Использование арттерапии на уроках музыки.


Использование арт-терапии на уроках музыки, обеспечивающие достижение обучающимися метапредметных результатов обучения.
На уроках музыки в основной школе используются разнообразные виды музыкально-практической деятельности школьников как основы формирования УУД. К ним относятся: восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музицирование (включая игру на различных инструментах, включая синтезаторы и миди-клавиатуры); музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств; проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства; применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы; перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Наиболее перспективные образовательные технологии должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер. На уроках музыки в основной школе рекомендуется использовать следующие технологии.
Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные). Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.
Учителю музыки при использовании данной методики необходимо учитывать, что в этот процесс необходимо включать выявление: жанровых признаков (песенность, танцевальность, маршевость– по Д.Б. Кабалевскому); признаков стиля (народная – композиторская, старинная – современная, русская – зарубежная музыка); опыт слежения за развитием интонации (интонация – тема – музыкальный образ – музыкальная драматургия); формирование словаря эмоциональных переживаний (В.Г. Ражников); опыт восприятия знакомых интонаций в новых ситуациях; осознание смысла интонации в содержании произведения («В каждой интонации спрятан человек» – В.В. Медушевский).
В процессе развития певческой культуры учащихся, возрождения традиций отечественного хорового пения учителю музыки рекомендуется активнее использовать современные методики развития слуха и голоса, включая многообразные частные авторские методики, учитывающие возрастные особенности школьников, возможность применения игровых приемов обучения, тщательного отбора вокально-хорового репертуара, использование коллективных, ансамблевых и сольных форм хорового исполнительства. При этом использование современных технологий (например, пение под фонограмму) не должно заменять живого звучания детских голосов.
В своей деятельности я использую технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся. Среди них: музыкотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия – это создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой  активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах (свирель), развитие координации  движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др. Необходимо в процессе музыкальных занятий увеличить удельный вес восприятия и исполнения  классической музыки с целью создания комфортной звуковой среды для музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.
Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояния настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, могут даже побеждать физическую боль. У древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под неё деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.
В понимании древних греков музыка была составной частью философии. Идеал воспитания древние греки видели в так называемой калогатии. Под которой понималась, неразрывная совокупность прекрасных физических, моральных и духовных качеств. От каждого свободного гражданина требовалась психофизическая соразмерность, то есть сильное, тренированное тело и одновременно духовное развитие и моральная чистота. И музыке отводилась огромная роль.
Западные учёные пришли к убеждению, что духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.
Но самый большой эффект на человека оказывает музыка Моцарта. Этот феномен ещё не объяснён, но он так и называется – «эффект Моцарта».
Медики установили, что звучание струнных инструментов наиболее эффективно при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта положительно влияет на бронхи и лёгкие, а труба эффективна при радикулитах и невритах.
В современной медицине музыкотерапия получает всё большее распространение наряду с фитотерапией и арттерапией.
В ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.
В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. При музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкально реабилитации. Отделение музыкотерапии успешно работает и в Российской академии медицинских наук.
Общеизвестно, что конец XX и начало XXI века отмечен демографическим спадом при одновременном росте числа детей с различными отклонениями в развитии. Всё это делает необходимым углубление коррекционно-развивающего обучения при помощи использования возможностей музыкального искусства в рамках образовательной системы.
В наше время, на ребёнка, оказывают огромное влияние и учителя, и родители, и улица. Вследствие этого, ребёнок всё больше подвержен стрессу, повышенной степени эмоциональной тревожности, различным видам неврозов.
Одним из немногих учителей, в среднем звене, остаётся именно учитель музыки. Придя ко мне на урок, дети могут успокоиться, расслабиться. Мы друг друга хорошо знаем.
Наблюдая за поведением детей на уроках музыки, мне хотелось проанализировать воздействие музыки или отдельных произведений на психоэмоциональное состояние школьников. Но перед этим я посмотрела расписание уроков в различных классах, предшествующие моему предмету, и выяснила, что предметы различны по эмоциональному настрою. Предметы, где ученики должны активно мыслить. Возбуждённые или уставшие они приходят на мой урок, им необходимо настроиться на совершенно другой урок – урок искусства, где царит соразмерность и спокойствие.
Мои наблюдения и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства. Прослушивание «звучащей» природы положительно влияют на психоэмоциональное состояние. Здесь учитель выступает в роли терапевта, которому нужно поставить правильный диагноз.
Существуют несколько принципов включения элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс для преодоления эмоциональной тревожности у детей подросткового возраста.
В процессе практической работы были сформированы следующие методы включения элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс.
Музыкотерапия может быть - активная (коррекционная деятельность направленная на воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов)
Сюда входят игры. В моей работе – это ведущий вид коррекционной деятельности.
Существуют медитативные игры – направлены на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», ведут к улучшению взаимодействия, раскрывают личностный потенциал обучающихся. Данный вид игровой музыкальной деятельности основан на благотворном воздействии музыки на психоэмоциональное состояние слушателя. При помощи слуховых образов, имеющих различную эмоциональную окраску. В процессе восприятия музыки ученик переносит свои мысли и чувства на образ героя музыкального произведения, воплощённого композитором, за которым можно увидеть конкретного человека. При этом возникает не вербальное общение
В качестве основы для музыкальной игры можно использовать практически любое инструментальное произведение (например: игра «Музыкальный сон» используется произведение «Утро» Э.Грига, из сюиты «Пер Гюнт») В ходе игры проводится анализ воздействия восприятия произведения музыкального искусства на эмоциональное состояние слушателя.
Ещё один вид игр.
Психокоррекционные игры.
Это игры, целью которых является установление контактов с окружающим миром, снятие усталости, апатии. Они помогают создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности, облегчают процесс совместного обучения. Данный вид музыкально игровой деятельности позволяет играющему «шагнуть» из реальной жизни в другой воображаемый мир, мир причудливых образов, настроения, красок. Для активизации зрительных образов можно использовать различные музыкальные произведения, передающие картины природы. После прослушивания в процессе беседы выясняется, что слушатель «видел», «чувствовал» и «делал» в воображаемом путешествии. Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей жизненной ситуации.
Для раскрытия образного содержания музыкального произведения важен комплекс вопросов и заданий. Важна направленность вопроса – он должен быть обращён к внутреннему миру, к мыслям и чувствам.
Существует ещё один метод музыкотерапии (создан на основе метода моделирования эмоций)
Слушателям предлагается «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир причудливых образов. Существуют успокаивающие и тонизирующие программы, они основаны на переключении эмоций. В каждой программе несколько произведений (3-5) различных по темповым и ладовым характеристикам. Время звучания 10-15 минут. Логика чередования произведений должна быть от тождества к контрасту. Первые 1-2 фрагмента должны быть направлены на изживание отрицательных переживаний и устранение их.
Снижение степени эмоциональной тревожности даёт обучающимся возможность лучше раскрыть свои знания, способности. Обучающиеся стали лучше учиться. Меньше стало конфликтов между учениками и учителями.
Что касается творчества, то если раньше учеников надо было просить или заставлять участвовать в конкурсах, смотрах, школьных мероприятиях. То сейчас, ученики сами предлагают провести какое-то мероприятие. В нашей школе проводится много праздников. Ученики участвуют в конкурсах, занимая призовые места.
Благодаря использованию арттерапии на уроках ученики стали более открытыми, добрыми, отзывчивыми.
Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Например, под воздействием классической музыки улучшается рост растений. Увеличивает надои у коров. Она благотворно влияет на плод у беременных женщин. Ведь классика – это отобранное веками лучшее, что есть в человеческой культуре. То же можно сказать и о народной музыке, только её “история” уходит корнями в глубокую древность.
Практика показывает, что регулярное использование тонизирующих и успокаивающих программ, построенных на основе метода моделирования эмоций, медитативных и психокоррекционных игр позволяет, воздействовать на негативное эмоциональное состояние учащихся, что служит повышению достижений обучающимися метапредметных связей.