян.
Поверяют, оценивают. Дают определения новым терминов.
V. Закрепление (5 мин)
Почему временную жесткость воды в промышленности не удаляют кипячением?
Выводы. Оценивание учащихся.
Составляют кластеры
VI. Рефлексия ( 4 мин)
–это было так легко….
-этого я не знал и только узнал….
-было трудно и я ничего не понял…. Пишут на стикерах
VII. Домашнее задание (2 мин) Прочитать и пересказать параграф. Проработать вопросы = в конце уроков Записывают в дневники
Приложение № 1
1 вариант
А1. В каком порядке расположены щелочно-земельные металлы Ca, Sr, Mg ?
Уменьшения их атомного радиуса.
Увеличения их атомного радиуса.
Усиления металличности.
Увеличения атомного радиуса, а затем его уменьшения.
А2. Какое свойство не является общим для всех щелочно-земельных металлов?
Окисляются на воздухе.
Образуют основные оксиды с кислородом.
Взаимодействуют с водой.
Проявляют степень окисления +2.
А3. Как можно получить раствор гидроксида бария?
Взаимодействием гидроксида бария с водой.
Взаимодействием бария с водой.
Взаимодействием оксида бария с водой.
Все ответы верны.
В1. Установите соответствие.
Реагент Продукты реакции с магнием
А. Серная кислота
Б. Кислород
В. Сера
Г. Вода, при нагревании 1. Гидроксид магния и водород
2. Сульфат магния и водород
3. Сульфит магния
4. Оксид магния
5. Оксид магния и водород
6. Сульфид магния
С1. Составьте в молекулярном и ионном виде уравнения реакций получения гидроксида кальция несколькими способами.
2 вариант
А1. В каком порядке расположены щелочно-земельные металлы Be, Mg, Ca ?
Уменьшения их атомного радиуса.
Увеличения их атомного радиуса.
Ослабление металличности.
Увеличения степени окисления.
А2. Чем атомы щелочно-земельных металлов отличаются друг от друга?
Количеством энергетических уровней.
Высшей степенью окисления.
Количеством электронов на внешнем энергетическом уровне.
Типом орбитали с валентными электронами на ней.
А3. С чем активно взаимодействует на воздухе барий?
С азотом воздуха.
С водяным паром.
С кислородом воздуха.
Все ответы верны.
В1. Установите соответствие.
Реагент Продукты реакции с магнием
А. Соляная кислота
Б. Кислород
В. Азот
Г. Вода 1. Гидроксид кальция и водород
2. Нитрид кальция
3. Нитрит кальция
4. Оксид кальция и водород
5. Оксид кальция
6. Хлорид кальция и водород
С1. Составьте в молекулярном и ионном виде уравнения реакций получения хлорида кальция несколькими способами.
Ответы на задания части А-В: 1 вариант (А1-4, А2-2, А3-3, В1 – А2Б4В6Г1)
2 вариант (А1-2, А2-1, А3-4, В1 – А6Б5В2Г1)
Конспект урока химии (8 класс) по теме «Аллотропия. Озон»
Цель. Сформировать у учащихся 8 класса важнейшие химические понятия аллотропия, аллотропные видоизменения атома кислорода.
Задачи:
Образовательная: Изучить явление аллотропии, аллотропных видоизменений на примере химического элемента кислорода. Описать свойства кислорода и озона. Научиться писать реакцию взаимопревращения кислорода и озона. Показать значение озоновой защиты для живых организмов.
Воспитательная: Донести до учащихся мысль об ответственности каждого человека за экологическое состояние на планете.
Развивающая: Сформировать у учеников широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, о взаимосвязи явлений и предметов.
Тип урока:
изучение нового материала.
Ход урока:
1. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Сформулируйте основные положения атомно-молекулярного учения.
(1. Все вещества состоят из молекул.
Вещество делимо не до бесконечности, а лишь до его молекул.
Молекулы состоят из атомов (химически неделимых частиц).
Молекулы и атомы находятся в непрерывном движении.
Атомы одного химического элемента одинаковы, но отличаются от атомов любого другого химического элемента.
При физических явлениях молекулы сохраняются, а при химических – разрушаются.
Атомы при химических реакциях, в отличие от молекул, сохраняются.
При химических реакциях новые вещества образуются из тех же самых атомов,
из которых состояли исходные вещества.)
А какие вещества называют «простыми»?
(Простые вещества – это вещества, состоящие из атомов одного вида)
Ребята, мы изучили состав воздуха. Воздух – это смесь газов. А какие простые вещества входят в состав воздуха?
(Азот, кислород, инертные газы)
Будут ли простые вещества отличаться друг от друга, если в их составе один и тот же вид атомов?
(Конечно, не будут! Будут!)
Вы хотели бы узнать, почему небо имеет такой необыкновенный голубой цвет? А какие предположения можете сделать вы сами?
(Вариант ответа: толстый слой воздуха имеет голубой цвет. Верно! В толстых слоях воздух приобретает голубой цвет, но не только… В 1881г появилось подтверждение, что голубой цвет небу придает озоновый слой в атмосфере Земли)
Для того чтобы разобраться до конца почему небо имеет голубой цвет и будут ли простые вещества отличаться друг от друга, если в их составе один и тот же вид атомов, вам нужно познакомиться с явлением аллотропии.
2. Изучение нового материала.
Аллотропия. Аллотропные видоизменения (модификации)
Кто-нибудь из вас слышал о явлении аллотропия? В таком случае предлагаю вам поработать в группах с разными источниками информации, каждый будет работать со своим источником. Прошу отнестись к работе очень внимательно, т. к. информация, которую вы приобретете, потребуется вам при сдаче экзамена не только по химии, но и по биологии и географии.
Работая с источником информации, (Слайд 4) я попрошу вас выписать в тетрадь ключевые понятия по предложенному плану (читаем план). (Приложение 1)
Назовите источник.
Какое явление называется явлением аллотропии?
Аллотропные видоизменения (модификации) – это…
Приведите пример химических элементов, для которых характерно явление аллотропии?
Что Вы сможете сказать обо всех этих определениях? Насколько резко они отличаются друг от друга? Какое определение вам наиболее близко и понятно? Как вы уже заметили определения, незначительно отличаются друг от друга, поэтому вы в дальнейшем можете воспользоваться любым из них. (Слайд 5)
Кристина, напомни нам, пожалуйста, для каких химических элементов характерно явление аллотропии? (…). (Слайд 6) Давайте поговорим о самом распространенном на Земле элементе – кислороде. Посмотрите в ваш глоссарий, какие два простых вещества - аллотропные видоизменения образует кислород? (О2 и О3).
Докажем себе, что кислород и озон – это разные простые вещества, с разными свойствами.
Сравнительная характеристика кислорода и озона
Кислород Озон
Агрегатное состояние Цвет Запах Растворимость в воде Температура кипения Молекулярная масса Содержание в атмосфере Другие свойства А как бы вы записали реакцию получения озона из кислорода?
Попытайтесь записать ее на доске. 3О2 = 2О3. Совершенно верно. Запишите реакцию в тетради. Однако процесс превращения кислорода в озон в нормальных условиях в природе не протекает. Он возможен только при грозовом разряде, когда температура электрической дуги достигает 20000С. А вот процесс разрушения озона может протекать самопроизвольно (особая химическая активность): сообщение (Кристина) (Слайды 9, 10)
Озон – газ голубого цвета с резким запахом. Каждый, кто обратил внимание на то, как пахнет воздух после грозы или вблизи источника электрического разряда, знает запах этого газа очень хорошо.
Занесите данные в таблицу (3 столбик). (Слайд 11)
Озон – аллотропная модификация кислорода. (Слайд 12)
Причины:
– порядок соединения атомов в кристалле;
– различное количество атомов в молекуле.
Применение озона: сообщение (Настя). (Слайд 13)
Вспомните, пожалуйста, из курса географии, где в атмосфере Земли располагается озоновый слой? (В стратосфере на высоте от 18 до 36 км).
Дополните, ваши знания о том, почему небо имеет такой удивительный голубой цвет (озоновый слой).
Будут ли простые вещества отличаться друг от друга, если в их составе один и тот же вид атомов? (Да) (Слайд 12)
Как вы думаете, почему озоновый экран необходим для существования жизни на планете? Почему без него все живое, в том числе и человечество, а этот мы с вами может погибнуть? (Озоновый слой защищает Землю от губительных УФ лучей). (Слайд 14)
3. Этап закрепления изученного материала.
Выполните задания теста (Слайд 15):
1. Аллотропными видоизменениями являются:
а) фосфор и азот; б) азот и кислород;
в) озон и кислород; г) азот и озон.
2. Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается
в том, что он:
а) задерживает ультрафиолетовое излучение;
б) обладает бактерицидным действием;
в) предохраняет поверхность Земли от перегрева;
г) задерживает поток мелких метеоритов.
3. Объем каждого газа: азота и кислорода в 100 л воздуха
составляет:
а) 10 л и 60 л, б) 78 л и 21 л, в) 56 л и 25 л, г) 90 л и 10 л.
Проверьте ответы. (Слайд 16)
Самооценка.
4. Этап рефлексии
А сейчас давайте проанализируем, полученные знания. Возьмите лист рефлексии. (Приложение 3), (Слайд 17) Вы читаете вопросы, устно отвечаете на них в последовательности от простого к сложному. Как только ответили на вопрос, зачеркните его.
Итак, какой из вопросов вы зачеркнули последним? (спросить троих). Проделаем эту процедуру вместе. Последним вы зачеркнули самый трудный для вас вопрос, поэтому дома обратите на него особое внимание.
5. Домашнее задание.
Вот сегодня вы придете домой и спросите родителей, почему небо имеет голубой цвет. А чтобы родители окончательно удивились, выучите ответы на вопросы рефлексии и без запинки расскажите о явлении аллотропии, об аллотропных видоизменениях кислорода, об озоновой защите Земли (Домашнее задание).
Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.
(Слайд 18)
Отличие кислорода от озона Сходство озона и кислорода Отличие озона от кислорода
В составе - два атома кислорода;
газ без цвета и запаха;
устойчивое соединение;
Ткип= -1830, Тпл= -2180;
поддерживает дыхание. Простые вещества, образованные атомами кислорода;
газообразные, малорастворимые в воде вещества;
окислители. В составе - три атома кислорода;
голубой газ с запахом;
неустойчивое соединение;
Ткип= -1120, Тпл= -1970;
защищает живые организмы от ультрафиолетовых лучей; химически активнее кислорода.
Предмет: биология Класс: 11 Тема урока: Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция растений. Цель урока: Выявить изменения, произошедшие в развитии растительного мира в данный период времени . формировать умения у учащихся оценивать свою деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: могут назвать основные ароморфозы растительного мира в протерозое.
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Орг. момент (3 мин)
Приветствие. Психологический настрой. Демонстрируют эмоциональную подготовку к уроку.
Приготовились и настроились на урок
II. Опрос домашнего задания
(8 мин) Опрос у доски:
А) Ароморфозы в Археи
Б) животный мир в протерозое
В) растительный мир протерозоя Отвечают на вопросы. взаимооценивают
III. Целеполагание (2 мин) Из курса биологии 9 класса и географии вспомнить хронологию развития жизни на
Земле. Какие вы помните еще эры и периоды на которые они делятся Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, делают вывод.
IV. Изучение нового материала
(17 мин)
Работа с учебником индивидуально.
-Прочитать, составить план параграфа.
– оценить свою работу и работу одноклассника
- выписать новые термины Работают с учебником, составляют план:
Первые наземные растения - псилофиты. Особенности строения.
Появление споровых растений (хвощи, плауны, папоротники).
Возникновение голосеменных растений. Формирование семян.
Поверяют, оценивают. Дают определения новым терминов.
V. Закрепление (5 мин)
В каком направлении шла эволюция растений в пртерозое Составляют кластеры
VI. Рефлексия ( 4 мин)
–это было так легко….
-этого я не знал и только узнал….
-было трудно и я ничего не понял…. Пишут на стикерах
VII. Домашнее задание (2 мин) Прочитать и пересказать параграф. Проработать вопросы = в конце уроков Записывают в дневники