Рабочая программа по химии для СПО на базе основного общего образования (ФГОС. Технический профиль), (10-11 классы).

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.9 ХИМИЯ



























2015 год


Разработчик рабочей программы: Кольцов А.В., преподаватель химии и биологии ГПОУ ЯО Рыбинский колледж городской инфраструктуры.




Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Химия изучается как базовый учебный предмет: при освоении профессий и специальностей НПО и СПО технического профиля в образовательных учреждениях – в объеме 114 часов.
Рабочая программа по химии для групп, обучающихся на базе основного общего образования, составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
- приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1645 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
- приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО»;
- приказа Минобрнауки России от 15.12.2014 г. №1580 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. №464»
- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций Рекомендованой Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»)
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта
- Федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 31.03.2014 г. №253, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования (перечень учебников пересматривается и уточняется ежегодно)
При составлении рабочей программы и организации учебно-воспитательного процесса учитываются рекомендации, прописанные в ежегодных методических письмах «О преподавании «Химии» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» Института Развития Образования.

Основу данной рабочей программы составляет профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков,
навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
В содержании рабочей программы по учебной дисциплине «Химия» для технического профиля профессионально значимый компонент выделен жирным курсивом.
Особенности содержания обучения химии обусловлены спецификой химии, как науки, и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения необходимых человеку веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
Вещество знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
Химическая реакция знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
Применение веществ знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
Язык химии система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических и органических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с родного или русского языка на язык химии и обратно.
В связи с поставленными целями и содержанием рабочей программы планируются результаты освоения обучающимися курса химии.
Планируемые результаты освоения курса химии.
Личностные результаты:
– осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития –выбора жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.);
– постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта;
– учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;


Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернете);
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД:
– самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
– самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
– сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;

Коммуникативные УУД:
– при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.

Предметными результатами изучения дисциплины «Химия» являются:
- В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- моделировать строение атомов элементов первого третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

- В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

- В трудовой сфере:
- проводить химический эксперимент.

- В сфере безопасности жизнедеятельности:
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Структура предлагаемого курса решает две проблемы интеграции в обучении химии. Первая это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия» Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: в начале, изучается органическая химия, а затем общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что обобщение содержания предмета позволяет сформировать у выпускников СПО представление о химии, как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Вторая это межпредметная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание природы, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину окружающего мира. Это позволит выпускникам СПО осознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
При разработке рабочей программы и организации учебно-воспитательного процесса учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний и уровень предшествующей подготовки обучающихся по химии. Данная рабочая программа подчинена концентрической концепции школьного химического образования, положенной в основу учебников О.С. Габриеляна «Химия 10 класс. ФГОС. Базовый уровень» и «Химия 11 класс. ФГОС. Базовый уровень» Москва, изд. Дрофа. Вертикаль, 2015 г.
С целью овладения обучающимися навыков по работе с химическим оборудованием и реактивами, а также с целью закрепления теоретических знаний, данная рабочая программа предусматривает практические занятия (с учетом технической возможности и наличия необходимого оборудования) и лабораторные работы.
Постановка обучающимися одного лабораторного опыта на уроке соответствует в данной рабочей программе одной лабораторной работе.
Перед проведением практических и лабораторных занятий обязательно осуществляется инструктаж по соблюдению норм безопасности.
Вначале каждого учебного года на первом занятии группы проводится вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете, о чём делается запись в предметном журнале и журнале регистрации инструктажа («Журнал регистрации инструктажа обучающихся по технике безопасности при организации учебно-воспитательного процесса в кабинете химии и биологии»).
При изучении химических свойств веществ и их соединений, из-за отсутствия некоторых реактивов и демонстрационного оборудования, а так же по причине крайней токсичности органических веществ ароматического ряда, ряда альдегидов и аминов проведение демонстрационных и лабораторных опытов, заложенных в данной рабочей программе, заменены на демонстрацию видеороликов.
Текущий контроль усвоения учебного материала проводится в виде фронтальных устных опросов, письменных проверочных работ (в том числе экспресс-тестирования), выборочной проверки тетрадей, выполнения практических и лабораторных работ (выполнение лабораторных работ оценивается выборочно), решения проблемных, познавательных и интегрированных расчётных задач и т.д. В качестве промежуточной аттестации предусмотрен дифференцированный зачёт.
При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения.
Основные образовательные технологии, используемые автором рабочей программы: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», лекции и семинары с использованием ИКТ и ОЭР, технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология разработки проекта.
Основные методы обучения, используемые автором рабочей программы: проблемные, частично-поисковые, эвристические, т. е. побуждающие обучающихся к активной деятельности и творчеству.
Большое внимание уделяется связи химии с будущей профессией, что реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (выполнение индивидуального домашнего задания, упражнений; составление схем, чертежей, таблиц; изготовление моделей; написание рефератов, подготовка сообщений, написание небольших исследовательских работ, разработка проекта и т. д.), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д.).
Поскольку в примерной программе «ФИРО» резервное время не предусмотрено на проведение вводного инструктажа по ТБ, контрольных работ, дифференцированного зачёта и т.д., то в настоящей рабочей программе количество часов отводимых на изучение той или иной темы и тематического раздела не совпадает с рекомендациями выше указанной организации.
В данную рабочую программу включён раздел «Химия в жизни общества»























СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
114

в том числе:


лабораторные работы
14

практические работы
11

контрольные работы
3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
57

в том числе: работа над индивидуальным проектом внеаудиторная самостоятельная работа:
работа над материалом учебников, конспектов лекций, специальной литературы, электронных пособий и ресурсов глобальной сети ИНТЕРНЕТ (при выполнении индивидуальных творческих заданий (написание реферата, эссе, статьи, рецензии на статью, составление кроссворда, разработка презентации и т.д));
работа над материалом учебников, конспектов лекций, специальной литературы, электронных пособий и ресурсов глобальной сети ИНТЕРНЕТ (при выполнении общего задания для группы (решение расчётных задач и упражнений; подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам (заполнение таблиц, составление схем, диаграмм, графиков и т.д.)).


внеаудиторная самостоятельная работа
57

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта.



Распределение учебной нагрузки по тематическим разделам
№ п\п
Наименование темы
Учебная нагрузка



максимальная
самостоятельная работа
обязательная





всего
в том числе






теоретических занятий
лабораторных и практических занятий

1
Вводная
6
2
4
4
0

2
Методы познания в химии
1,5
0,5
1
1
0

3
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
9
3
6
5,5
0,5

4
Углеводороды и их природные источники
15
5
10
9
1

5
Кислородсодержащие органические соединения
19,5
6,5
13
10,5
2,5

6
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

19,5
6,5
13
5,5
7,5

7
Основные понятия и законы химии
7,5
2,5
5
5
0

8
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
7,5
2,5
5
4,5
0,5

9
Строение вещества

15
5
10
8,5
1,5

10
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
9
3
6
5
1

11
Классификация неорганических соединений и их свойства
12
4
8
5,5
2,5

12
Химические реакции
18
6
12
9,5
2,5

13
Металлы и неметаллы
21
7
14
8,5
5,5

14
Химия в жизни общества
6
2
4
4
0

15
Дифференцированный зачёт и подготовка к нему
4,5
1,5
3
3
0


Итого:
171
57
114
89
25






















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ВКЛЮЧАЯ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С УЧЕТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Введение
5


Тема1.1
Вводная

1
Правила поведения в кабинете химии. Нормы безопасности. Приёмы оказания первой доврачебной помощи. Вводный инструктаж по ТБ.

2



2
Основные вопросы курса химии за 9 класс (строение атома; классификация веществ (неорганических); свойства кислот, солей и оснований в свете ТЭД; простейшие представители различных классов органических веществ).

2



3
Основные вопросы курса химии за 9 класс (генетические связи между классами неорганических и органических веществ, стехиометрия, основные типы расчётных задач).

2



Демонстрации (в том числе с видеоносителей (видеоролики)): не предусмотрены





Лабораторные работы – не предусмотрены





Практические занятия– не предусмотрены





Контрольные работы. «Вводный контроль» - 1 час





Самостоятельная работа обучающихся:
Темы рефератов из списка -- не предусмотрены
Изучение конспектов уроков

3

Тема 1.2 Методы познания химии
1
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.

2



Демонстрации (в том числе с видеоносителей (видеоролики)): не предусмотрены






Лабораторные работы– не предусмотрены





Практические занятия– не предусмотрены





Контрольные работы– не предусмотрены





Самостоятельная работа обучающихся:
Темы рефератов из списка (№1, 2, 3, 32)
Изучение конспектов уроков

3

Раздел 2
Органическая химия
42


Тема 2.1
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

1
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических с неорганическими веществами.

2


2-3
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

2


4-5
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

2


6
Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.

2



Демонстрации: Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических
соединений.





Лабораторные работы: 1. Изготовление моделей молекул органических веществ.

3



Практические занятияне предусмотрены





Контрольные работы– не предусмотрены





Самостоятельная работа обучающихся:
Темы рефератов из списка (№45-49)
Изучение конспектов уроков



Тема 2.2
Углеводороды и их природные источники

1
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.
Попутный нефтяной газ, его переработка.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Основные направления промышленной переработки природного газа.
Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Коксохимическое производство и его продукция.

2


2-4
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Циклоалканы. Гомологический ряд и номенклатура циклоалканов, их общая формула. Изомерия циклоалканов: межклассовая, углеродного скелета. Получение и физические свойства циклоалканов. Химические свойства циклоалканов. Применение.

2


5-6
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.
Диены. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Правило В. В. Марковникова.

2


7
Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.

2


8-9
Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом.

2


10-11
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.
Гомологический ряд аренов. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.

2



Демонстрации: Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.





Лабораторные работы: 2. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.
3. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

3



Практические занятия не предусмотрены.





Контрольные работы – не предусмотрены





Самостоятельная работа обучающихся:
Темы рефератов из списка (№50-58)
Изучение конспектов уроков



Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения
1-2
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола
и правила техники безопасности при работе с ним.
Применение этанола на основе свойств.
Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение.Многоатомные спирты. Изомерия и номенклатура представителей двух- и трехатомных спиртов.

2


3
Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Особенности химических свойств многоатомных спиртов, их качественное обнаружение. Отдельные представители: этиленгликоль, глицерин, способы их получения, практическое применение. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.

2


4
Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов вмолекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола. Применение фенола на основе свойств.

2


5-6
Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Применение формальдегида на основе его свойств.
Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности.

2


7-8
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснувных кар-боновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).

2


9-10
Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.

2


11-13
Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты.
Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы.
Крахмал. Строение молекулы. Физические и химические свойства, нахождение в природе и биологическая роль. Применение.
Целлюлоза. Строение, физические и химические свойства. Нахождение в природе и биологическая роль. Применение. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы.
Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Полисахариды как биополимеры.
Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.

2



Демонстрации: Окисление спирта в альдегид.
Качественные реакции на многоатомные спирты.
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал.





Лабораторные работы: 4. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II).
5. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. 6. Доказательство непредельного характера жидкого жира. 7. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). 8. Качественная реакция на крахмал.

3



Практические занятия – не предусмотрены





Контрольные работы – не предусмотрены





Самостоятельная работа обучающихся:
Темы рефератов из списка (№ 59-61)
Изучение конспектов уроков

3

Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

1
Амины. Понятие об аминах. Анилин, как органическое основание. Применение анилина на основе свойств. Восстановление нитробензола в анилин.

2


2-3
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Белки как биополимеры.