«Путешествие по маршруту «Золотое кольцо России» по теме «Множества. Операции над множествами»».

«Путешествие по маршруту «Золотое кольцо России» по теме «Множества. Операции над множествами»».









































Содержание:

Пояснительная записка 3
Основная часть 7
Заключение 11
Список литературы 12
Приложение 13






















Пояснительная записка
Стремительное технологическое развитие, динамично меняющиеся в современном мире реальности, культурное разнообразие начинают опережать способности человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, прогнозировать перспективы. В этих условиях требуются новые подходы к подготовке активного думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового образовательного стандарта.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний обучающихся, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Основной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у ребят сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Эмоциональная направленность состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Организуя это, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности.
В педагогике в качестве основных видов деятельности  выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.
«Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К таким технологиям можно отнести игровые технологии » *
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Любая игра - одно из средств воспитания умственной активности.
«Только, то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой», а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание». Л. С. Выготский.
Моё учебное занятие проводится в форме игры.
Такая форма занятия:
– максимально активизирует учебную деятельность в связи с использованием в рамках игровой - технологии проблемного, группового обучения, ИКТ;
- способствует повторению и систематизации учебного материала;
- предоставляет обучающимся возможность получить знания и практический опыт в личностно - значимой для них деятельности, формировании компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки;
- создать ситуацию успеха для каждого;
- позволяет педагогу провести мониторинг образовательных результатов обучающихся методом наблюдения.
(возможно включённое наблюдение) незаметно для них.
*Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Игра состоит из этапов:
Введение в игру (педагог знакомит обучающихся с ситуацией, целью и задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляет консультирование и инструктаж).
Погружение в игру (получение игрового задания).
Изучение и системный анализ проблемы (актуализация знаний).
Игровой процесс (поиск и выработка вариантов решений, принятие решения)
Общая дискуссия (презентации работы , обмен мнениям, оппонирование)
Подведение итогов игры (оценка работ, принятие решения)
Рефлексия (анализ степени удовлетворённости участников, затруднений, высказанных ими)
Вывод из игры (предложения).














Основная часть

Конспект урока.

Тема урока «Путешествие по маршруту «Золотое кольцо России» по теме «Множества. Операции над множествами»».
Возраст обучающихся 16-17 лет_______________
Название предмета_Элементы математической логики
Авторы урок составлен с использованием нормативных документов, специальной литературы и на основе личного опыта педагога.
Вид урока Интеллектуальная игра _____
Тип урока _ обобщение и систематизация знаний ________
Цель урока _ обобщение и систематизация знаний студентов в интересной игровой форме по теме «Множества. Операции над множествами» путем решения задач, используя мультимедиа технологии.
Проблемы, решаемые обучающимися:
Образовательные:
закрепить теоретические знания: понятие множества, элемент множества, виды множеств, отношения между множествами, операции над множествами;
сформировать умения применять полученные теоретические знания определения множества и его элементов, умения охарактеризовать множество, выполнять действия над множествами (объединение и пересечение), изображать множества с помощью диаграмм Эйлера-Венна, применять данные знания для решения прикладных задач;
формировать информационно-коммуникативную компетенцию;
Развивающие:
1.развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
2.формировать информационную культуру, овладение навыками контроля и самоконтроля;
3.развитие внимания, памяти, речи, воображения, умения находить оптимальные решения, развитие трудовых навыков;
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к историческим объектам нашей страны;
2.формировать осознанные мотивы учения, самосовершенствования, самовоспитания;
3.воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
Планируемые результаты:
Предметные закрепление знаний, умений и навыков работы
регулятивные УУД_ умение ориентироваться в ситуации, спланировать работу,
оценить уровень её выполнения, принять решение;
познавательные УУД умение выстраивать стратегию поиска решения;
коммуникативные УУД умение организовать сотрудничество, аргументировать свою точку зрения;
личностные результаты_ готовность к принятию ситуации, саморазвитию; творческое развитие,
руководство принятыми правилами.
Оборудование ПК учителя, мультимедиа проектор, карточки с заданиями «Гербы городов» (6 задач) по теме: «Множества. Операции над множествами», презентация с изображением достопримечательностей древних городов России.
Этапы урока (см. ниже).







№ п/п
Этапы занятия
Задача педагога
Технологии, методы, приёмы деятельности
Содержание этапа занятия


Мотивационно-проблемный
Адаптировать обучающихся к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию.
Технологии: игровая, и дифференцированного обучения;
методы: объяснительно-иллюстративный,
(беседа);
приёмы: введение в игру, консультирование, инструктаж.
Уважаемые студенты, сегодня у нас заключительный урок по теме «Множества. Операции над множествами», проведем его в форме путешествия. Мы отправимся с вами по «Золотому кольцу России» – один из самых популярных туристических маршрутов, включающих в себя группу древних городов, занимающих особое место в истории русской земли. Вам предстоит составить карту расположения этих городов. Перед вами стоит задача: в течение нашего путешествия закрепить полученные на прошлых занятиях знания по теме: «Множества. Операции над множествами» путем решения задач.
Вы будете решать задачи с карточки, которая находится у вас на столе. Всего в карточке 6 задач. Даны гербы этих городов. Вы решаете задачи из таблицы №1 на листочке и запишите ответы в таблицу№2. Используя таблицу №2, узнаёте, какие из городов входят в “Золотое кольцо” и впишите их названия в столбик рядом с гербом города. Листок с решением задачи вы по очереди приносите мне на проверку. Если задача решена правильно, то вы приступаете к решению следующей задачи, получая проездной билет к следующему городу, если задача решена не верно, то вы садитесь на место и дорабатываете решение, исправляя свою ошибку. Каждая правильно решенная задача дает право посещения одного из городов Золотого кольца России. Учитывая найденные ответы в таблице №2 и нумерацию гербов в таблице № 1, дополняете названиями схему расположения этих городов. Задачи можно решать в любой последовательности. Желаю Вам удачи.


Деятельностный
Организовать деятельность обучающихся, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации.
Технологии: игровая, дифференциального обучения, здоровьесб.;
методы: частично-поисковый, исследовательский; приёмы: беседа.
Листок с решением задачи студенты по очереди приносят на проверку преподавателю. Если задача решена правильно, то студент приступает к решению следующей задачи, получая проездной билет к следующему городу, если задача решена не верно, то он садитесь на место и дорабатываете решение, исправляя свою ошибку, получив консультацию у педагога.


Контрольный
Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям.
Технологии: игровая, ИКТ, здоровьесб.;
методы: объяснительно-иллюстр., частично-поисковый; приёмы: обсуждение.
Студенты сдают карточки с решением преподавателю, получают консультацию.


Рефлексивный
Организовать оценку обучающимся результата деятельности по определённым им критериям; соотнести правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок.
Технологии: игровая; метод: объяснительно-иллюстративный;
приёмы: оппонирование, принятие решение.
При подведении итогов игры студенты подводят итоги своего путешествия .
На этапе рефлексии участники игры делятся информацией о тех затруднениях, которые испытали во время игрового процесса.



Коррекционый
Организовать деятельность обучающихся (при необходимости) для внесения изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Технологии: игровая;, метод: объяснительно-иллюстративный;
приёмы: объяснение,
беседа,
предложение.
Отдельные студенты, показывают на доске свои решения. Педагог проводит беседу о восполнении пробелов учебного материала. После решения задач преподавателем подводятся итоги выполнения работы, в виде обзорной экскурсии по древним городам Золотого кольца России.
Выставление оценок за урок.


Заключение
В своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. На мой взгляд, они позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.
Для реализации активного участия в уроке каждого студента, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.
Рекомендуемое количество учебного времени для проведения игры – 2 сдвоенных учебных часа. Для того, чтобы участники чувствовали себя комфортно, не испытывали сильных затруднений в процессе игры, в течение нескольких занятий до проведения игры необходимо выделять часть учебного времени для актуализации знаний и умений обучающихся по основным разделам , используя методы беседы, практического задания, тестирования с последующим обсуждением результатов. Именно соблюдение этого условия поможет обучающимся проявить положительные результаты во время проведения игры и пережить ситуацию успеха, что является необходимым для развития мотивации познавательной деятельности и формирования положительной самооценки.
Необходимо уделять внимание соблюдению двигательного режима обучающихся: во время деятельностного этапа игры они подходят к преподавателю.
Список литературы
Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Внеклассная работа по математике/ З.А. Альхова, А.В. Макеева/ Саратов -2010 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256с.
Первушина Е.В. Способности ребёнка. Как выявить и проявить? СПб.: Изд-во «Вектор», 2007. 287с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544с
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004. 288с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика – Пресс, 1996 . 671с.
Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.
Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. и др. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2005.
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург : Деловая книга, 1999.
Леонова Е.В. Непрерывное образование и проблема адаптации детей и молодёжи. Монография. – Шуя: изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 4 Заголовок 715