Рабочая программа по химии (технический профиль)



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24
(ГАОУ СПО ТК №24)














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины _______Химия_____________
код, профессия/специальность __230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»
















Москва
2013 год
ОДОБРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией ___________________
наименование комиссии

Протокол № __1___
от « __02_» _____09_____ 2013 г



Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине___Химия___________________, примерной программы учебной дисциплины___Химия_________автора(ов)О.С.Габриеляна_____________, одобренной ФГУ «ФИРО»Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования
230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»,
код, наименование профессии/специальности


Председатель предметной (цикловой) комиссии
___________________/Н.В.Шонхорова__
Подпись ФИО.

Заместитель директора по учебной (учебно-методической работе)
___________________/У.В.Балобанова_____
Подпись ФИО.



Составитель(автор):
Т.Г.Ожерелкова, преподаватель ГАОУ СПО ТК 24
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГАОУ СПО

Рецензент:_________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГАОУ СПО



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности НПО 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации» в соответствии с примерной программой по химии с учётом технического профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общеобразовательный цикл (базовый).
Учебная дисциплина направлена на формирование у студентов общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
называть изученные вещества по международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать химические элементы в П.С.; общие химические свойства металлов, неметаллов, строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять зависимость свойств и веществ от их состава и строения; зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
В результате освоения учебной дисциплины студентом приобретаются компетенции по четырём блокам:
Самоорганизация:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Самообразование:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационные:
 использование полученной информации при планировании и реализации своей деятельности;
структурирование имеющейся информации, представление её в различных формах и на различных носителях;
моделирование и визуализация процессов;
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

1.4.Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Этот компонент реализуется в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя: выполнение лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчётных задач и т.д.
В программе значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве. В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.
В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающего – 148 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 99 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 49 часов.











2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
148

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
99

в том числе:


лабораторные занятия
18

практические занятия
10

контрольные работы
1

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
49

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-

подготовка к практическим и лабораторным работам;
работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, материалами на электронных носителях, Интернет- ресурсами);
создание презентаций по заданным темам;
проведение групповых или индивидуальных исследований по заданным темам;
написание рефератов по заданным темам;
14
10


14
8

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Содержание учебного материала
1
1


1
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Химическая промышленность города Москвы и Московской области.



Раздел 1.
Общая и неорганическая химия


66


Тема 1.1.
Основные понятия и законы
Содержание учебного материала
6



1
Основные понятия химии: вещество, атом, молекула, химический элемент, аллотропия. Простые и сложные вещества.

1


2
Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Моль, молярная масса.

2


3
Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

2


Лабораторные занятия
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа:
Подготовка доклада по теме «М.В. Ломоносов – великий учёный»
Создание презентации по теме «Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит)»
3



Тема 1.2.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Содержание учебного материала
4



1
Периодический закон Д.И. Менделеева.

2


2
Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

2


3
Строение атома. Состав ядра атома. Энергетическое состояние электрона в атоме

2


Лабораторные занятия
-



Практические занятия:
Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д.И. Менделеева.
2





Контрольные работы
-



Самостоятельная работа:
Составление схемы строения атомов для элементов III периода ПСХЭ
Подготовка доклада по теме «Использование радиоактивных изотопов в технике».
Подготовка сообщения по теме «Рентгеновское излучение и его использование в технике».
3


Тема 1.3.
Строение вещества
Содержание учебного материала
6



1
Виды химической связи.

2


2
Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

2


Лабораторные занятия
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа:
Решение задач на вычисление массовой доли компонентов системы.
Создание презентации по теме: «Жидкие кристаллы и использование их в компьютерной технике»
3


Тема 1.4.
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Содержание учебного материала
2



1
Растворы. Растворимость веществ.

1


2
Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

2


Лабораторные занятия :
1.Приготовление раствора заданной концентрации.
2



Практические занятия:
2. Массовая доля растворенного вещества. Решение расчётных задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.
2



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа:
Подготовка к практической работе и её оформление.
Подготовка к лабораторной работе и её оформление
Поиск информации в интернет ресурсах по теме «Электролиты»
3


Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства
Содержание учебного материала
4



1
Кислоты, их свойства и получение

1


2
Основания, их свойства и способы получения.

1


3
Соли, их свойства и способы получения. Гидролиз солей.

1


Лабораторные занятия:
Свойства кислот, оснований, солей
Условия необратимости реакций ионного обмена.
4



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа:
Составление доклада-презентации по теме «Серная кислота – хлеб нашей химии».
Составление таблицы в Word «Классификация неорганических веществ».
Подготовка к лабораторной работе и её оформление
4


Тема 1.6. Химические реакции
Содержание учебного материала
2



1
Классификация химических реакций.

1


2
Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

1


3
Скорость химических реакций. Условия изменения скорости реакции.

1


4
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

1


Лабораторные занятия:
Зависимость скорости взаимодействия веществ от их природы, концентрации и температуры.
2



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа:
Выполнение доклада по теме «Что такое электролиз и где он применяется»
Поиск информации об окислительно-востановительных реакциях, происходящих в нашей жизни, на практике.
Подготовка к лабораторной работе и её оформление
Создание презентации по теме «Создание экологически чистых технологий в химическом производстве».
4


Тема 1.7.
Металлы и неметаллы
Содержание учебного материала
3



1
Металлы, особенности их строения и свойств. Способы получения.

2


2