Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках биологии

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках биологии
Хохлова Галина Федоровна,
учитель биологии,
МБОУ "Устьвашская средняя
общеобразовательная школа"
Проблемно-диалогическое обучение – это обучение, которое предполагает усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Проблемно-диалогическое обучение способствует созданию активно-мыслительной деятельности, через общение, сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. В этом случае обучение строится, как совместная поисковая деятельность, в ходе которой ученик постигает тайны изучаемых им вопросов путем решения учебных проблем, ситуаций, а учитель управляет этим учебным процессом, выполняя роль организатора, наставника, помощника, консультанта.
Для осуществления проблемно-диалогического обучения необходимы следующие условия:
наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для обучающихся; умение учителя создавать проблемную ситуацию;
постепенное планомерное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения;
подготовка учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов. Для такой подготовки учебный материал анализируется с разных точек зрения: научной (выделение новых биологических понятий), психологической (предвидение реакции класса и отдельных учащихся на выдвижение проблем), логической (последовательность постановки вопросов, задач, заданий, системы их сочетания), дидактической (выбор необходимых приемов и методов создания проблемных ситуаций). Осуществление проблемно–диалогического обучения требует не только особой организации деятельности учителя, но и особой организации деятельности обучающихся. Действия ученика при создании проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:
анализ проблемной ситуации; формулировка проблемы или осознание и принятие формулировки учителя; решение проблемы: выдвижение предположений;
обоснование гипотезы (выбор пути решения проблемы); доказательство гипотезы (теоретическое или практическое); проверка правильности решения;
рефлексия.

Для организации этапа постановки учебной проблемы можно использовать следующие проблемные методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом. Применение данных методов обеспечивает мотивацию школьников к изучению нового материала. Но следует обратить внимание на то, что побуждающий диалог обеспечивает вовлечение учащихся в творческую учебную деятельность, а подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют организацию творческого процесса, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию.
Суть подводящего диалога заключается в том, что в процессе последовательного выполнения заданий и ответов на вопросы учащиеся приходят к формулированию темы урока и выведению нового знания. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий.
В преодолении посильных трудностей, решениях проблем у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в классе, группе обучающихся.
В процессе поисковой работы общая проблема нередко расчленяется на ряд задач, наталкивающих учащихся на наблюдения за каким-либо существенным признаком предмета или явления или ставящих их перед необходимостью отделить существенные признаки объекта изучения от несущественных. В этом виде работы широкое применение находят такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение.
Проблемно - диалогическая технология имеет цель: научиться учащимся самостоятельно решать проблемы. Приемы постановки проблемы разные:
1. предъявление учителем противоречивых фактов, теорий, точек зрения на данную проблему;
2. рассмотреть разные мнения учащихся по данной проблеме;
3. поиск нахождения решения через практические работы, исследования, научные факты;
4. создание продукта по данной проблеме ( таблица, схема, рисунок, проект).
Например, на уроке биологии при изучении в 11 классе темы «Гипотезы о происхождении жизни»
В начале урока предлагаю учащимся:
Учитель - Раскройте понятие "жизнь".
Учащиеся - Высказывают свое мнение.
Учитель - Сравните определения понятия "жизнь". В чем, различие в формулировках? Фридрих Энгельс дал определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».
М. В. Волькенштейн дал определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров белков и нуклеиновых кислот».
Согласно взглядам М. Биша, жизнь это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.
Учащиеся - Находят ответ на вопросы.
Учитель - Однозначного, полного определения жизни пока нет. Единственный способ описать жизнь – это перечислить основные свойства живых организмов.
Учитель - Назовите свойства живых организмов.
Учащиеся - Перечисляют свойства живых организмов..
Учитель - Как возникла жизнь на Земле.
Учащиеся - Высказывают свое мнение.
Учитель - Какие существуют взгляды или гипотезы о происхождении жизни на Земле?
Какие из них наиболее убедительные?
Учащиеся выслушивают выступления на вопросы товарищей.

Выход из проблемной ситуации
Учитель - Ребята, давайте вспомним, что такое гипотеза, и что такое теория?
Ученики отвечают.
Класс делится на несколько групп, по количеству гипотез. Задание для групп: как в этой гипотезе решается вопрос происхождения жизни на Земле. Сторонники и противники гипотезы. Итогом всей работы будет таблица по гипотезам происхождения жизни на Земле.


Гипотезы происхождения жизни на Земле

Название гипотезы
Сторонники гипотезы
Представления о возникновении жизни

1.

2.

3.

4.


5.




6.
Креационизм – Божественное сотворение мира
Гипотеза самопроизвольного зарождение жизни
Гипотеза стационарного состояния
Гипотеза панспермии – космическое происхождение жизни
Гипотеза биохимической эволюции




Сообщение темы по биологии с мотивирующим приёмом, состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса связанного с темой урока. В качестве могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью наглядности.
Тема «Неклеточные формы жизни. Вирусы.» Учитель в начале урока предлагает прокомментируйте суждение П. Медовора о вирусах, назвавшего их плохими новостями в упаковке из белков". В ходе урока приходит медицинский работник:
Всегда страшно и больно узнать человеку, что он болен СПИДом. И такой человек нуждается в поддержке и помощи. Чаще всего с этим страшным диагнозом сталкиваются не только больные, но и его родные и близкие. Они боятся распространения болезни, хотя все уже знают, что бытовым путём СПИД не передаётся. Больной очень тяжело переживает свою физическую изоляцию от людей. Человек плохо себя чувствует физически. И ему никуда не деться от одиночества и депрессии.
***
Цвет лица землист. А он не старый.
В доме холод, грязь и тишина.
Дети – в школе умственно отсталых,
И в психиатрической жена.
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворён. А он при всём при том
Человеком тоже был сначала –
Тенью человека стал потом.

Учащимся - Согласись или опровергни слова медицинского работника. Данный прием на уроке используется для того, чтоб обратить внимание на заболевание СПИДом.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Учитель вместе с учащимися решает данные проблемы. Дети открывают и осваивают новые знания, учатся думать, выражать свои мысли.