Выступление Реализация приемов технологии проблемно – диалогического обучения на уроках биологии.


Реализация приемов технологии проблемно – диалогического обучения
на уроках биологии.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Древняя мудрость
Специально проведенные наблюдения и беседы с учащимися подтвердили, что для них наиболее интересны те уроки, где они активно работают: решают проблемную ситуацию, обмениваются мнениями и суждениями, сотрудничают и т.д.
В связи с этим наиболее актуальной, в сложившихся условиях, является технология проблемно-диалогического обучения.
Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили «готовеньким» и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.
Общий алгоритм подготовки и проведения проблемно-диалогических уроков.
Урок изучения нового материала в технологии проблемного обучения имеет свою структуру:
1. Этап введения знаний
Этап введения знаний содержит два самостоятельных звена:
1.Постановка проблемной ситуации
2. Поиск решения.
Постановка учебной проблемы – это этап порождения вопроса или формулирование темы урока, а поиск решения – это процесс исследования вопроса или темы, завершающийся открытием нового знания.
На проблемном уроке учитель “проводит” учеников через звено постановки проблемы одним из возможных путей (через создание проблемной ситуации, подводящим диалогом – через систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к формулировании темы урока, или третьим путём- сообщением темы урока в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приёма “яркое пятно”, “актуальность”).
Через звено поиска решения учитель тоже может “провести” учащихся одним из трёх возможных путей: выдвижение и проверка гипотез; подводящий диалог; подводящий без проблемы диалог.
2. Этап воспроизведения знаний.
Этап воспроизведения (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл: углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся. Выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражает понятое на уроке знание, и полученный продукт представляет классу.
В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.
Алгоритм подготовки и проведения проблемно-диалогических уроков
Этап урока Приёмы, используемые на уроке
1.Постановка проблемы - побуждающий диалог
- подводящий диалог
- сообщение темы с мотивирующим приёмом
2. Поиск решения:
- если проблема есть
- если проблемы нет - побуждающий диалог
- подводящий диалог
- подводящий без проблемы диалог
3. Продуктивные задания - создание опорных схем, сигналов
- создание художественных образов
( стихи, сказки, загадки, метафоры)
- формулирование вопросов или темы урока
2.2 Примеры реализации элементов проблемно-диалогического обучения на уроках биологии.
I. Создание проблемной ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Например, когда учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Реакция удивления школьников и означает возникновение проблемной ситуации.
Урок биологии в 7 классе по теме: «Грибы».
Учитель Ученики
Учитель зачитывает диалог двух учеников классу:
Лена: Грибы не могут активно передвигаться, значит, это растения.
Миша:Грибы не зелёные, не имеют хлорофилла, значит, они животные.
Этим фрагментом учитель одновременно предъявляет классу основанные на фактах взаимоисключающие точки зрения. Ученики удивлены, возникает проблемная ситуацияк какому же царству относятся грибы, если они имеют и признаки Растений и признаки Животных?
Побуждающий диалог к осознанию противоречия
- Что вас удивляет в диалоге этих учеников
- Какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы)
- Итак, тема сегодняшнего урока…?
Формулировка проблемной ситуации
- Ребята по-разному говорят о грибах (идёт осознание противоречия)
- Кто из ребят прав? Кто такие грибы: растения или животные?
- Грибы (проблема как тема)
Иногда на уроке проблемная ситуация создаётся при столкновении различных мнений учеников. Для этого классу предлагается вопрос по изучаемой теме. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления.
Урок биологии в 7 классе по теме:
«Роль бактерий в природе и в жизни человека»
Учитель Ученик
Создание проблемной ситуации:
- Ребята, а какую роль играют бактерии в жизни человека? Что вы можете сказать по этому поводу?
- бактерии вредные, от них можно заболеть, мама всегда заставляет меня мыть руки после улицы, чтобы они не попали в организм.
- бактерии полезные, они есть в кисломолочных продуктах, сам читал на упаковке и слышал рекламу.
Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникает проблемная ситуация)
Какую же роль бактерии выполняют в природе и в жизни человека?
II. Создание проблемной ситуации с затруднением
При создании проблемной ситуации с затруднением учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. В её основе лежит одно-единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Этот приём хорошо реализуется в старших классах, например при решении задач в курсе общей биологии
Урок биологии в 10 классе
по теме: «Наследование признаков, сцепленных с полом»
Учитель Ученик
Создание проблемной ситуации:
Учащимся предлагается решить генетическую задачу.
«В семье здоровых родителей рождается мальчик больной гемофилией (не свертываемость крови). В семье паника, откуда взялась болезнь, ведь последним кто ей болел был прадед по материнской линии». Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение. (возникновение проблемной ситуации)
Некоторые проблемные ситуации с затруднением выполняются в два шага. Сначала (шаг 1) учитель даёт учащимся практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После чего у ребят и возникает требуемое замешательство.
Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся. План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста.
Проекты бывают разные: исследовательские, творческие, практико- ориентированные ит.д.Учебные проекты (исследовательские работы)могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Часто ученики сотрудничают со специалистами и другими экспертами, чтобы ответить на поставленные вопросы и достичь более глубокого понимания содержания учебной темы. Информационные технологии используются для поддержки процесса обучения. Разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений используются в ходе выполнения работы над проектами, что обеспечивает высокое качество работы учащихся. Основные требования к использованию метода проектов 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
К примеру - Проект «Растения нашего края» (межпредметный информационный проект) Цель проекта: создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства) Задачи проекта: собрать материал о 15 представителях данного семейства подобрать иллюстрации найти загадки, предания, стихи составить ребусы или кроссворд оформить книгу Ребята всегда очень активно включаются в такую работу. В этом проекте учитель выполняет роль скрытого координатора помогая советами и направляя работу групп. Оформляют свои книги они на уроках информатики, отрабатывая навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц и т. д. В конце идет презентация книг (защита проектных работ) и рефлексия.
Презентации –это продукт проектной деятельности.Готовые презентации по биологии могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. Наиболее эффективной является работа в сотрудничестве "ученик - учитель биологии - учитель информатики". При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.
Выводы:1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала. 2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения. 3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем. 4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации. 5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению. 6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.