Материалы для грамматической зарядки на уроках русского языка в 5 классе

Грамматическая зарядка на уроках русского языка
5 класс
Урок 4
Словарный диктант, с 3-10
Язык, человек, искусство, общение, устное, письменное, разговорный стиль, научный, художественный, всегда, никогда
Урок 7
Объяснительный диктант
Небесный (небо), полевой (поле), кормить (корм), удивлять (диво), заглядеться (взгляд), гимнаст, маршрут, вокзал, минута, малина
Урок 9
Словарный диктант, с 11-21
Транскрипция, орфограмма, ударение, морфема, приставка, суффикс, футбольный матч, молотьба, рюкзак, баскетбол, известный, чудесный
Урок16
Цифровой диктант
Три братца пошли купаться. (н.ф.)
Все улыбаются. (3-е л.)
Мы хотим веселиться! (н.ф.)
Тихо плещется вода. (3-е л.)
Наша бригада умеет трудиться. (н.ф.)

1
2
3
4
5

-ться
*

*

*

-тся

*

*



Урок 22
Объяснительный диктант
Пошли купаться (что делать?, н.ф.); смелый побеждает ( побеждать, 1 спр.), труда не боится (что делает?, 3-е л.), дочь (3 скл.), меч (не 3 скл.), на зелёной (на какой?) поляне
Урок 26
Словарный диктант, с 22-49
Синтаксис, пунктуация, знак разделения, брошюра, подъём, парашют, вьюга, направо, внизу, втроём
Урок 32
Графический диктант: обозначить ГО, вычертить схемы
Наступил тихий вечер. I === ]
Ты книгу прочитал? I === ]
Какая красота! I _____ ]
Урок 42
Цифровой диктант
Определить тип предложения по наличию второстепенных членов
Сумерки.
В небе зажигаются первые звёзды.
Ярко горят лампы в окнах домов.
Дворы затихают.
Вот и луна.

1
2
3
4
5

Нераспростр.
*



*

Распростр.

*
*
*



Урок 44
Пунктуационный диктант : объяснить схемой расстановку знаков препинания в предложениях
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Тёплые, тихие сумерки спустились над рекой
Урок 56
Графический диктант: синтаксический разбор предложений
На поляне расцвели первые ромашки. (повеств., невоскл., простое, распростр.)
Гроза прошла, и снова запели птицы. (повеств., невоскл., сложное, союзное)
Урок 59
Пунктуационный диктант : объяснить схемой расстановку знаков препинания в предложениях
Когда, Витя, мы встретимся?
Солнечные лучи проникли в окно, осветили комнату
Поражают красотой уральские озёра: Увильды, Тургояк, Кисегач
Мама попросила: «Не опаздывай»
Урок 64
Словарный диктант, с 80-108
Диалог, прямая речь, пожалуйста, расстроить, опечалить, здравствуйте, спасибо, обращение, компьютер, внимательно
Урок 67
Графический диктант: подчеркнуть буквы, определить звуки, ими обозначенные.
1В.-гласные; 2В. – согласные.
ХОЛОДА ДИВНЫЙ
ФОНЕТИКА МОРОЗ
Урок 80
Объяснительный диктант
Определить грамматическое значение, выписав
1В – существительное; 2В – глагол; 3В – прилагательное
Поднимается (наст время, 3-е л., ед. ч.) яркое (ср.р., ед.ч., И.п.) солнце (2 скл.,ср.р., ед.ч., И.п.)
Урок 82
Словарный диктант, с 118-141
Особенный, необычный, однозначные, переносное значение, каллиграфия, алфавит, портфель, лучше, скучный, шоссе, ароматный
Урок 90
Цифровой диктант
Определить лексическую группу:
рано – поздно
еда – пища
говорить – молчать
громадный – огромный
холодный ключ – ключ от сейфа

1
2
3
4
5

Омонимы




*

Синонимы

*

*


Антонимы
*

*




Урок 101
Графический диктант: морфемный разбор
Звонкий, перезвон, смелые, пишут, входят
Урок 102
Словарный диктант, с 145-172
Громадный, телевизор, огромный, телефон, пасмурный, помещаться, фиолетовый, блистать, сверкать, светиться, новый квартал, диван, лиловый, балкон
Урок 104
Словарный диктант, с 145-172
Кабинет, маршрут, правильный, велосипед, пианино, гитара, конфета, корзина, костюм, грамотный, крошечный, паркет, ремень, чехол
Урок 106
Объяснительный диктант
Разбудить (перед звонк.), расписание ( перед глух.), бесшумный( перед глух.), безвкусный (перед звонк.), бесчувственный( перед глух.), разглядеть(перед звонк.), восход ( перед глух.), изменять(перед звонк.), испортить( перед глух.), бескозырка ( перед глух.)
Урок 108
Цифровой диктант
1. прилагательное, 2. заложить, 3. предполагать, 4. предложение, 5. слагаемое

1
2
3
4
5

-лаг-
*

*

*

-лож-

*

*



Урок 116
Словарный диктант, с 175-185
Расписание, рассчитать, расчёт, здесь, здание, здоровье, сдать, шоколад, богатый, шофёр
Урок 120
Объяснительный диктант
Вырасти, заросли ( не перед ст, щ), росток (искл.), шёлк, шов (искл.), с улицы, цирк, лекция ( на-ция), цыплята (искл.), жёлтый

Урок 124
Цифровой диктант
кукла, 2. город, 3. цыган, 4. здание, 5. ученик

1
2
3
4
5

Одушевл.


*

*

Неодушевл.
*
*

*



Урок 120
Словарный диктант, с 186-203
Морфология, самостоятельный части речи, служебные части речи, Отечество, Великая Отечественная война, Отчизна, ворота, чернила, Родина, одушевлённые существительные
Урок 125
Цифровой диктант
курица, 2. союз, 3. цыплёнок, 4. здание, 5. язык

1
2
3
4
5

Муж.

*
*

*

Жен
*





Средн.



*



Урок 127
Словарный диктант, с 204-207
Молодёжь, приволье, необъятный, каучук, фарфор, раздолье, свёкла, простор, щавель, хлопок
Урок 131
Объяснительный диктант
Прочитать в книге ( 1-е, П.п), стояли на площади ( 3-е, П.п), встречаются в жизни ( 3-е, П.п), подошёл к избушке ( 1-е, Д.п), вспомню о доме (2-е, П.п), ждём до полуночи (3-е, Р.п)
Урок 137
Цифровой диктант
1. за товарищем, 2. под плащом, 3. в полотенце, 4. под солнцем, 5. стать врачом

1
2
3
4
5

О

*


*

Е
*

*
*



Урок 146
Объяснительный диктант
В глубоком озере ( в озере каком? ср.р., П.п.), холодной ночью ( ночью какой? ж.р., Т.п.), бурного потока ( потока какого? м.р., Р.п.)
Урок 154
Цифровой диктант
1.большого дома, 2. хорошего друга, 3.чужой земли, 4. колючему кустарнику, 5. свежей травой

1
2
3
4
5

О
*

*



Е

*

*
*


Урок 158
Словарный диктант, с 213-240
Республика, о лекции, о юбилее, в армии, инженеры, мандарин, офицеры, апельсин, жёлтый, янтарный
Урок 166
Цифровой диктант
ненавидеть, 2. не был, 3. негодовать, 4. не хотел, 5. недоумевали

1
2
3
4
5

Слитно
*

*

*

Раздельно

*

*



Урок 169
Объяснительный диктант
Хотим учиться ( что делать? н.ф.), дети учатся ( что делают? 3-е л.), алмаз искрится( что делает? 3-е л.), надо стараться( что делать? н.ф.), быстро мчатся ( что делают? 3-е л.)




Урок 177
Цифровой диктант
1. разбирал, 2. замерли, 3. блистать, 4. блестеть, 5. вытирать

1
2
3
4
5

И
*

*

*

Е

*

*



Урок 186
Цифровой диктант
1. уходим, 2.читает, 3. видит, 4. рисуем, 5. держит

1
2
3
4
5

I спр. /Е

*

*


II спр. /И
*

*

*


Урок 191
Объяснительный диктант
Пишешь ( 2-е л., ед.ч.), читаешь ( 2-е л., ед.ч.), улыбаешься ( 2-е л., ед.ч.), строишь( 2-е л., ед.ч.), веселишься ( 2-е л., ед.ч.)
Урок 194
Словарный диктант, с 242-282
Негодовать, баскетбол, не жил, тренер, таять, тренироваться, стеречь, гимнастика, стадион, облегчит, вагон, фотоаппарат, бинокль, канал, мечта
Урок 202
Пунктуационный диктант : объяснить схемой расстановку знаков препинания в предложениях
На поляне растут ромашки, васильки, колокольчики
Лена, прибери в комнате
Гроза прошла, выглянуло солнце
«Где ты был?»- спросила сестра



































ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 5 КЛАСС (к урокам повторения)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
§24-29 к уроку 33

Ответ
Вопрос

1
Синтаксис
1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

2
Пунктуация
2. Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

3
Словосочетание
3. Синтаксическая конструкция, которая состоит из 2-х частей: главной и зависимой, связанных по смыслу и грамматически.

4
Предложение
4. Синтаксическая конструкция, все слова которой связаны грамматически, имеющая грамматическую основу и интонацию завершённости.

5
Цель высказывания
5. Повествовательными, вопросительными, побудительными предложения бывают по


§29-33 к уроку 37

Ответ
Вопрос

1
Предложение
1.В конце какой синтаксической конструкции ставится точка, ? или !

2
Вопросительное
2. Предложение, которое содержит вопрос.

3
Восклицательными
3. Какими по интонации могут быть повествовательные, вопросительные, побудительные предложения?

4
Подлежащее и сказуемое
4. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?

5
Подлежащее
5. Член предложения, отвечающий на вопросы И.п.


§33-35 к уроку 39

Ответ
Вопрос

1
Сказуемое
1. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

2
Существительными в И.п
2. Чем выражены главные члены предложения, если между ними стоит тире?

3
Нераспространённые
3. Предложения, состоящие только из грамматической основы?

4
Хотя бы один
второстепенный член
4.Что делает предложение распространённым?

5
Подлежащее
5.Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком?


§36-41(1) к уроку 45

Ответ
Вопрос

1
Обстоятельство
1. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где?, когда?, куда? и обозначает время, место, способ действия.

2
Обстоятельство
2. Какой второстепенный член предложения обычно выражается наречиями или существительными в косвенном падеже?

3
Обстоятельство
3. Второстепенный член предложения, который подчёркивается «чёрточка-точка» и зависит от сказуемого.

4
Определение
4. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой?, чей? и обозначает признак предмета.

5
Однородные члены
5. Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящийся к одному и тому же члену предложения.


§36-41 (2) к уроку 47

Ответ
Вопрос

1
. Второстепенные
1 Члены предложения, делающие его распространённым.

2
Определение
2. . Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой?, чей? и обозначает признак предмета.

3
Однородные
3. Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящийся к одному и тому же члену предложения.

4
Запятая
4. Какой знак препинания ставится, если однородные члены не соединены союзом?

5
Дополнение
5. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.


§40-46 к уроку 51

Ответ
Вопрос

1
Обращение
1Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

2
И
2. Каким союзом должны быть связаны два однородных члена, чтобы между ними не ставилась запятая?

3
Дополнение
3. Второстепенный член предложения, выраженный местоимением или существительным в косвенном падеже?

4
Грамматическая основа
4. Как иначе называются главные члены предложения - подлежащее и сказуемое?

5
Грамматическая основа, одно-родные члены, существитель-ное с предлогом
5. Какие синтаксические конструкции не являются словосочетанием?


ФОНЕТИКА
§ 49-52 к уроку 67

Ответ
Вопрос

1
Диалог
1. Разговор двух или нескольких лиц .

2
Фонетика
2. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

3
Гласные
3. Звуки речи, состоящие только из голоса.

4
Согласных
4. При образовании каких звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия, образуя шум?

5
Гласные: !а,о,у,ы,э!
5. Каких звуков речи в русском языке шесть? Перечислите их.

6
Не имеют парных звуков
6. Чем выделяются среди согласных звуки !ж,ш,ц,ч,щ,й!?

7
Апостроф
7. Значок мягкости согласного.


§50 – 58 к уроку 71

Ответ
Вопрос

1
Сильная
1. Какова позиция гласного звука под ударением?

2
На конце слова
2. Слабая позиция для согласных звуков?

3
По глухости / Всегда звонкие
3. По какому признаку не имеют пары сонорные согласные?

4
Каллиграфия
4. Соблюдать принятые начертания букв учит

5
Алфавит
5. Буквы, расположенные в определённом, обязательном для всех порядке.


§58 – 62 к уроку 75

Ответ
Вопрос

1
Гласных
1. Каких букв в русском алфавите десять?

2
Ъ и Ь
2. Какие буквы русского алфавита не обозначают звуков?

3
/щ/, /ч/
3. Мягкость каких согласных звуков не требует обозначения с помощью Ь?

4
Е,Ё,Ю,Я
4. Какие гласные буквы могут обозначать два звука - ! й ! и гласный?

5
Орфоэпия
5. Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.


ЛЕКСИКА
§ 64 – 67 к уроку 86

Ответ
Вопрос

1
Лексика
1. Слова языка образуют его словарный состав, или

2
Однозначные
2. Слова, имеющие одно лексическое значение.

3
Многозначные
3. Слова, имеющие несколько лексических значений.

4
Омонимы
4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

5
В переносном
5. В каком значении используются слова как выразительное средство в художественном произведении?


§ 67 – 69 к уроку 92

Ответ
Вопрос

1
Синонимы
1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения.

2
Антонимы
2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

3
Омонимы
3. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

4
Антонимы
4. К какой группе лексики относятся слова широкий – узкий, далеко – близко?

5
Ключ
5. Назовите слово-омоним, который может быть «холодным родником; дверным, скрипичным или басовым, ответом к шифру или тесту»?


МОРФЕМИКА

§ 70 – 75 к уроку 96

Ответ
Вопрос

1
Морфемы
1. Как одним словом называются части слова?

2
Окончание
2. Значимая часть слова, которая образует формы слова.

3
Нулевое окончание
3. Как называется окончание, которое звуками не выражено?

4
Основа
4. Часть изменяемого слова без окончания, в которой заключено лексическое значение слова.

5
Корень
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.


МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
Имя существительное
§ 89-101 к уроку 139

Вопрос
Ответ

1
Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?
1. Имя существительное


2
Какие существительные являются названиями единичных предметов?
2. Собственные

3
Какие существительные отвечают на вопрос что?
3. Неодушевлённые

4
Какую особенность имеют неодуш. сущ. ворота, очки, жмурки, чернила, хлопоты?
4. Имеют только форму мн.ч.

5
Начальная форма имени сущ.?
5. И.п., ед.ч.


Имя прилагательное
§ 102-106 к уроку 152

Вопрос
Ответ

1
Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
1. Имя прилагательное


2
Какие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в ед.ч. по родам; в предложении являются сказуемыми?
2. Краткие имена прилагательные

3
У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце
3. Не пишется

4
На какой вопрос отвечает краткое прилагательное?
4. Каков?

5
Начальная форма имени прилагательного?
5. И.п. ед.ч. м.р.


Глагол
§ 107-123 к уроку 196

Вопрос
Ответ

1
Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что (с)делать?
1. Глагол


2
Глаголы изменяются по временам. Назовите времена
2. Прошедшее, настоящее, будущее

3
НЕ с глаголами пишется?
3. Раздельно

4
В какой форме стоит глагол, если отвечает на вопрос что (с)делает? что (с)делают?
4. 3 лицо

5
Глаголы какого вида отвечают на вопросы что сделает?/ что сделают?
5. Совершенного








ВЕСЁЛАЯ МИНУТКА
( для грамматической зарядки)

урок
«Четвёртый лишний»

1
7
Сосна, ходить, хризантема, цветной (непроверяемая)

2
9
Чес(?)ный, вкус(?) ный, счас(?)ливый, прелес(?)ный (нет Т)

3
10
Ж(?)ри, брош(?)ра, ч(?)до, параш(?)т (У)

4
11
Под(?)езд, сер(?)ёзный, вороб(?)и, в(?)юга (Ъ)

5
19
Слышит, видят, читаю, книга (сущ.)

6
27
Стремиться к цели, тихая беседа, идти издалека, у доски (не сл/соч.)

7
43
Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство (ГО)

8
65
Летели, знать, пять, темя (не все согласные мягкие)

9
69
Дом, злой, дар, шесть ( все согласные глухие)

10
75
Реч(?)ка, хищ(?)ник, мел(?)че, скуч(?)ный (есть Ь)

11
76
Юля, лес, маяк, подъём (один звук)

12
90
Еда – пища, вверх – вниз, утро – ночь, бледный – румяный (синонимы)

13
92
Балкон, синий, знаешь, загадка (нулевое окончание)

14
100
Привезут, безграмотный, книга, переход (нет приставки)

15
105
Зеленоватый, кино, перевозчик, лунный (нет суффикса)


Игра «Кто быстрее?»
к уроку 30
На доске – карточки с предложением:
Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
Задание: слова перепутаны, найти каждому слову его место, чтобы получилось предложение.
____________________________________________________________________________
к уроку 33
На доске – карточки с графическим обозначением членов предложения.
Задание: придумать и записать предложение по схеме, правильно его произнести.

_____________________________________________________________________________
к уроку 50
На доске записано предложение:
Солнце стояло низко на бледно-ясном небе. (повеств., невоскл., простое, распростр.)
Задание: произвести синтаксический разбор предложения.
____________________________________________________________________________
к уроку 99 (по ЕГЭ)
Найдите слово, в морфемном составе которого одна приставка, один корень и окончание:
а) отъезд, б) перелесок, в) обидный, г) лететь.
_________________________________________________________________________
к уроку 102 (по ЕГЭ)
Найдите слово, в морфемном составе которого одна приставка, один корень, один суффикс и окончание:
а) ответ, б) отвар, в) увижу, г)перелётные.













«Турнир смекалистых»


к уроку 35
Задание: вычертить схемы прослушанных предложений, учитывая цель высказывания и интонацию.


Предложение
Схема

1
Как хорош лес в багряном уборе осени!
1.

2
После воздуха и воды лес – третий дар природы человеку.
2.

3
Ребята, а сколько деревьев вы посадили в этом году?
3.

4
Что т ы сделал для охраны зелёных насаждений?
4.



* * *
к уроку 58
Задание: объяснить схемой пунктуацию в предложениях.


Предложение
Схема

1
А.Н.Толстой предупреждал: «Обраться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».


2
«Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше, читайте таких мастеров словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов», - настоятельно советовал М.Горький.





* * *
к урок 74 (по ЕГЭ)
Определить, 1) в каких словах букв больше, чем звуков:
А) размять, Б) друзья, В) грустный, Г) луч

2) в каких словах звуков больше, чем букв:
А)клочья, Б) прелестный, В) академия, Г) маяк, Д) вьюнок

3) в каком слове три слога:
А) тайный, Б) ураган, В) большой, Г) подпись, Д) землёй


* * *
к уроку 86 (по ЕГЭ)
Определить, чем являются пары слов: антонимами (1); синонимами (2); омонимами (3). Соответствующую цифру поставьте в круглые скобки:

А) честный – правдивый ( );
Б) победа – поражение ( );
В) аккуратный – опрятный ( );
Г) скат горы – поймать ската ( ). Ответ: 2, 1, 2, 3.

Заголовок 115