ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖ-ВУЗ-НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ.


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖ-ВУЗ-НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ.
В наши дни человечество переживает интереснейший период своей истории – век информации, новейших технических достижений, кардинальных перемен во всех севрах жизни. Перед нами молодым поколением начла третьего тысячелетия, стоит непростая задача выбора своего дальнейшего пути – профессии, жизненной позиции, духовных и моральных принципов. Если выбор будущей специальности основывается на желании заниматься той или иной деятельностью, на способностях, уже проявившихся к определенному возрасту, то формирование молодого человека, как современной творческой личности, зависит от многих факторов.
Один из них – возможность получить качественное образование. Изучение иностранных языков, в частности английского, играет далеко немаловажную роль во всем учебном процессе.
Для многих молодых людей нашего времени совсем не чужда мысль продолжить свое образование после окончания ВУЗа в сфере научно исследовательской деятельности, так как актуальность и важность развития науки ярко проявляется в современном обществе, и необходимость владения английским языком, в таком случае неоспорима.
В нашем современном обществе каждому молодому человеку, желающему полностью реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал, совершенно очевидна важная роль английского языка в учебном процессе.
Цель изучения иностранного языка видится – в дальнейшем овладении языком, как средством культурного общения, в повышении уровня коммуникативной и межкультурной компетенции, в контексте планируемой специальности - будущей профессии, возможно дальнейшей научной деятельности, а так же воспитание себя, как гражданина, развитии себя как личности. Таким образом, для студента будет очень важным находиться в таких организационно-технических условиях, которые необходимы для достижения перечисленных выше целей.
Именно взаимодействие между компонентами коммуникативной языковой способности (или коммуникативной компетенции) и определение контекстом (в нашем случае – профессиональном и/или академическим) характеризует владение английским языком как средством общения. Это означает, что для более полного представления о целях нам необходимо обратить внимание на контекст выбранной нами будущей профессии, с одной стороны, и межкультурную компетенцию, с другой.
Контекст будущей специальности лучше всего, на наш взгляд, может быть очерчен описанием того, что нам надлежит уметь делать на изучаемом языке в наиболее типичных ситуациях профессионального и/или академического общения. В качестве примера приведем цели профессионально-ориентированного обучения английскому языку будущих строителей. Они представлены в виде умений, необходимых нам для общения на изучаемом языке в следующих семи наиболее типичных для данной специальности ситуациях, которые характерны для нашей будущей профессиональной деятельности или учебе в строительном вузе или последующей научной работы, а также в виде общих умений, призванных не только способствовать более эффективному планированию и организации своей учебной деятельности, но и помочь нам быстро адоптироваться в случае смены специальности.
1. Мастер-класс, беседа, дискуссия, семинар (строительные материалы, строительные конструкции, и др.):
- слушать и делать заметки;
-задавать вопросы: попросить повторить, объяснить; запросить информацию;
-отвечать на вопросы, объяснять;
-соглашаться и не оглашаться; излагать точки зрения; приводить основания; прерывать собеседника;
- делать доклады/презентации, инициировать комментарии и отвечать на них; озвучивать данные.
2. практическое занятие, работа с преподавателем, практика:
-понимать инструкцию: письменные и устные, формальные и неформальные;
-задавать вопросы; обращаться за помощью
-делать записи;
3. Изучение/чтение специальной литературы:
-читать рационально: с пониманием цели и разумной скоростью;
-бегло просматривать текст с целью получить общее представление о читаемом (skimming)/найти какую-то особую информацию (Scanning); давать оценку прочитанному;
-понимать и анализировать данные (на графиках, диаграммах и т.д.);
-делать выписки; выстраивать их в иерархической последовательности (по степени важности);
-написать резюме и пересказать.
4. Работа со справочными материалами:
-пользоваться оглавлением;
-рационально пользоваться словарем;
-быстро находить информацию в ссылках и библиографиях;
-сравнивать информацию.
5. Написать эссе, доклад, статьи, проект:
-планировать, делать наброски, вносить правки;
-конспектировать, излагать другими словами, соединять части в целое;
-соблюдать (академический) стиль письма и соответствующую риторическую организацию;
-использовать цитаты, сноски; составлять библиографию;
-приводить и анализировать данные.
6. Устройство на работу, поступление на учебу (переписка, интервью):
-написать письмо/заявление, биографию, curriculum vitae;
-отвечать на вопросы и запрашивать информацию (письменно и устно, в том числе по телефону);
-объяснять, описывать, уведомлять.
7. Участие в конкурсах, фестивалях, курсах:
-найти нужную информацию;
-сделать запрос об участии/условиях (письменно и устно);
-уточнять, описывать. Уведомлять.
Общие учебные мнения:
-эффективно распоряжаться временем;
-мыслить логически: выстраивать аргументы – использовать соединительные слова; распознавать слабые стороны и отклонения в аргументах; находить разумный баланс; критически анализировать;
-соблюдать точность;
-пользоваться компьютером.
Характеристика курса обучения ИЯ
Курс английского языка в рамках той или иной специальности реализует потребность студента в межличностной, межкультурной, межнациональной ориентации. Профессиональная ориентация информирует студента об особенностях той или иной специальности страны изучаемого языка.
Таким образом, общий курс английского языка в рамках отдельной специальности достижению требуемого уровня коммуникативной компетенции. Ядром такой компетенции любого профильно-ориентированного курса обучения иностранного языка выступает сформированная способность к владению иноязычной речью в ее устных и письменных формах. Содержание такого обучения отражает тематику и сферы обучения:
а) профессионально-ориентированная;
б) предметно-научная;
в) социальная.
Ярко выражается в наше время тенденция в образовательной сфере в системе колледж-ВУЗ – научная работа. Профильное обучение иностранному языку в среднем специальном учебном заведении обычно начинается после окончания изучения иностранного языка в базовой школе, продолжается в ВУЗе, затем полученные ранее знания в области иностранного языка могут послужить большим основанием для дальнейшей научной работы.
Комплексные цели обучения иностранному языку как средству общения в рамках той или иной специальности способствуют обучению студента официально-деловому, профессионально-направленному, повседневному, научному отношениям.
Четкая постановка обоснованных целей профильно-ориентированного обучения иностранному языку необходима всем участникам образовательного процесса, так как она позволяет ставить учебные задачи первостепенной важности, видеть перспективы дальнейшей работы в совместной деятельности студента и преподавателя.
Литература
1. Поляков О.Г. Цели профильно-ориентированного обучения иностранному языку в вузе: опыт формулирования // Иностранные языки в школе. -№1. -2008.
2. Сысоев П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (Х-ХI классы) // Иностранные языки в школе. – №2. -2006