Конспект по русской литературе «Уездный город N и его обитатели»

конспект
Урока на тему «Уездный город N и его обитатели» (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Цель урока:
Раскрыть жизненную основу комедии;
Понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке;
Показать истинное лицо гоголевских чиновников и положение дел в уездном городе N;
Сделать выводы об актуальности пьесы.
Оборудование: презентация, видеозаписи из фильма Л.Гайдая «Инкогнито из Петербурга», тексты, приложения.


Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.
II.Разминка «Угадай героя».
III.Сообщение темы урока и целей.
IV.Работа по презентации.
? Что это за город N? (слайд №12)
Здесь учащиеся читают реплики Городничего, в которых он, давая наставления чиновникам, рассказывает о своем городе. (Приложение №1)
(Слайд №13) – Информацию читает учитель.
- Хорошо в этом «скверном» городе живется только чиновникам, но вдруг и у них начинаются «неприятности».
? Что же произошло?
Приезжает ревизор!
?А кто такой ревизор?
Чиновник из Петербурга, который приехал проверить положение дел в городе N.
Смотрим сюжет (Слайд №14)
- Вот как изобразил «деятельность» чиновников Л.Гайдай в своем фильме «Инкогнито из Петербурга».
На фоне слайда учитель читает распоряжения Городничего: «квартальный Пуговицынон высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя».
? Что мы с вами видим?
Чиновники наводят только внешний лоск, за которым пытаются скрыть свою бездеятельность.
V.Работа в группах.
-Давайте поближе познакомимся с этими «отцами города».
(Приложение №2. Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек и получают файлы, в которых находится описание чиновника. Нужно: 1) угадать героя;
2) собрать его портрет;
3) подобрать три слова, наиболее ярко и полно
характеризующих деятельность чиновника.)

На работу отводится 3-5 минут, затем все вместе проверяем в сопровождении презентации (слайды №16-24).

Слайд №25 – Обобщаем!
? Какие же черты можно считать общими для всех персонажей комедии?
(Слайд№26 – три «кита», на которых держится уездный город N. По ходу обобщения задаются вопросы – назвать примеры из текста)

VI.Работа с видеофрагментами.
- Мы знаем, что рыба гниет с головы, поэтому именно Городничий первым отправляется к предполагаемому ревизору. Давайте посмотрим эту сцену.
Слайд №27.
? Какое чувство движет Городничим?
Страх!
- Следующая сцена – сцена вранья Хлестакова. Прежде чем смотреть, давайте зададимся вопросом:
? Почему чиновники не замечают, что Хлестаков явно врет, какое чувство безгранично владеет ими?
Страх!
? Чего же они боятся?
Потерять должность, сесть в тюрьму и т.п.
VII. Работа с историческими свидетельствами.
Слайд №29-32 (по ходу подбираем примеры из текста).
VIII. Итоги урока.
Слайд №33. Учитель считывает информацию со слайда.
? Реален ли гоголевский город N?
Да, это художественная модель современной ему России!
- Именно поэтому император Николай I, выходя из зала после премьеры спектакля, сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»
Слайд№34.
- Своими произведениями Н.В.Гоголь старался вызвать смех, ведь это лучшее лекарство, но этот смех всегда пробивался сквозь слезы.
- Задача любого писателя лишь обнажить порок, а искоренять его должны мы с вами, читатели и зрители.
- Но история показывает , что герои Гоголя живы. Например, спустя 73 года после написания пьесы, русский поэт Саша Черный в 1909г. напишет стихотворение, посвященное 100-летию со дня рождения Николая Васильевича «Смех сквозь незримые слезы», в котором скажет о том, что герои, изображенные писателем в XIX веке, живы и в XX (учитель читает стихотворение).
Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
Когда б сейчас из гроба встать ты мог,
Любой прыщавый декадентский щеголь
Сказал бы: «Э, какой он, к черту, бог?
Знал быт. Владел пером, страдал.
Какая редкость!
А стиль, напевность, а прозрения печать,
А темно-звонких слов изысканная меткость?..
Нет, старичок Ложитесь в гроб опять!»
 
Пусть их шумят... Но где твои герои?
Все живы ль, или, небо прокоптив,
В углах медвежьих сгнили на покое
Под сенью благостной
Крестьянских тучных нив?
Живут И как живут!
Ты, встав сейчас из гроба,
Ни одного из них, наверно, б не узнал:
Павлуша Чичиков – сановная особа
И в интендантстве патриотом стал –
 
На мертвых душ портянки поставляет
(Живым они, пожалуй, ни к чему),
Манилов в Третьей Думе заседает
И в председатели был избран по уму.
Петрушка сдуру сделался поэтом
И что-то мажет в «Золотом руне»,
Ноздрев пошел в охранное – и в этом
Нашел свое призвание вполне.
Поручик Пирогов с успехом служит в Ялте
И сам сапожников по праздникам сечет,
Чуб стал союзником и об еврейском гвалте
С большою эрудицией поет.
Жан Хлестаков работает в «России»,
Затем - в «Осведомительном бюро»,
Где чувствует себя совсем в родной стихии:
Разжился, раздобрел, - вот борзое перо!..
 
Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
Как хорошо, что ты не можешь встать
Но мы живем! Боюсь – не слишком много ль
Нам надо слышать, видеть и молчать?
 
И в праздник твой,
Твой праздник благородный,
С глубокой горечью хочу тебе сказать:
«Ты был для нас источник многоводный,
И мы к тебе пришли теперь опять, -
Но «смех сквозь слезы» радостью усталой
Не зазвенит твоим струнам в ответ
Увы, увы Слез более не стало,
И смеха нет».
 
1909
IX. Домашнее задание.
А узнать, живут ли герои Н.В.Гоголя в XXI веке в современной нам с вами России, я предлагаю вам самостоятельно (озвучивается домашнее задание – слайд №35).

X. Рефлексия.
-Надеюсь, что урок вам понравился. Спасибо!
Приложение №3. На карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)
На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)
Информация, полученная на уроке, мне_____________________________________.
(пригодится или не пригодится)







































Приложение №1.



Городничий: «Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Городничий: «Проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения – и потому вы сделайте так, чтобы всё было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по – домашнемуНад каждой кроватью написать по – латыни или на другом каком языкевсякую болезнь»

Городничий: «присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногамиКроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапникЗаседатель вашот него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода»

Городничий: «как смотрителю учебных заведений нужно позаботиться особенно насчёт учителей. Ониимеют очень странные поступки».

Городничий: «Иван Кузьмич, нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмецо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, этак немножко распечатать и прочитать»

Городничий: «Две недели!...В эти две недели высечена унтер - офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!»

Городничий: «если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, да сгорелаА то, пожалуй, кто – нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазамиДа не выпускать солдат на улицу безо всего: эта дрянная гарниза наденет только сверх рубшки мундир, а внизу ничего нет».




Группа 1.
Задание: 1) угадайте героя;
2) соберите его портрет;
3) подберите 3 слова, наиболее ярко и полно характеризующих деятельность чиновника.

Герой ____________________________________________________



Из письма Чмыхова: «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки»
Земляника при разговоре с Хлестаковым: «Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!» «Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!»
Один из купцов: «такие обиды чинит, что описать нельзясовсем заморил, хоть в петлю полезайему всего малочто ни попадёт, всё берёт»
Ляпкин-Тяпкин: «Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло!»
Из письма Хлестакова: «городничий глуп, как сивый мерин».

О себе:
«Нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства»
«а кто тебе помог сплутовать?..я тебе помог»
«да, признаюсьочень хочу быть генералом»
«как я?..тридцать лет живу на службемошенников над мошенниками обманывал..трёх губернаторов обманул!»


Характеристики:

1.___________________________
2.___________________________
3.___________________________



Группа 2.
Задание: 1) угадайте героя;
2) соберите его портрет;
3) подберите 3 слова, наиболее ярко и полно характеризующих деятельность чиновника.



Герой _______________________________________________________




Городничий:
«У вас в передней, куда являются просители, сторожа завели гусей с гусёнкамикроме того, заседатель вашот него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, в бога не веруете, в церковь не ходите»
О себе: «Я говорю всем открыто, что беру взятки. Но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело»
Землянике:
«Чего вам бояться? Колпаки чистые надел на больных, да концы в воду я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле..»




Характеристики:

1.___________________________
2.___________________________
3.___________________________








Группа 3.
Задание: 1) угадайте героя;
2) соберите его портрет;
3) подберите 3 слова, наиболее ярко и полно характеризующих деятельность чиновника.


Герой ____________________________________________________



Городничий:
«Сделайте, чтобы больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему»
Сам о своей деятельности:
« Больные все, как мухи, выздоравливают»
Учит чиновников, как дать ревизору взятку:
«Представиться нужно поодиночке, да между четырёх глаз и тогокак там следует, чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается».





Характеристики:

1.___________________________
2.___________________________
3.___________________________










Группа 4.
Задание: 1) угадайте героя;
2) соберите его портрет;
3) подберите 3 слова, наиболее ярко и полно характеризующих деятельность чиновника.


Герой ____________________________________________________





О себе: «Не приведи бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек»
«Заговори со мною одним чином выше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завяз..»

Городничий: «как смотрителю учебных заведений нужно позаботиться особенно насчёт учителей. Ониимеют очень странные поступки».






Характеристики:

1.___________________________
2.___________________________
3.___________________________







Группа 5.
Задание: 1) угадайте героя;
2) соберите его портрет;
3) подберите 3 слова, наиболее ярко и полно характеризующих деятельность чиновника.



Герой _______________________________________________________




О себе: «Это я делаю из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете! Иное письмо с наслаждением прочтёшь..»

Городничий: «нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмецо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, этак немножко распечатать и прочитать»








Характеристики:

1.___________________________
2.___________________________
3.___________________________








Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)
Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)
Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________


Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)
Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)
Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________


Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)
Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________



Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)
Приложение №3.
Задание: на карточках дописать продолжение предложений:
Сегодняшний урок мне______________________________________.
(понравился или не понравился)

На уроке мне было _________________________________________.
(интересно или неинтересно)

Информация, полученная на уроке, мне___________________________.
(пригодится или не пригодится)

______________________________________________________________













































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Рисунок 1 Рисунок 3 Рисунок 4Рисунок 515