Статья Планирование подготовки спортсмена 7-8 лет к соревнованиям

Кудрявцева Раиса Алексеевна
педагог, дополнительного образования
МБОУ ДО ЦДТ Устиновского района
Планирование учебно-тренировочного процесса при подготовке к соревнованиям по европейской программе для групп начального обучения возрастной категории 7-8 лет
При оценке соревнований среди танцоров средних конкурсных классов в европейской программе бросается в глаза недостаточная подготовка спортсменов в подаче основных принципов исполнения европейской программы. Сформулировать эти принципы можно следующим образом: европейская программа требует непрерывного музыкального перемещения, грамотной и легкой стойки находящейся в контакте пары через все фигуры исполняемой вариации. Откуда возникают такие недочеты в танцевании средних классов? Конечно, с танцевания в начинающих группах с возраста 7-8 лет.
Поэтому возникает острая необходимость подготовки маленького танцора начинающего уровня к соревнованиям по европейскому танцу. Подготовка к соревнованию детей возраста 7-8 лет должна проводиться систематически и планомерно. Дети в таком возрасте часто занимаются танцами по прихоти своих родителей, поэтому необходимо строить занятия таким образом, чтобы появился и не угасал интерес к занятиям по спортивному бальному танцу у самого ребенка, поддерживать мотивацию к занятиям спортивными бальными танцами, создать оптимальный режим тренировки для подготовки к соревновательной деятельности. Соревновательная деятельность является прекрасной практической частью танцевального спорта, где проявляется личность танцора, присутствует дух соревнования, на площадке танцор может прожить яркий вымышленный образ, выразить себя каким бы он хотел быть, учится достижению цели, окунается в красоту и изящество форм и костюмов. Все это развивает творческие способности детей. А это и есть самое ценное, что отличает занятия танцем от других видов спорта. Все это может ребенок оценить и впитать непосредственно участвуя в конкурсах. К конкурсной деятельности может привести тщательно продуманная система планирования учебно-тренировочного процесса в танцевально-спортивном клубе.
Учебно-тренировочный процесс является многогранным и продолжительным, так как современные спортивно-технические требования настолько велики, что спортсмену для достижения высоких результатов необходимы годы упорных целенаправленных тренировок. Планирование спортивной тренировки это предвидение условий, средств и методов решения тех или иных задач, которые ставятся перед танцорами для достижения предполагаемых спортивных результатов. Правильно спланированный процесс спортивной тренировки помогает тренеру и танцору определить конкретные задачи по овладению техническими навыками, специальными физическими и психическими качествами, подойти к соревновательной деятельности в хорошей форме и показать хороший результат.
Планирование учебно - тренировочного процесса в группах начинающих возрастной категории Д 1.
Было проведено исследование по созданию гибкой системы планирования учебно-тренировочного процесса в спортивных бальных танцах при подготовке к соревнованиям в европейской программе для повышения физического, тактического, психологического и технического уровня танцевальных пар возрастной категории 7-8 лет, повышение мотивации у учащихся для занятий спортивными танцами.
Использовались методики: анализ и обобщение данных специальной литературы, опрос (в виде беседы учеников ТСК «Элегия» г.Ижевск), педагогическое наблюдение, самооценка, методы математической статистики.
Анализ литературы показал, что наиболее полно данная проблема рассматривается в трудах авторов: О.В. Туганковой., В.Н.Секистова, А.Ф.Кочеткова, Н.Р.Рубиштейн, Н.Ф. Сингиной, А.А. Ефанова, Ю.А. Стребковой, А.Г.Стребкова.
В результате изучения данной проблемы выявлено, что наибольшее влияние на спортсменов при занятиях спортивными танцами оказывают мотивы: стремление достичь высокого спортивного мастерства, желание побывать на соревнованиях в других городах страны, за границей, желание достичь хорошего физического развития и красивого телосложения.
Отсюда следует, что очень важно привлекать учащихся к спортивной соревновательной деятельности, как одной из основной составляющей мотивирования в группах начинающих.
Сделан вывод о том, что при решении задач планирования учебно-тренировочного процесса для детей младшего школьного возраста, особое внимание необходимо уделить: планированию как общих, так и индивидуальных тренировок, как составляющие единого учебно-тренировочного процесса.
Планирование занятий в группе.
Танцевально – спортивный клуб должен вести документы планирования, руководства и контроля за учебно-тренировочным процессом: учебный план, программу, рабочий план на определенный период с указанием упражнений и их интенсивности, конспект занятий, расписание занятий, журнал учета посещаемости и содержания занятий, журнал учета спортивных результатов и календарь спортивных мероприятий. Для танцоров класса «Н - С» составляются индивидуальные планы подготовки, куда входит перспективный план подготовки к ответственным турнирам, периодические и текущие планы.
Таблица 1. Примерная форма учета спортивных результатов [1]
Дата соревнований
Характер и масштаб соревнований
Кол-во участников в этой категории
Противники, их квалификация и спортивные результаты
Характер выигрыша или проигрыша
Заметки участнику

 
 
 
 
 
 


Правильно поставленный учет позволяет руководителю (тренеру) определять недостатки и достижения в учебно-тренировочной работе и своевременно вносить необходимые поправки в планирование занятий отдельных групп.
Учебно-тренировочные занятия в клубе проводятся в форме уроков согласно расписанию, составленному с учетом занятости занимающихся по месту учебы. Кроме занятий по расписанию целесообразно давать индивидуальные занятия для самостоятельного, более детального, совершенствования отдельных приемов техники
Для подготовки к соревнованиям такой возрастной категории как Д1 (7-8 лет) необходимо учитывать их возрастные особенности.
Планирование индивидуальной подготовки спортсмена по спортивным бальным танцам.
Спортивная тренировка рассматривается как системы воздействия на организм, психику и личность, предусматривает различные виды подготовки - физическую (функциональную), техническую, тактическую, теоретическую и психологическую, с помощью которых достигаются определенные результаты на различных этапах спортивной деятельности.
Для большей практической эффективности работы с учеником необходимо вести индивидуальный дневник танцора.
Таблица 2. Содержание дневника в предсоревновательный период.
Дата
1.Содержание тренировок
2. выступление на соревнованиях
Замечания тренера
Самочувствие

15 мая
Понедельник 19.00-St
19.00 1. Типовой - технический тренаж.
2. Отработка танцев W - 4п; Q-4n
3. Прогон танцев S -1,cha-1.
1.Разминка - больше амплитуда движений. 2.Л-линии; Т-характер;
F-работа стоп и т.д.
Хорошее. Сон нормальный.
Аппетит хороший.

17 мая Среда Индивиду-альные зан., активный отдых
Индивидуальные активные занятия 1 час.
Работа над техникой, музыкальностью, линиями, выразительностью в одной из программ или La или St.
1 .St - контакт в паре, линии 2.La- взаимо-действие в па-ре, ведение п-ра, ответ-ные действия п-ши
Нормально

18 мая Четверг 17.30-St 19.00-La
17.30 St - повторение программы понедельника, возможны корректировки тренера.19.00La – То же
1.Закрепление схем по одному 2.Больше внимания на ритм танца
Нормально

19 мая Пятница 18.00-20.00 St
1. Типовой тренаж. Основная нагрузка на ноги: силовые, прыжки 2.Разучивание связок W - 3, протанцовка;; W-3; Q-3; Прогон танцев: W-1;; V-1; Q-1; по 3 мин. отдых30сек.
4. Прогон танцев S – 1,
Cha – 1, Ja – 1.
1. Следить за дыханием, не закрепощать корпус 2.Внимание на график движения на первом шаге правого пов. W
Хорошее Легкая усталость в конце тренировки

20 мая Суббота Индивиду-альные, со-ревнования
Соревнование: ТСК "Ньюанс" - паркет 120 м, 7 судей. St - 1|8-24+1|426+1|2
-28+ A - 6g-2vLa- 35п 1/8-25+;1/4-27+; 1/2-29+;A -5v
1 .St- замечание в W - превышение; 2.La - замечаний судей нет
Удовлетворительное 1/2ф. Трудное
дыхание

21мая.Воскр-еСоревнова-ния.Отдых.
Соревнование. Индивидуальные занятия Активный отдых.




Таблица 3. Дневник соревнования [7]

Соревнования
Содержание тренировок

1.Общие сведения:ТСК,мес-то проведения (город), ранг сор-я, площадь(кв.м),покры-тие, колич. и ФИО судей
1. Время проведения.2.Место пров. Танцевальный зал 1. Метод провед
2.. Групповые. Индивидуальные программа.
3.Семинар St, La

2.Программа соревнований St,La: общее кол-во пар, кол-во в заходе, в 1/2, и т.п.
3.Разминка - время 1.20-40 мин,2. Типовая St,10-20мин.3.Типовая La, 10-20 мин.4.Общая - 40 мин.

3.Финал: кол-во пар, места судей по номерам.
4.Обучение (время, отдых)

4. Основные соперники
5.Закрепление (элементы, время, отдых)

5. Замечания главного судьи
6.Совершенствование элементов танца (время, отдых)

4.Самочувствие



Таблица 4. Содержание дневника в постсоревновательный период

Итоги
Месяц
Замечания тренера-анализ

1.Содержание тренировки
ST-10 тр.; W-40 п;
V - 40 п;
Q-40n
St - техника, линии, музыка, нагрузка 1.Неделя: 20 замеч.-техн; 10 зам.-линии; 12 зам.-музыка; нагрузку прибавить
2.Неделя: 15 зам.-техн; 10 зам.-линии; 10 замеч-музыка; нагрузка норма

2.Замечания тренера
St: W - замечание; Т - ошибки; V - обратить внимание; Q - ритмичность исполнения.
Вывод тренера: улучшение скоростных качеств, технический рост, поправить ритм, улучшение линий.

3.Соревнования
St - 2 рейтинг; 8 классифик.,
кол-во пар, результат.
La - 2 рейтинг; 8 классифик.
Общий результат по соревнованиям за месяц - хороший


Таким образом, тренировки необходимо планировать, составлять их план, как на сезон, так и на каждый месяц, неделю, день, на каждую тренировку. Для этого необходим индивидуальный дневник танцора. Заполняется дневник руководителем клуба совместно с обучающимся.
В результате применения Дневника наблюдается:
- у обучающихся визуализация достижений, повышение интереса к занятиям, мотивация к достижению результата, работа с понятиями, рост познавательной активности и осознание в овладении знаниями, умениями, навыками, возрастание познавательной самостоятельности учащихся, увеличение стремления к творческому подходу и познавательной деятельности;
- для педагога систематизация и структурирование информации о ребенке, перспективный план обучения и развития, видение недостатков и достижений в учебно-тренировочной работе, своевременное внесение необходимых поправок, достижение результатов.
Список литературы:
1. Содержание курса обучения и тренировки в спортивных секциях коллективов физической культуры и спортивных клубов, М., Российская Академия физической культуры, 2000.
2. Проблемы совершенствования танцевального спорта, СПб, В. Н. СЕКИСТОВ,лауреат международных, всероссийских конкурсов исполнителей бальных танцев, кандидат технических наук, Москва, Методика работы в средних спортивных классах. Стандарт
3. Н. Рубштейн «Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым», М., 2000г.
4. Громов Ю.А. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера, СПб,1997.
5. Мета Загорц Танцы, М.,»Ижица», 2003.
6. Стребкова Ю.А. Учебная программа и тематическое планирование для групп начального обучения по спортивным танцам.М., Российская Академия физической культуры, 2000.
7. Стребков А.Г. Дневник тренировочно-соревновательной деятельности в спортивных танцах. М., Российская Академия физической культуры, 2000, бюл.№6(14).








13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 7 Заголовок 815