Внеаудиторная самостоятельная работа по географии 72 часа технический профиль


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ФУРМАНОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Рассмотрено
на заседании МК
Председатель методической комиссии
Протокол № 1 от«_____» ________ 20 г Согласовано
Заместитель директора по УМР
__________ С.Д.Муранова
«_____» __________201 г. Утверждаю
Директор ОГБПОУ Фурмановский технический колледж
_____________Н.А. Гречин
Приказ №____от« _____» _______201 г
Методические рекомендации по организации
внеаудиторной самостоятельной работыобучающихся
для специальностей среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
технического профиля
по дисциплине
ОУДб.09. ГЕОГРАФИЯ

г. Фурманов 2015
Разработчик:
ОГБПОУ Фурмановский технический колледж
Преподаватель И.Ю. Лебедева
Введен в действие с « 01» сентября 2015 года
2. СОДЕРЖАНИЕ
1. Титульный лист 1-2
2. Содержание 3
1. Пояснительная записка
4
2. Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы по биологии
5
3. Самостоятельная работа с методическими рекомендациями по выполнению задания ВСР
5-35
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемые обучающиеся!
Дисциплина ОУДб.09. География по профессиям: 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно – тракторного парка; 08.01.06 Мастер сухого строительства; 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования; 29.01.08 Оператор швейного оборудования изучается в течение 2 семестров. В процессе обучения учебным планом предусмотрен дифференцированный зачет. Для получения допуска к дифференцированному зачету Вам необходимо в установленные сроки выполнить все задания по внеаудиторной самостоятельной работе (ВСР).
На внеаудиторную самостоятельную работу учебным планом отводится: 36 часов.
  Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, уровня сложности,  конкретной тематики. План самостоятельной работы предусматривает выполнение работы по выбору, но в течение 1 семестра Вам необходимо выполнить:

пп Вид самостоятельной работы
Количество ВСР за 1 семестр
1. Доклад 1
2. Реферат 3
3. Презентация 4
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ
№ п\пНаименование разделов и тем Вид самостоятельной работа Кол-во часов Результат работы
1 ОУДб.09. 01. Введение. Источники географической информации Доклад
2 часа Устная защита
2 ОУДб.09.02. Политическое устройство мира Реферат или презентация
2 часа Устная защита
3 ОУДб.09.03. География мировых природных ресурсов Реферат или презентация
2 часа Устная защита
4 ОУДб.09.04. География населения мира Реферат или презентация
2 часа Устная защита
5 ОУДб.09.05. Мировое хозяйство Реферат или презентация 3 часа Устная защита.
6 ОУДб.09.06. Регионы мира Реферат или презентация
3 часа Устная защита.
7 ОУДб.09.07. Россия в современном мире Реферат или презентация
2 часа Устная защита
8 ОУДб.09.08. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Реферат или презентация
2 часа Устная защита.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ ВСР.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1
Тема №. ОУДб.09. 01. Введение. Источники географической информации.
Цель работы: Объяснять междисциплинарные связи географии. Называть традиционные и новые источники географической информации. Демонстрировать роль Интернет и геоинформационных систем в изучении географии.
Время выполнения: 3 часа
Задание: подготовьте доклад по одной из приведенных ниже тем:
«Значение и роль географии при освоении моей профессии»
«Использование статистических материалов и геоинформационных систем»
Методические рекомендации по подготовке доклада:
Доклад, сообщение – вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада, сообщения по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада, сообщения требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:- изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы фактов, мнений разных ученых и научных положений;
- обобщение и логическое построение материала доклада, сообщения например, в форме развернутого плана;
- написание текста доклада, сообщения с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада, сообщения включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Критерии оценки доклада:
1.Четкость постановки цели (max 2 балла):
1.1. нет цели;
1.2. цель нечеткая;
1.3. цель четко обозначена.
2.Качество доклада (max 2 баллов):
2.1. докладчик зачитывает;
2.2. докладчик рассказывает, но не объясняет суть работы;
2.3. четко выстроен доклад;
2.4. доклад сопровождается иллюстративным материалом;
2.5. доклад производит выдающееся впечатление.
3.Четкость выводов, обобщающих доклад (max 2 балла):
3.1. выводы имеются, но они не доказаны;
3.2. выводы не четкие;
3.3. выводы полностью характеризуют работу.
4.Качество ответов на вопросы (max 1 балла):
4.1.докладчик не может четко ответить на вопросы;
4.2.не может ответить на большинство вопросов;
4.3.отвечает на большинство вопросов.
5.Умение держаться перед аудиторией (max 1 балла)
ОЦЕНКА: «5»- 8-7 баллов
«4» - 6-4 баллов
«3» – 3 балла.
Вопросы для самоконтроля:
Какие методы применяются при изучении географии?
Какое значение имеет география в современном научном мире?
Какие географические карты вы знаете?
Рекомендуемая литература:
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс
для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования. — 5-е изд., пере-
работанное и дополненное. — М.: 2015
География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство
«Школьная пресса»
География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11
классы. — М.: 2012
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная
география мира. — М.: 2011
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко.
— М.: 1987
Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Оси-
пов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и
др. – М.: 2011
Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина,
вед.ред. Д. Володихин. — М.: 2003
Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004
Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред.
М.Д. Аксёнова. – М.: 2001
Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Мака-
ров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004
www.wikipedia.org — сайт общедоступноймультиязычной универсальной интернет-энциклопедии
www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и
продовольственной организации при ООН (ФАО)
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологическойслужбы США
www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2
Тема № ОУДб.09.02. Политическое устройство мира.
Цель работы: Показывать на карте различные страны мира. Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделять страны с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснять различия развитых и развивающихся стран по уровню социально-экономического развития. Приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития.
Время выполнения: 4 часа
Задание: напишите реферат или создайте презентацию по теме:
«Новейшие изменения политической карты мира»
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
Приведите примеры типологии стран по площади и численности населения.
Приведите примеры типологии стран по уровню социально-экономического развития.
Приведите примеры суверенных государств и несамоуправляющихся государственных образований.
Рекомендуемая литература:
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс
для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования. — 5-е изд., пере-
работанное и дополненное. — М.: 2015
География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство
«Школьная пресса»
География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11
классы. — М.: 2012
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная
география мира. — М.: 2011
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко.
— М.: 1987
Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Оси-
пов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и
др. – М.: 2011
Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина,
вед.ред. Д. Володихин. — М.: 2003
Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004
Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред.
М.Д. Аксёнова. – М.: 2001
Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Мака-
ров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004
www.wikipedia.org — сайт общедоступноймультиязычной универсальной интернет-энциклопедии
www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и
продовольственной организации при ООН (ФАО)
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологическойслужбы США
www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3
Тема № ОУДб.09.03. География мировых природных ресурсов
Цель работы: Объяснять основные направления экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделять различные типы природопользования. Определять обеспеченность различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.
Время выполнения: 4 часа
Задание: напишите реферат или создайте презентацию по одной из приведенных ниже тем:
«Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира»;
«Типы природопользования в различных регионах и странах мира».
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
Что означает понятие «Экологизация хозяйственной деятельности человека»?
Какие виды природных ресурсов вы знаете?
Дайте экономическую оценку использования любого вида ресурса.
Рекомендуемая литература:
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс
для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования. — 5-е изд., пере-
работанное и дополненное. — М.: 2015
География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство
«Школьная пресса»
География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11
классы. — М.: 2012
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная
география мира. — М.: 2011
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко.
— М.: 1987
Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Оси-
пов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и
др. – М.: 2011
Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина,
вед.ред. Д. Володихин. — М.: 2003
Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004
Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред.
М.Д. Аксёнова. – М.: 2001
Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Мака-
ров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004
www.wikipedia.org — сайт общедоступноймультиязычной универсальной интернет-энциклопедии
www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и
продовольственной организации при ООН (ФАО)
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологическойслужбы США
www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации

Внеаудиторная самостоятельная работа № 4
Тема № ОУДб.09. 04. География населения мира
Цель работы: Называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделять различные типы воспроизводства населения и приводить примеры стран, для которых они характерны. Называть основные показатели качества жизни населения. Приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснять основные направления и причины современных международных миграций населения. Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы.
Время выполнения: 5 часов
Задание: напишите реферат или создайте презентацию по одной из приведенных ниже тем:
«Особенности современного воспроизводства мирового населения»;
«Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты»;
«Качество жизни населения в различных странах и регионах мира»;
«Языки народов мира»;
«Современные международные миграции населения»;
«Особенности урбанизации в развивающихся странах»,
«Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки»
«Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии»;
Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки»
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
Какие тапы воспроизводства населения вы знаете?
Приведите примеры городов мегаполисов.
Что такое миграция населения и ее основные направления?
Рекомендуемая литература:
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс
для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования. — 5-е изд., пере-
работанное и дополненное. — М.: 2015
География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство
«Школьная пресса»
География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11
классы. — М.: 2012
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная
география мира. — М.: 2011
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко.
— М.: 1987
Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Оси-
пов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и
др. – М.: 2011
Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина,
вед.ред. Д. Володихин. — М.: 2003
Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004
Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред.
М.Д. Аксёнова. – М.: 2001
Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Мака-
ров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004
www.wikipedia.org — сайт общедоступноймультиязычной универсальной интернет-энциклопедии
www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и
продовольственной организации при ООН (ФАО)
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологическойслужбы США
www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5
Тема № ОУДб.09.05. Мировое хозяйство.
Цель работы: Давать определение понятий «Международное географическое разделение труда», «Международная специализация» и «Международное кооперирование». Выделять характерные черты современной научно-технической революции. Называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню экономического развития
Время выполнения: 6 часов
Задание: напишите реферат или создайте презентацию по одной из приведенных ниже тем:
«Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира»;
«Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки»;
«Мировые города» и их роль в современном мировом развитии;
«Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства»;
«Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа»;
«Крупнейшие автомобилестроительные компании мира»;
«Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства»;
«Международный туризм в различных странах и регионах мира».
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
Назовите основные особенности научно-технического прогресса.
Перечислите основные отрасли мирового хозяйства.
Перечислите ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития.
Рекомендуемая литература:
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс
для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования. — 5-е изд., пере-
работанное и дополненное. — М.: 2015
География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство
«Школьная пресса»
География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11
классы. — М.: 2012
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная
география мира. — М.: 2011
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко.
— М.: 1987
Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Оси-
пов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и
др. – М.: 2011
Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина,
вед.ред. Д. Володихин. — М.: 2003
Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004
Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред.
М.Д. Аксёнова. – М.: 2001
Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Мака-
ров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004
www.wikipedia.org — сайт общедоступноймультиязычной универсальной интернет-энциклопедии
www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и
продовольственной организации при ООН (ФАО)
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологическойслужбы США
www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6
Тема № ОУДб.09.06. Регионы мира.
Цель работы:Показывать на карте различные страны.Сопоставлять страны по площади территории, численности населения и уровнюэкономического развития.Приводить примеры стран ,наиболее хорошо обеспеченных различными видамиприродных ресурсов.Называть страны снаибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основныепромышленные и сельскохозяйственные районы стран.
Время выполнения: 6 часов
Задание: напишите реферат или создайте презентацию по одной из приведенных ниже тем:
«Горячие точки» на карте Зарубежной Европы»;
«Запад и Восток Германии сегодня»;
«Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае»;
«Особенности политической карты Африки»;
«Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»;
«Географический рисунок хозяйства США»;
«Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки»;
«Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии».
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
Дайте краткую характеристику социально-экономическому развитию России на современном этапе.
Какова роль России в мировом хозяйстве?
Какова международная специализация отраслей российского производства?.Рекомендуемая литература:
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс
для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования. — 5-е изд., пере-
работанное и дополненное. — М.: 2015
География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство
«Школьная пресса»
География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11
классы. — М.: 2012
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная
география мира. — М.: 2011
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко.
— М.: 1987
Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Оси-
пов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и
др. – М.: 2011
Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина,
вед.ред. Д. Володихин. — М.: 2003
Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004
Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред.
М.Д. Аксёнова. – М.: 2001
Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Мака-
ров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004
www.cia.gov/library — сайт ЦРУ США
www.wikipedia.org — сайт общедоступноймультиязычной универсальной интернет-энциклопедии
www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и
продовольственной организации при ООН (ФАО)
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологическойслужбы США
www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7
Тема № ОУДб.09.07. Россия в современном мире.
Цель работы: Объяснять современные особенности экономико-географического положения России. Выделять основные товарные статьи экспорта и импорта России.Называть ведущих внешнеторговых партнеров России.
Время выполнения: 4 часа
Задание: напишите реферат или создайте презентацию по одной из приведенных ниже тем:
«Особенности современного экономико-географического положения России»;
«Внешняя торговля товарами России».
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
Дайте краткую характеристику любой страны на выбор.
Рекомендуемая литература:
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс
для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования. — 5-е изд., пере-
работанное и дополненное. — М.: 2015
География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство
«Школьная пресса»
География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11
классы. — М.: 2012
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная
география мира. — М.: 2011
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко.
— М.: 1987
Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Оси-
пов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и
др. – М.: 2011
Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина,
вед.ред. Д. Володихин. — М.: 2003
Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004
Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред.
М.Д. Аксёнова. – М.: 2001
Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Мака-
ров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004
www.wikipedia.org — сайт общедоступноймультиязычной универсальной интернет-энциклопедии
www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и
продовольственной организации при ООН (ФАО)
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологическойслужбы США
www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8
Тема № ОУДб.09.08. Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества.
Цель работы:Выделять глобальные проблемы человечества. Приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.
Время выполнения: 4 часа
Задание: напишите реферат или создайте презентацию по одной из приведенных ниже тем:
«Глобальная проблема изменения климата»;
«Демографическая проблема и пути ее преодоления»;
«Проблема преодоления отсталости развивающихся стран»;
«Проблема терроризма в мировом масштабе»
Методические рекомендации по написанию реферата:
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
-актуальность поставленной проблемы;
-материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
ОЦЕНКА: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
Методические рекомендации по созданию презентаций:
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1.Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1.соответствует представляемому материалу
1.2.Количество слайдов адекватно содержанию
1.3.Оформлен титульный слайд
2.Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1.Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2.Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3.Ошибки и опечатки отсутствуют
3.Анимация (макс. 3 балла)
3.1.Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2.Презентация не перегружена эффектами
3.3.Анимация применена целенаправленно
4.Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1.Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2.помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3.средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5.Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1.Выдержан единый стиль презентации
5.2.Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3.Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Вопросы для самоконтроля:
Перечислите глобальные проблемы человечества.
Раскройте сущность одной из проблем.
Предложите свой способ решения данной проблемы человечества..Рекомендуемая литература:
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс
для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования. — 5-е изд., пере-
работанное и дополненное. — М.: 2015
География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство
«Школьная пресса»
География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11
классы. — М.: 2012
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная
география мира. — М.: 2011
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко.
— М.: 1987
Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Оси-
пов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и
др. – М.: 2011
Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина,
вед.ред. Д. Володихин. — М.: 2003
Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004
Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред.
М.Д. Аксёнова. – М.: 2001
Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Мака-
ров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004
www.wikipedia.org — сайт общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии
www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и
продовольственной организации при ООН (ФАО)
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологическойслужбы США
www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации