Внутрибольничная инфекция — методические указания для студентов


ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
296799034290СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОЗЫБКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«Утверждаю»
Председатель МКС
34.02.01 «Сестринское дело»
____________ М.В. Зубкова
«_______»___________2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ.
Специальность: Лечебное дело 31.02.01
Сестринское дело 34.02.01
Акушерское дело 31.02.02
(название в соответствии с ФГОС) (шифр)
ПМ.07, ПМ.04: Выполнение работ по профессии
«Младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Раздел ПМ 01: Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. Соблюдение принципов профессиональной этики.
МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела.
Тема 1.3. Общение в сестринском деле.
Курс II, часов 6.
Преподаватель: ПМ.07, ПМ.04.
Филатова О.В.
Новозыбков 2014г.
Уважаемые студенты!
Методические указания, разработанные по теме 1.3. «Общение в сестринском деле» помогут Вам овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками общения медицинского персонала с пациентом. Т.к. для медицинского работника общение имеет особое значение, поскольку перед ним пациент, нуждающийся в помощи, взаимопонимании. Благодаря общению происходит реализация социально – общественных и межличностных отношений. Для успешного процесса общения необходимо познание собеседника, а для реализации данной цели необходимы навыки установления доверительных отношений с собеседником, умение осуществления полноценной совместной деятельности.
Данная разработка содержит теоретический материал по теме: «Общение в сестринском деле», и задания, которые помогут вам осуществить самоконтроль знаний и практических умений с целью успешной подготовки к промежуточной аттестации.
С целью овладения профессиональной деятельностью и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения темы: «Общение в сестринском деле» должен знать:
*понятие «биоэтика»;
*четыре формы современной «биомедицинской этики»;
*основные принципы моделей «Гиппократа», «Парацельса», «деонтологической модели»;
*понятие «этика»;
*разделы «этики»
*общение как эффективное средство помощи людям в адаптации к жизни в связи с изменением состояния здоровья;
*уровни общения;
*терапевтические и нетерапевтические средства общения;
*факторы, способствующие и препятствующие общению;
*два типа общения: словесное (вербальное) и бессловесное (невербальное);
*ясность, краткость речи, ее темп, громкость;
*словарный состав;
* расчет времени;
*способы поддержания связи с пациентом, не способным к вербальному общению;
*принципы самоконтроля медицинской сестры при бессловесном (невербальном) общении;
*мастерство общения медицинской сестры.
2491740158750
должен уметь:
* владеть техникой профессионального общения.
Результатом освоения темы: «Общение в сестринском деле» обучающийся должен овладеть профессиональными и общими компетенциями, т.к.:
ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Раздел ПМ 1. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. Соблюдение принципов профессиональной этики. Консультирование пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода.
МКД 07.01. Теория и практика сестринского дела.
Тема 1.3. Общение в сестринском деле.
Содержание учебного материала:
Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».
Морально – этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.
Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения.
Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные.
Типы общения: вербальное и невербальное.
Каналы общения: устная речь, письменное общение (написание слова, символы), неречевое общение (мимика и жесты).
Эффективное общение.
Список использованной литературы.
Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».
На протяжении 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально - этические принципы, правила, рекомендации. Разновидностью этики является биомедицинская этика. Биомедицинская этика – это изучение этических аспектов проблемных ситуаций в современной медицине и биологии, это проблема прав человека в современной медицине. Она выполняет социальную функцию защиты личности медицинского работника, его права поступать не только по закону, но и по совести, выполняя свой профессиональный долг. Сегодня «биомедицинская этика» существует в четырех формах или моделях:
1. Модель Гиппократа. Основной принцип этой модели — «не навреди». Врач завоевывает социальное доверие пациента. Принципы врачевания, заложенные отцом медицины Гиппократом (460—377 гг.), лежат у истоков врачебной этики и отражены в знаменитой «Клятве», которая и сегодня актуальна.
2. Модель Парацельса (1493 -1541гг.) — «делать добро».
3. Деонтологическая модель, или врачебная этика. Основным принципом является «нравственная безупречность», «соблюдение долга».
4. Биоэтика – современная форма традиционной биомедицинской этики, основным принципом которой является принцип «уважения прав и достоинства человека». Термин «биоэтика» предложен В.Р. Потером в 1969 году. Предметом изучения биоэтики являются моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Биоэтика представляет собой важную точку философского знания, связанного с грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины.
Этика — учение о нравственности. Слово «этика» произошло от греческого ethos— обычай. Именно нормы, правила, обычаи, регулируют поведение и взаимоотношения людей в обществе. Медицинская этика является составной частью этики. Этика не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование. Принципы медицинской этики должны соблюдаться медицинскими работниками в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этические категории: долг, честь, достоинство, совесть, счастье.
Нравственность — это совокупность норм, ценностей, идеалов и установок, которые регулируют человеческое поведение и являются основными составными культуры общества. Это код человеческих отношений, запрещающих следовать злу. Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, должен быть уверен не только в высоком профессионализме и в порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому с давних времен общество, и пациенты предъявляли высокие требования именно к моральным, нравственным качествам врача, медицинской сестры и подчинялись моральным законам, традициям.
Понятие «мораль» - это совокупность принципов и норм поведения людей в обществе. Каждый поступок человека является результатом взаимодействия его права и моральных норм. Человек морален, если соответствует нормам общества. Нравственной, моральной основой поведения медицинских сестер, ее эталоном (стандартом) поведения является Этический кодекс сестры России.
Нравственный долг — это категория морали, который не следует отождествлять с наукой о должном — деонтологией, имеющей более узкое содержание.
Врачебный долг — это комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих отношения врача и больного, врачей между собой, врача и общества. Профессиональный долг, с одной стороны, служит проявлением главного принципа врачебной морали — гуманизма (человечности, человеколюбия), а другой — гуманизм и врачебный долг часто могут выступать как противоположности. Врач никому не должен отказывать в медицинской помощи. Это моральное требование отражено в клятве Гиппократа, Женевской декларации и в других документах.
Морально – этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.
«Профессия медика — подвиг.
Она требует самопожертвования,
чистоты души и чистоты помыслов.
Не всякий способен на это».
А.П.Чехов
Долг медицинского работника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности, другими словами, долг медработника:
моральный – оказание медицинской помощи вне зависимости от социального положения, вероисповедания и т.д.
профессиональный – никогда, ни при каких обстоятельствах не совершать действий, вредных для физического и психического состояния людей.
Основные принципы сестринской этики и деонтологии, изложенные в:
Клятве Флоренс Найтингейл,
Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер,
Клятве Гиппократа,
Этическом кодексе медицинской сестры России (см. Приложение) являются:
Гуманность и милосердие, любовь и забота
Сострадание
Доброжелательность
Бескорыстие
Трудолюбие
Учтивость и др.
Этика как наука имеет несколько разделов:
Нормативная - рассматривает вопросы должного и добродетели личности.
Описательная - раскрывает принципы и правила поведения человека в различных ситуациях.
Метаэтика - раскрывают характер взаимодействия в различных ситуациях.
Нас интересует взаимодействие: человек — человек. Характер такого взаимодействия рассматривает часть описательной этики — биоэтика. Ученые, занимаясь вопросами биоэтики, выделяют несколько принципов и правил общения. В медицине используется три этических принципа:
автономность;
незлодеяние;
благодеяние.
1. Этический принцип — уважение автономности пациента (самостоятельности). Медицинская сестра должна соблюдать уважение к свободе пациента в выборе решений и действий, но только до тех пор, пока эти решения и действия не причиняют вреда самому пациенту или окружающим.
Этот этический принцип реализуется через моральные правила:
а)осведомленность пациента — достаточное количество информации;
б)добровольность — пациент сам принимает решение относительно вмешательства медицинского работника. Медицинская сестра не может принуждать или обманывать пациента. Она должна подвести его к этому выбору.
2. Этический принцип - незлодеяние — не делай того, что может принести вред. Профессиональные качества (знания и умения) медицинской сестры, позволяют видеть ей, какова природа и степень вреда тех или иных действий. Именно это видение ситуации позволяет не причинять вред пациенту.
Этот этический принцип реализуется через моральное правило: священность дара жизни – жизнь пациента.
3. Этический принцип - благодеяние.
Этот принцип отличности положительных действий, которые предотвращают вред, устраняют вредные условия, направлены на помощь другому человеку (пациенту).
Медицинская сестра должна делать добро везде и в любой ситуации. Этот принцип помогает обществу быть единым целым.
Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:
Внутренняя культура.
Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
Субординация - система служебного подчинения младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины. Нужно помнить, что интриги, грубость, ведут к разладу в коллективе, к делению его на группы, что, в конечном счете, значительно ухудшает работу лечебного учреждения. Нужно всегда соблюдать главной этический принцип - Не НАВРЕДИ! Своими разладами в коллективе можно навредить больному.
В коллективе должна быть такая атмосфера, которая способствовала бы и хорошей работе медицинского персонала, скорейшему выздоровлению больных. В противном случае госпитализация может не облегчить страдания пациента, а даже нанести вред. Чтобы этого не случилось, очень важна работа медсестры, контакт между пациентом и медсестрой. Сестра может прекрасно выполнять свои профессиональные обязанности, достигнет автоматизма в работе: прекрасно делает инъекции и так далее, но за всем этим нет пациента. А она должна находится при больном, понять его, уметь хранить тайны, вызывать доверие. Доверие - это путь к выздоровлению. Если пациент верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопасности, знает, что получит все, что необходимо для восстановления его здоровья. В противном случае у него возникают сомнения относительно лечащего персонала. Они находят свое выражение в самых различных требованиях: созыва консилиума, приглашения специалистов, особых исследований и так далее. Состояние, вызванное тяжелыми переживаниями пациента вследствие дефектов деятельности общения медперсонала, наблюдаются чаще у мнительных больных.
В таких случаях возникают:
поспешное и необоснованное мнение о диагнозе и прогнозе;
неверное толкование лечебных и диагностических процедур;
депрессия от бездействия или невнимания персонала.
Как следствие всего выше перечисленного у пациента может возникнуть боязнь какого-либо заболевания (рака - концерофобия, болезни сердца - кардиофобия и так далее).
2. Внешняя культура - приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т.д.Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:
Скромность — простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.
Справедливость — самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений.
Честность — должна соответствовать всем делам медицинского работника.
Доброта — неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.
Хороший человек - это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом. Что же такое внешняя культура медицинского работника?
а). Внешний вид. Основное требование к одежде медика — чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту.
ПОМНИТЕ! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.
б). Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д.
Иногда речь медицинского работника перенасыщена модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним.
3.Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения.
Общение - это сложный социально - психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.
В последние годы в науке используется вместо слова «общение» термин «коммуникация».
Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях.
Невербальная информация отражает поступки или поведение того, кто передает информацию без использования речи или написания (письма).
Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, облегчающие взаимное общение. Целью процесса понимания для медсестер гуманистического склада является изучение тайны, которой остается пациент. В результате такого изучения, а не «разгадки», можно больше узнать одновременно обо всех, кто окружает пациента, и о самом себе.
Общение в сестринском деле — это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.
Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, его физическое и психическое состояние.
Для оказания максимальной помощи и поддержки пациента медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу.
Общение с пациентом и всеми, кто участвует в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сестринского общения состоит в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
Информационная:
Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствие пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приёма лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему исследованию, и другое.
Экспрессивная (эмоциональная):
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчуждённость, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление чёрствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.
Регулятивная:
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь, медсестра также испытывает влияние своих пациентов.
4.Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные.
Психология чаще всего выделяет три уровня общения.
На первом уровне общения (коммуникации) происходят передача и принятие информации. Непосредственной связи с совместной деятельностью на этом уровне нет. Общение на первом уровне требует определенных правил, традиций, принятых норм.
На втором уровне коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений: общение на определенную тему по решению общей задачи. Коммуникация может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказания и т. д., обеспечивая слаженность совместной работы.
Обмен информацией подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений (в процессе обследования пациента), усвоению учебного материала в процессе обучения и т.д. Такое обучение может закончиться в один сеанс или потребует несколько встреч.
На третьем уровне выступает то, что для общения (коммуникации) наиболее существенно, а именно: стремление понять друг друга, прислушаться к мнению других, даже когда с ним не соглашаются.
Внутриличностное (в мысленном общении человека с самим собой).
Межличностное (между двумя и более людьми).
Общественное (общение одного человека с большой аудиторией).
5.Типы общения: вербальное и невербальное.
6.Каналы общения: устная речь, письменное общение (написание слова, символы), неречевое общение (мимика и жесты).
К вербальным средствам общения относится речь, которая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Не следует забывать слова древнего поэта Саади: *Умен ты или глуп, велик ты или жалок, не знаем мы, пока ты слова не сказал*.
Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее. Манера говорить может отражать индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, речесоматических и психоневрологических заболеваний. Например, при одышке пациент говорит обрывками фраз, тяжело, при патологии сознания (галлюцинации, сопор, кома), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекватная реакция пациента).
Различают речь быструю, медленную, запинающуюся, монотонную, громкую, шепотную, невнятную, с обеднением словарного запаса.В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной.
Речь человека раскрывает направленность личности — ее интересы, потребности, убеждения и относится к явлениям его духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, средством воздействия на человек: «Слово лечит — слово ранит».
С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него — на деятельность внутренних органов.
Чтобы пользоваться словом — надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова не забывать о самоконтроле.
Используя речь, как терапевтическое средство общения медсестра применяет элементы психотерапии: разъяснение, убеждение и т.д.
Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пытается исправить ошибочное суждение пациента, рожденное неправильной оценкой его болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, пациент приобрел уверенность в себе, веру в выздоровление.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие — 53%.
К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.
Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся произносятся на фоне невербальных средств коммуникации. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим.
Таким образом, передаются настроение, характер и отношение: «Важно не только то, что ты говоришь, а как ты говоришь».
Зрительный контакт, выражение лица, поза и положение в значительной степени показывают наши мысли и чувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.
Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно помнить одно правило: что-то всегда происходит. Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.
Мимика — движения мышц лица.
Жестика — моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также других невербальных средств общения, таких как прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др.
Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70% информации о том, что переживает человек.
Жесты позволяют лучше разбираться в людях.
Выражение лица отражает психическое состояние человека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное и др. В норме выражение лица спокойное, уравновешенное.
Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.
Эффективное общение состоит из 5 элементов:
Отправитель – человек, который хочет передать информацию.
Сообщение – информация, посланная этим человеком.
Канал – способ отправки сообщения, с помощью устной речи, неречевых компонентов или в письменном виде.
Получатель – человек, которому посылается сообщение.
Подтверждение – способ, с помощью которого получатель даёт знать отправителю, что сообщение получено.
Чтобы при наличии всех 5 элементов вербальное общение состоялось, необходимо:
а) привлечь внимание получателя сообщением;
б) говорить медленно, хорошо произносить слова;
в) не злоупотреблять медицинскими терминами;
г) выбирать скорость и темп речи;
д) правильно выбирать время для общения (интерес к беседе);
е) не начинать беседу с неприятного;
ж) следить за интонацией голоса (энтузиазм, забота, безразличие, раздражение, гнев, страх и т.п.);з) выбирать нужную громкость;
и) использовать юмор;
к) убедиться в том, что вас поняли – задавать открытые, а не закрытые вопросы:
Закрытые вопросы (общие): Вы поняли? Вы хотите? Вам нужно? Вас есть? – на них в ответ можно услышать «Да» или «Нет».
Пример: «Вы всё поняли о лечении?» Ответ – «Да». Хотя на самом деле пациент плохо понял.
Открытые вопросы (специальные) – Скажите мне; Покажите мне, что? Где? Когда? – дают подробный ответ.
Пример: «Расскажите, как Вы будете лечиться?». В ответ пациент даёт подробный ответ.
Письменное общение может быть эффективным, если:
Писать аккуратно
Правильный размер и цвет букв
В записке разместить всю информацию
Писать грамотно
Выбирать понятные и простые слова
Подписывать своё сообщение
Эффект письменного общения зависит от следующих компонентов:
• умеет ли получатель читать;
• понимает написанное;
• видит написанное;
• знает ли язык, на котором написано сообщение.
Невербальный канал общения более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл, тогда как слова могут ввести в заблуждение, так как этот канал общения, как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать.
Навык невербального общения сестре необходим, так как ей часто приходится ухаживать за пациентом, не способным использовать устную речь как канал общения.
Каналы общения:
1. устная речь – получатель слышит ее;
2. неречевое сообщение – мимика, жесты, позы, какие либо действия; получатель видит его;
3. письменное сообщение – получатель читает его.
Типы вопросов.
Общие Как поживаете? Как дела?
Конкретные Как ваша фамилия? Ваш адрес? Назовите своих близких родственников? Любите ли вы картофельное пюре?
Наводящие Вы бросите курить, не так ли? Вы будете больше заниматься физическими упражнениями после выписки из больницы?
Пробные Вы говорите, ваш муж много работает? В последнее время боли в желудке у вас усилились?
Множественные Вы говорите, ваш муж много работает? Как вы управляетесь по дому с двумя детьми?
Преимущества и недостатки разных типов вопросов.
Тип Преимущество Недостаток
Общие Полезны, так как способствуют самовыражению. Человек может описать собственными словами то, что для него важно. Трудно контролировать отклонения от содержания вопроса, достигать определённой цели или ограничивать словоохотливых собеседников.
Конкретные Позволяют быстро собирать конкретную информацию – точную и однозначную. Ограничены постановкой вопроса. Ориентированны только на конкретный ответ.
Наводящие Наводят отвечающего на ответ, соответствующий нашему мнению.
Ограничивают самовыражение отвечающего. Могут вызывать гневную реакцию, если воспринимаются как угрожающие.
Пробные Исследуют тему, которую спрашивающий считает важной. Ответы могут давать конкретную информацию. Могут застать отвечающего врасплох. Могут пугать отвечающего. Могут вызывать гневную реакцию.
Множественные Могут демонстрировать интерес и энтузиазм. Приводят к замешательству, так как отвечающий не знает на какой вопрос ответить сначала. Ответ не может быть рациональным
7.Эффективное общение.
Различают 2 вида общения:
Терапевтическое, эффективное
Не терапевтическое, неэффективное
БЕССЛОВЕСНОЕ (невербальное) ОБЩЕНИЕ.
Этот тип общения представляет более достоверное выражение чувств, т.к. межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. К этому типу общения относятся:
а) внешний вид, манера держать себя, одежда;
б) выражение лица, мимика, жесты (язык тела);
в) положение тела в пространстве по отношению к пациенту.
Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта». У каждого человека размер этой дистанции свой. У большой части это личная зона (0,46 см – 1,2 м), т.е. человек при общении на таком расстоянии не испытывает дискомфорта. В процессе работы приходится вторгаться не только в личную и интимную зоны (от15 до 46 см), но и сверхинтимную (меньше 15 см).
15 см – 46 см 46 см – 120 см 120 см – 360 см > 3,6 м
Интимная зона Личная зона Социальная зона Общественная зона
г) время общения (тот, кому адресована информация медсестры, должен иметь желание и интерес к беседе, а медсестра не должна торопиться по другим делам)
В процессе общения очень важен стиль общения.
Различают 5 стилей общения:
Давление (авторитарный)
Уступки
Компромисс
Сотрудничество
Избегание
Эффективность общения определяется двумя критериями:
Деловой (достижение целей и задач каждого в общении)
Межличностный, т.е. эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
Цель:
Предоставление пациенту информации об его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.
Снятие страха перед заболеванием и лечением.
Терапевтические средства общения:
Пристальное внимание к пациенту (не оставлять пациента одного, успокаивать, ободрять)
Терапевтическое прикосновение (знак одобрения, сочувствия, поддержки)
Контакт глаз (должен нести только положительные эмоции)
НЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это избирательное или невнимательное выслушивание.
Констатированное заключение
Безличное отношение
Неоправданное доверие
Стойкое и испуганное молчание
Фальшивое успокаивание
Морализирование
Критика, насмешка, угроза
10 «Да» терапевтического общения.
Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к пациенту только по имени отчеству и на «Вы»;
Смотрите пациенту в лицо, в его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте;
Используйте только положительную интонацию своего голоса;
Говорите внятно, неторопливо;
Поощряйте вопросы пациента;
Слушайте внимательно;
Обеспечьте конфиденциальность беседы;
Проявляйте искренний интерес, участие;
Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы;
Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями.
Шесть правил эффективного знакомства с пациентом.
Создать приятную атмосферу при разговоре (освещение, шум, присутствие посторонних, усталость, боязнь чего-либо)
Получите всю имеющуюся информацию о вашем пациенте до разговора с ним (доступные источники предыдущих мест лечения)
Попробуйте добиться доверительных отношений с вашим пациентом (беседа на отвлечённые темы, неподдельный интерес к рассказу пациента, доброжелательность)
Задайте тон разговора (дать выговориться о болезни, своём самочувствии, тактично задавать вопросы)
Формулировка точных вопросов (задавать открытые вопросы, требующие большие ответы)
Делайте заметки (кратко записывать даты, время, ключевые слова или фразы).
10 «Нет» терапевтического общения.
Не принимайте неточные ответы, повторите вопрос.
Не раздражайтесь, если приходится задавать вопросы многократно.
Не ожидайте, что все Ваши инструкции будут выполнены правильно.
Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.
Не требуйте точной идентификации имён мед.персонала, названий предметов или лекарств.
Не оценивайте поведение пациента, как личное отношение к Вам.
Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.
Говорите с пациентами конкретно, не давайте им возможность большого выбора.
Не показывайте своих чувств, особенно если у вас плохое настроение.
Не повышайте голоса!!!
8.Список использованной литературы:
1. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела: практикум». Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010г. – 530с.
2. С.А. Мухина, Тарновская И.И. Основы сестринского дела. – М.: «АНМИ», 2013.- 255
3. Основы сестринского ухода / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б. В. Кабарухина. – Изд. 11 – е, доп. и перераб. - Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 509с. - (Медицина для вас).
4. Основы сестринского ухода / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б. В. Кабарухина. – Изд. 11 – е, доп. и перераб. - Ростов н / Д: Феникс, 2007, 2008, 2012 – 509с. - (Медицина для вас).
5. Основы сестринского дела: учеб. пособие В.Р. Вебер. Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
6. Обуховец Т.П. Основы сестринского ухода: Практикум. - Ростов н/Дону: Феникс 2003, 2007,2012.
7. Теория и практика сестринского дела в двух томах. (Т.1): учеб. пособие./ Под ред. С.В. Лапик и др. – М.: ФГОУ ВУНМЦ РФ, 2008.
8. Теория и практика сестринского дела в двух томах. (Т.2): учеб. пособие./ Под ред. С.В. Лапик и др. – М.: ФГОУ ВУНМЦ РФ, 2008.