Содержание работы по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и во внеурочной деятельности


«Содержание работы по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и во внеурочной деятельности ».
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.
Как и воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если мы научим детей в младшем возрасте ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Обучение в школе – серьёзная нагрузка на ребёнка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте. Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Всё это создаёт предпосылки для развития у школьников отклонений в состоянии здоровья. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Мною собран материал, который я использую на уроках.
Это позволяет:
Конструировать и проводить уроки с учётом требований здоровьесберегающей педагогики;
Повысить эффективность урока, сделать его более интересным, занимательным, познавательным за счёт использования здоровьесберегающих технологий;
Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся.
Сохранить высокую работоспособность учащихся во время учебной деятельности.
Отодвинуть утомление и исключить переутомление школьников.
Создать условия для самореализации личности учащихся.
Создать устойчивый положительный эмоциональный фон в классе.
Осуществить дифференцированный подход к учащимся,
Сплотить детский коллектив и привлечь родителей к организации внеурочной деятельности в классе.
Способствует пропаганде здорового образа жизни.
Современные психологи утверждают, что надо всегда пребывать в хорошем настроении и любить себя и окружающих. Обязательно предлагаю перед уроком минутку доброго общения.
«Чтоб всем проснуться, надо подтянуться.
Раз – подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире. Пять – руками помахать.
Шесть и семь – с улыбкой встать. Восемь – можно день начать».
Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Стараюсь, чтобы дети на уроке находились в режиме постоянного поиска. Использую карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые по воле учителя могут оказаться в любой точке кабинета.
А теперь хочется остановиться подробнее на содержании работы по использованию здоровьесберегающих технологий:
- Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток.
Использую следующие виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления; Приведу примеры, на мой взгляд, наиболее эффективных и любимых детьми упражнений. Дети закрывают глаза
«Напряженье улетело и расслабило всё тело.
Будто мы лежим на травке, греет солнышко сейчас,
Руки тёплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко.
Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется
Нам понятно, что такое, состояние покоя». Откройте глаза.
Кратковременный отдых, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливают силу и работоспособность. Появляется приятное ощущение лёгкости.
пальчиковая гимнастика. Она приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся. Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых.
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать.
Идет по парте человечек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!
Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!
Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.
Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.
Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.
Каждый хочет победить и награду получить
Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.
Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.
В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.
«Я сильней наверняка!» - молвит правая рука.
«Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.
Пара ножниц есть у нас, пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?
Вася, Петя, Миша, Боря сели рядом на заборе.
Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают.

упражнения для профилактики плоскостопия («Хождение по камушкам», по коврику с нашитыми пуговицами.)
дыхательные упражнения.( Упражнение «Синьор помидор». Рот закрыт. Вдох носом. Зажимаем нос. Раздуваем щёки. Выдох ртом.

использую гимнастику для глаз
упражнения, корректирующих осанку.
Большое внимание я уделяю обучению правильной посадке. Не нужно требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:
работа в парах сменного состава;
работа в группах (как статическая, так и подвижная);
фронтальный опрос с использованием предмета ;
использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;
хлопанье в ладоши;
использование сигнальных карточек различного цвета;
На переменах между уроками стараюсь занять детей полезными коррекционными физкульминутками: игры на внимание; игры, помогающие раскрыть личностные возможности ребенка; игры, развивающие глазомер, наблюдательность; игры, развивающие творческие способности и воздействующие на эмоции чувства детей.

Я вижу острую необходимость поддержания положительного эмоционального фона на уроках и во внеурочное время. Не секрет, что физическое здоровье детей невозможно без психологического комфорта. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.
Отдельно хочется остановиться на внеклассной работе с учащимися, направленной на оздоровление детей, привитие им тяги к здоровому образу жизни. Один раз в четверть в классе устраиваются спортивные праздники, на которых присутствуют и родители ("Мама, папа, я-спортивная семья")
Понятие «правильное питание» у детей успешно формирую в процессе реализации программы «Разговор о правильном питании». Программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.
Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, учёт всех норм и правил, совместные усилия учителей, родителей и детей позволяют сохранить и укрепить здоровье младших школьников.
Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование. Не менее важная цель – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Всем понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессильно. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.


15