Открытый урок по биологии на тему: Головной мозг ( 8 класс)


МОУ Катуаровская СОШ
Открытый урок
по биологии на тему:
« Головной мозг, его строение и функции»
Провела:
Учитель биологии
Скребенкова Л. И.
2015г.
Урок в 8 классе по теме: « Головной мозг, его строение и функции»
Цели: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов; способствовать развитию интереса к биологии через проведение опытов; содействовать осознанию учащимися изучаемого материала;
осуществлять самоконтроль.
Деятельность учащихся: выполнение заданий по выбору, работа в парах, работа с моделью головного мозга, заполнение схемы и таблицы, проведение опытов.
Оборудование: презентация «Головной мозг», тестовые задания; модели головного мозга (разборные). На каждой парте : по две витаминке (драже) и по две половинке чищенного грецкого ореха, складные листки “настроения”, распечатка лабораторной работы .Структура урока: комбинированная с использованием презентации.
Ход урока
1.Организационный момент.
Готовность к уроку, настроение.
– Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в листочке. Поставьте цифру 1 с той рожицей которая соответствует вашему настроению сейчас(приложение4). Что бы у вас осталось хорошее настроение нам с вами нужно для этого потрудиться.
2. Проверка домашнего задания.
Каждый учащийся выбирает одно из заданий(Приложение 1), выполняет и проверяет по ключу на СЛАЙДЕ 2.
3. Актуализация знаний.
- Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)
- Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)
- Чем представлена центральная часть? (головным и спинным мозгом)
- Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)
- Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)
-Что означает – проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)
4. Мотивация к обучению. Постановка темы и задач урока.
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О головном мозге)
- Тема сегодняшнего урока «Головной мозг, его строение и функции» СЛАЙД 3-запись в тетрадь
- Задачи урока:
познакомиться (со строением головного мозга);
узнать (функции его отделов);
провести опыты.
5. Изучение новой темы.
Просмотр видео о строении и функциях головного мозга.
- За 3 минуты вам рассказали всё, что вы сегодня должны узнать о головном мозге.
Можете ли воспроизвести выданную вам информацию? (затруднения обучающихся)
Фронтальная беседа.
-Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
-Какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
-А как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
-В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно- мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
- Головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
-Вспомните видео, обратитесь к рисунку 93.Заполните схему: «Отделы головного мозга».СЛАЙД 4
- Найдите все отделы на модели головного мозга. СЛАЙД 5
-Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя) СЛАЙД 6-7
- Строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением головного мозга? (Его функции)
-Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы.
(Приложение 2)
Работаем по принципу: “Учусь сам, учу другого”. СЛАЙД 8
-Вам необходимо, поработать в парах, выполнить опыты, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией. Результаты своей работы занести в таблицу:
Строение и функции головного мозга
Отдел головного мозга Структуры отделов Функции
Ствол Продолговатый мозг Рефлекторная, проводящая
  Мост Проводящая и центр, связанный с мимикой, жевательными функциями
  Средний мозг Рефлекторная регуляция движений, возникающих под влиянием импульсов: изменение величины зрачка, кривизны хрусталика и т.п.
  Промежуточный мозг Проводит импульсы от рецепторов кожи, органов чувств к коре полушарий большого мозга.
Мозжечок   Координация движений.
ПРОВЕРКА ТАБЛИЦЫ – СЛАЙД 9
6.Закрепление материала
- Проведем практическую простую работу: у вас в тарелочках разложены витаминки – драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделилась слюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводу внутрь. Это – пример работы какого отдела мозга? (Продолговатого мозга)
- А рефлекс?(Глотания и выделени на пищу слюны).
-А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)
- Почему может возникнуть укачивание на качелях? (Возникает нарушение пространственной ориентации, тошнота, рвота.)
- Функцию какого отдела мозга мы не выяснили на уроке?(Большие полушария)
-Самая молодая в эволюционном отношении часть центральной нервной системы это большие полушария, которые относятся к переднему мозгу. Перед вами на столах в чашках лежат чищенные грецкие орехи. Как вы думаете, почему именно они?
– Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему?( Нет, не может. Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми)– Действительно, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе
Существует такая пословица:
“И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.
Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.
- Теперь выполним тест по данной теме. (I и II вариант). Приложение 3
7.Домашнее задание. СЛАЙД 10
 
1. Изучить параграф 45
2. Выполнение практических заданий по выбору учащихся:
а) изобразить рис.93 на стр.228 и подписать отделы головного мозга- оценка «3»
б) выполнить лабораторную работу на стр.229-оценка «4»
в) стр. 230 задания под ! 1-2- оценка «5»
V. Рефлексия СЛАЙД 11
Спасибо всем за участие в уроке, у нас остался последний этап этого урока – заполнить 5 строчек синквейна и поставить цифру 2 в листке настроения.
Сайты к презентации
http://h2.img.mediacache.rugion.ru/_i/forum/files/10/11/15/10111511_0picture335_1331654199.jpghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/112/787/112787723_ya06.jpghttp://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=850d1414b54d0a2d1ca00e504a3b36da-21-144&n=24сайт видео http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=456.T8WBlehYhL0bq0MjGpJv68AoMhGzgeLHShCa7A1tEDTIJdLASRZPnDR1grJJHkwH2reZFbt678QfQXXolsyU7x-83I_AoFLgOg2ttpgAbKSwFSsXwO4YtDa9rhtl896c0M5DoMZ6tp7ZtNdVSR2Lhuuywq_LNe09XqzqQXB35Ka9dIBf4kEjc7QGTtatzOH7VE2jXm60PReIH2l4E6-J9_Kg1goO14iwZESG2P31wG0oK_cDrx5E37mo-wWmngKAc_Cos2IJhTqXw8igkXlcn_kZEgDWeCzpxpj8ot_NwMNAfLJuPHBBwGWoIrQfjJ8CrpXcbjmge6r8NtZBABz2vQ.9ec065ee9bbac45a0f917099738615d015890494&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeKdnI0e4oXuRYo0IEhrXr7w0L24O5Xv8RnUVwmxyeTliJkwoPhPenm4jsxEAOjPNPFqogo4zqXOqBvM6Y3KKaC5TtcGXwGq-8tMUo2o8tZ_BNEMP5F1-G2-NRysNUHTcow541zi7DpqT2V5RHDdSmQk4aGkWp9GPwvk_lwGk30WtwrUtF_3wAupyE6kTlZLyzPOnDiaj6HT6z4GdCiI7PFr38H1fP0A9ig&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxbW9iajlOZE9UY2haM2otSU9tVGZnYmRQaTQ4WXJ6eEFTVDE4NXVHMnVFME1ESjI3MHAtYnp5TnI5bWppUThZTDdHNjkyR2JtMEZMcUgwa0JoaEphNzU1T0JPVVB1RHhsMGFXajVleDRkdWE&b64e=2&sign=ca59f5fbb037323a5bdf186905a6129a&keyno=0&l10n=ru&cts=1411524635940&mc=3.180832987205441 Приложение 1
1.Тест по теме «Строение спинного мозга»
1. Спинной мозг находится:
а) в позвоночном канале; б) в спинномозговом канале;
в) в грудном отделе позвоночника.
2. Диаметр спинного мозга равен:
а) 1 мм; б) 1 см; в) 2 см.
3. От спинного мозга отходят:
а) 30 пар спинномозговых нервов; б) 31 пара спинномозговых нервов;
в) 33 пары спинномозговых нервов.
4. Спинной мозг -это часть:
а) центральной нервной системы б) периферической нервной системы
5. У человека среди функций спинного мозга:
а) преобладает рефлекторная; б) преобладает проводниковая;
в) обе функции равнозначны
2.     задание по рисунку (назовите части спинного мозга, отмеченные цифрами);

3.     устный ответ у доски с использованием таблицы;
4.     работа с текстом.Задание: вставить пропущенные термины.
 МОЗГ, центральный отдел ………………. системы животных и человека. Состоит из нервной ткани: ………….. вещества (скопление главным образом нервных клеток) и …………. вещества (скопление главным образом нервных волокон). У позвоночных различают ……….. мозг и ………… мозг. У беспозвоночных животных мозгом называется скопление нервных клеток на переднем конце тела.
Серое вещество

Белое вещество
334518024130Ключ.
1. 2.
1. 2. 3. 4. Передние корешки
Позвоночный канал
5.
а б б а в
Узлы симпатического нерва

 
 
4. нервной, серого, белого, спинной, головной.
Приложение 2
Лабораторная работа
Выявление в ходе экспериментальной работы функций отделов головного мозга.
Выявите функции продолговатого мозга.
Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?
Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.
Ответьте на вопросы:
Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?
Выявите функции мозжечка
Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?
Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает сурку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?
Ответь на вопросы:
Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?
Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?
Выявите функции среднего мозга
Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание экспериментуемому, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?
Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?
Ответь на вопрос:
Какие функции спинного мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?
Выявите функции промежуточного мозга
Опыт 1. Работу проводите в парах. Занимайтесь своими делами. Экспериментатор неожиданно дает громкую команду “Замри”. Что Вы наблюдаете?
Ответь на вопрос:
Центры каких рефлексов находятся в промежуточном мозге?
Приложение 3
Вариант 1
1.Головной мозг человека состоит из:
А) ствола Б) мозжечка В) полушарий головного мозга Г) моста
2.Отделы ствола:
А) продолговатый мозг Б) мозжечок В) мост Г) средний мозг Д) промежуточный мозг
3.Лежат важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов в:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
4.Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями в:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
5.Обеспечивает изменение величины зрачка:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
6.Проводит импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
7.Принимает участие в координации движений:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг
8.Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:
А) меньше 950 г Б) 950-1100 г В) 1100-2000 г.
9.Продолговатый мозг является продолжением:
А)среднего мозга Б) спинного мозга В) промежуточного мозга
10.Самый маленький отдел головного мозга:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг
Вариант 2
1.Головной мозг человека состоит из:
А) ствола Б) мозжечка В) полушарий головного мозга Г) моста
2.Лежат важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов в:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
3.Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями в:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
4.Отделы ствола:
А) продолговатый мозг Б) мозжечок В) мост Г) средний мозг Д) промежуточный мозг
5.Проводит импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
6.Обеспечивает изменение величины зрачка:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг
7.Самый маленький отдел головного мозга:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг
8.Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:
А) меньше 950 г Б) 950-1100 г В) 1100-2000 г.
9.Продолговатый мозг является продолжением:
А)среднего мозга Б) спинного мозга В) промежуточного мозга
10.Принимает участие в координации движений:
А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг
Приложение 4
Листок настроения.
323215223520