Технологическая карта урока по информатике Переменные в VB


Технологическая карта урока по информатике
«Переменные: тип, имя, значение»
Автор Лысова Татьяна Анатольевна
Предмет Информатика
Класс 9 класс
Учебно-методический комплекс Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 295 с.
Тема Переменные: тип, имя, значение.
Место урока в изучаемой теме, разделе, курсе: На изучение главы №4 - Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования - выделено 20 часов. «Переменные: тип, имя, значение» – это 8 урок это темы.
Тип урока Урок «открытия новых знаний»
Цель деятельности учителя Познакомить учащихся с понятием переменной, основными типами переменных, способами объявления переменных.
Задачи Формирование знаний понятий переменной в Visual Basic.
Формирование умений использовать переменные при создании проектов в Visual Basic.
Мотивировать учащихся к получению образования в ИТ-сфере посредством организации продуктивной творческой деятельности и создания ситуации успеха.
Образовательные ресурсы ЭОР(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/umk10-11p.php), авторский ЭОР(Презентация «Переменные: тип, имя, значение»), учебник (Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса; 2014 г.), раздаточный материал (карточки с заданием)
Планируемые результаты
Образовательные Личностные: развитие логического мышления, анализа, алгоритмического мышления; развитие творческого потенциала.
Предметные: готовность применять основы информатики и программирования к проектированию, конструированию и тестированию программных продуктов.
Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владеют базовыми понятиями по теме Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: умения организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.
Организация пространства
Формы работы Технологии, методы, приемы обучения Программно-технические ресурсы:
фронтальная, индивидуальная, групповая словесный (объяснение),
наглядный (оформление доски, демонстрация готовой программы),
практический (работа по разработке проекта). Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютеры.
Программное обеспечение: MS Visual Basic, MS Power Point.
Организация структуры урока
1 этап. Организационный момент (2 мин)
Цель деятельности Деятельность учителя Деятельность ученика Наглядные средства, ЭОР
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. Проверка отсутствующих учеников, обеспечение эмоционального рабочего настроения учащихся. Подготовка к уроку, настрой на работу.
2 этап. Актуализация знаний (3 мин)
Выявить уровень знаний по изученному материалу. Определить типичные недостатки и ошибки. Систематизировать теоретические знания.
Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.
Организация учащихся по принятию познавательной задачи. Самостоятельная работа (3 минуты) с последующей проверкой.
Выполняют работу самостоятельно по вариантам.
Сдают готовые работы.
Отвечают на вопросы и проводят самоанализ.
Слайд 2 (авторский ЭОР (Презентация «Переменные в Visual Basic)3 этап. Открытие новых знаний (20 мин.)
Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока, побуждать учащихся самих искать решение задач. Учитель объясняет новый материал, вводит новые понятия, демонстрируя примеры на слайде.
Тип, имя и значение переменной. Переменная в программе представлена именем и служит для обращения к данным определенного типа, конкретное значение которых хранится в ячейках оперативной памяти.
Имя переменной. Имя каждой переменной (идентификатор) уникально и не может меняться в процессе выполнения программы. Имя переменной может состоять из различных символов (латинские и русские буквы, цифры и т.д.), но должно обязательно начинаться с буквы и не должно включать точку «.». Число символов в имени не может быть более 255.
Соглашение об именах. Имя каждой переменной уникально и не может меняться в процессе выполнения программы.
Для большей прозрачности кода в среде Windows используют венгерскую нотацию, суть которой заключается в том, что имя переменной начинается с префикса, который обозначает тип переменной.
Арифметические выражения. В состав арифметических выражений могут входить переменные числового типа и числа; над переменными и числами могут производиться различные арифметические и математические операции.
A=23*B-(45+F)^2/5
S=S+1
B=(A+cos (X))/N
Строковые выражения.
В состав строковых выражений могут входить переменные строкового типа, строки и строковые функции.
strA="ИНН"&vntНомер
strC ="град"& "ус"& strЗнак
strФИО=Mid(strF,2,6) & "."
Логические выражения. В состав логических выражений кроме логических переменных могут входить также числа, числовые или строковые переменные или выражения, которые сравниваются между собой с использованием операций сравнения (>, <, =, >=, <= и т.д.)
Логическое выражение может принимать только два значения: «истина» или «ложь».
Над элементами логических выражений могут производиться логические операции, которые на языке Visual Basic обозначаются следующим образом: логическое умножение – And, логическое сложение – Or и логическое отрицание Not. При записи сложных логических выражений часто используются скобки.
(5 > 3) And (2*2 = 5) - условие ложно;
(5 > 3) Or (2*2 = 5) - условие истинно.
Переменные типа Variant имеют большое практическое значение, однако при их применении возникают проблемы. Во-первых, при чтении кода не видно, какой внутренний тип имеет переменная в данный момент. Это может крайне затруднить обнаружение логических ошибок программирования. Во-вторых, данные этого типа из-за частых внутренних преобразований занимают больше памяти, чем аналогичные данные, объявленные с указанием явного типа.
Объявление переменных. Важно, чтобы не только разработчик программы понимал, переменные какого типа используются в программе, но это мог учесть и исполнитель программы (компьютер). Второе даже более важно, так как, если компьютер не будет знать, переменная какого типа используется в программе, он будет считать е переменной универсального типа Variant и отведет для ее хранения 16 или более ячеек (байт). Это будет приводить к неэффективному использованию памяти и замедлению работы программы.
Для объявления типа переменной можно воспользоваться оператором определения переменной. Учащиеся конспектируют в тетрадях основные понятия и примеры использования переменных Visual Basic. Слайд 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (авторский ЭОР(Презентация «Переменные: тип, имя, значение)
4 этап. Проверка усвоения новых знаний (15 мин)
Провести первичное обобщение.
Организовать деятельность по применению новых знаний. Выполнение практической работы на компьютере.
Практическое задание «Проект «Переменные»
Создать проект, в котором объявить переменные различных типов, присвоить им значение и вывести значения в поле списка, размещенное на форме. Изменить свойства элементов управления.
Этапы создания проекта:
1. Создание графического интерфейса
2. Создание событийной процедуры
3.Компиляция и запуск проекта на выполнение
4. Анализ и оптимизация программы.
5. Совершенствование графического интерфейса. Выполняют практическое задание. Сохраняют проекты в папке «Переменные».
5 этап. Итоги урока. Рефлексия (3мин.)
Анализ успешности усвоения материала. Предлагает учащимся определить, что нового они узнали на уроке, где это можно применять. Учащиеся обобщают знания, полученные на уроке. 6 этап. Домашнее задание. (2мин.)
Дать информацию и инструктаж по д/з. Задает домашнее задание с комментариями по его выполнению Записывают домашнее задание