Конспект урока на тему: Головной мозг человека

:___15______
К_ні:
Дата:_____________
ТаKырып:
Тема: Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга, кора и ядра головного мозга. 12 пар отходящих нервов. Отделы головного мозга их строение и функции: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария головного мозга.
Демонстрации.
Рефлексы продолговатого мозга: мигательный, глотательный. Функции мозжечка: координация целевых движений (пальценосовая проба), противодействие силам, вызывающим помехи (инерция).
Класс: 8
МаKсаты:
Цель: дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях, раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условиях рефлексов и выяснить их значение.
ОKыту міндеттері:
Задачи:
1Білімдік
Обучающие: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.
2 ДамытушылыK:
Развивающие: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.
3 Т‰рбиелік:
Воспитательные: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.
СабаKтыS т_рі:
Тип урока: комбинированный
Jaрал-жабдыKтар к™рнекті Kaралдар:
Оборудование наглядные пособия: интерактивное оборудование, компьютер тестовый раздаточный материал. презентация “Головной мозг” ;тестовые задания; рабочая печатная тетрадь учащегося.
Здоровьесберегающие технологии урока:Зрительная гимнастика, гимнастика для пальцев, физкультминутка (проводится после каждой смысловой части урока).
УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
И.П.- стоя или сидя.
1-2 – руки за спину, голову наклонить назад.
3-4 – руки вниз с небольшим наклоном туловища вперед, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная
Глоссарий: Ствол мозга, средний мозг, передний мозг, промежуточный мозг, задний мозг
Гипоталамус, таламус Кора, извилины, борозды, доли
Методы – деятельностный, частично-поисковый, наглядный, метод социального взаимодействия (представление возможностей каждому ученику проявлять свои знания), стимулирование и мотивация.
СабаK барысы:
Ход урока:
Организационный момент. (Постановка целей и задач урока, настройка учащихся на урок).
Повторение пройденного материала.
Работа с классом (письменно) Закончить предложения или вставить слова. Спинной мозг.
Расположен в . Канале
Диаметр, длина см
В верхней части связан с мозгом, в нижней
На передней и задней поверхностях тянется
В центре канал, заполненный
(цереброспинальная) жидкость в количестве мл.
Ее функции: , доставка веществ и выведение продуктов
Внутренняя часть спинного мозга – вещество, наружная – .
вещество – передние и задние рога.
От рогов отходят корешки: передние- аксоны нейронов, задние - аксоны нейронов.
Двигательные и чувствительные корешки соединяются, образуя нервы.
нервы потом снова распадаются на передние и задние ветви.
На уровне каждого позвонка отходит пара нервов.
Рефлекторная функция спинного мозга осуществляется посредством участка ЦНС -
– центра. Центр коленного рефлекса – в спинного мозга.
При спинного мозга нарушается связь между и мозгом.
Работу спинного мозга регулирует мозг.

Изучение нового материала
Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.
На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.
Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. Но еще задано до их открытий
Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”.
Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать.
Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске темы урока)
2. Строение головного мозга.
а)
Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
б)
Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.
Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)  
У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)
Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.
Вес мозга И. С. Тургенева – 2012 г,
Анатоля Франса - 1017 г,
У Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней.
Выскажите свое мнение.
3. Отделы головного мозга
Давайте вспомним из курса “Зоологии” из каких отделов состоит головной мозг. (Ствол, мозжечок, полушария большого мозга)
Работа со схемой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Запишите эту схему, ребята в тетради.
Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (Его функции)
Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы. Откройте печатные тетради, стр.38
Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов .
Работаем по принципу: “Учусь сам, учу другого”.
Вы находите ответ в учебнике, записываете в тетрадь и прочитываете друг другу (соседу).
Работаем в пол голоса
1. А теперь посмотрим, что у вас получилось.
Показываем отдел и называем выполняемые функции.
Читая, мы выясним значение головного мозга
Физминутка!
2. А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)
Вот, ребята, очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.
- Что еще может повлиять на работу головного мозга? (Недостаточный сон, неправильное питание, нездоровый образ жизни, нервные срывы и многое другое)
- Как алкоголь и никотин могут повлиять на работу головного мозга? (Cообщения учащихся)
- Тем, кто заботится о своем здоровье, доктор Спокк предлагает памятку.
Давайте зачитаем памятку.
- Согласны ли вы с этими положениями? Я предлагаю вам дома, прочитав параграф о головном мозге и ответив на вопросы после него, дополнить эту памятку, обсудив ее с родителями.
Кстати, судить об умственных способностях человека, руководствуясь лишь одними количественными критериям, нельзя.
Существует такая пословица:
“И в маленькой голове Большому уму не тесно”.
Отдел мозга
Название рефлекса
Раздражитель
Ответная реакция

Продолговатый мозг
Глотательный рефлекс
Механическое воздействие на корень языка
Акт глотания

Средний мозг
тонический рефлекс, сохраняющий устойчивость тела
Выход тела из состояния неустойчивого равновесия
Движения, восстанавливающие устойчивость тела, не допускающие его падения

Средний мозг
Ориентировочный рефлекс
Любой раздражитель обладающий новизной
Поворот в сторону из раздражителя, фиксация взгляда на нем, прислушивание и т.д.

Промежуточный мозг
Позный рефлекс
Прекращение движения, человек принимает новую позу
Сохранение позы путем сокращения мышц противоположного действия, закрепляющих положение костей в суставах.



Закрепление «рефлексия»
- Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?
Тест
Уровень А
Задание. Внимательно прочитайте запись и выделите слова, относящиеся к нервной системе.
Лптнейронжырефлексюыбспинноймозгюьбчвозбуждениеэфъфдынервыбясероевеществою

Уровень В
Задание. Внимательно прочитайте запись, выделите слова, относящиеся к нервной системе и укажите их число.
Лптнейронжырефлексюыбспинноймозгюьбчвозбуждениеэфъфдынервыбясероевеществою
 

Уровень С
Задание. Внимательно прочитайте запись, выделите слова, относящиеся к спинному мозгу и укажите их число.
Лптнейронжырефлексюыбспинноймозгюьбчвозбуждениеэфъфдынервыбясероевеществою
 

Время выполнения 1 мин.

Домашнее задание.
^йге тапсырма беру:
Задание на дом:§ 15
Жеке оKушыларCа озыK тапсырма беру.
Опережающие задания учащегося: влияние наркотиков на организм человека
Учитель: Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделаете произвольно глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо за работу. Желаю удачи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]








13PAGE 15


13PAGE 14515