Конспект классного часа на тему Люби и знай свой край. Экологический марафон (7 класс)


Краевое государственное образовательное бюджетное учреждение « Арсеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа ».
Классное руководство Румянцева Татьяна Александровна
Конспект классного часа по теме «Люби и знай свой край». Экологический марафон. 7 класс

Цели:
Содействовать формированию экологической культуры.
Создать условия для развития у учащихся творческой инициативы и коллективно-мыслительной деятельности.
Развивать умения публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи
Воспитывать бережное отношение к планете.
Вид мероприятия: в форме игры.
Методы: интерактивный.
Комплексно-методическое обеспечение: слайды, магнитофон, листы-задания, постеры, сделанные учащимися.
Расширение кругозора учащихся; Формирование устойчивого интереса к изучению растительного и животного мира; Создание условий для формирования умений работать в коллективе.
Оборудование: карта Приморского края, карточки, плакаты растений, животных.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
Ход игры:
Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 2 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.
Оформлена доска плакатами: « В природе нет ничего бесполезного»; «У природы чистое сердце»; «Природа может всё и всё творит» (Н. Монтень).
Наш марафон посвящен экологии родного края. Послушаем, что говорят поэты о Приморском крае:
1 чтец
Приморье- это горы высокие С небом вровень стоящие. Это реки бегущие, Водопады бурлящие. Это море глубокое, Голубое и нежное. Живет в лесах окрестных, Немало певчих птиц. Зверья в лесах таёжных- От зайцев до тигриц. А сколько трав и ягод, Орехов и грибов, Цветов, растений меда- Не счесть тайги даров!
2 чтец Широки приморские просторы, Хороши леса, луга, поля. Как прекрасна ты, Земля моя родная, Всей душой любим мы тебя. Таёжная, безбрежная Красавица земля. Приморские привольные леса, поля, луга.
3 чтец Люблю тебя Приморье дорогое, Небес и сопок синеву. Тебя, увидев раз, как деву красную, Забыть уже не хватит сил. Люблю тайгу с ресницами мохнатыми, Ласкающими неба синеву, Луга, цветочной россыпью богатые, Благоуханьем вас с ума сведут. Тайга богата зверем, дикоросами, Озера, реки- рыбою кишат. Здесь ситцем разнотравья, сенокосами- Долины между сопками пестрят.

Разминка I тур вопросы: 1. Охраняемая территория( заповедник). 2.Китайский окунь, (занесенный в Красную книгу) (Ауха). 3 .Птица, (занесенная в Красную книгу) строит огромное треугольное гнездо(аист). 4. «Древесная лягушка» (квакша). 5.Реликтовое хвойное дерево Приморского края (занесенное в Красную книгу) Тис. 6. Самый крупный хищник в реках Приморского края (сом). 7. Цветок этого растения всегда обращен к солнцу, поэтому китайцы считали его священным растением. В легендах, этот цветок был символом красоты, мудрости, силы.(Лотос).
I I тур вопросы: учащиеся отвечают на вопросы на карточках.
1. Какие хвойные породы произрастают в нашей местности?( ель, сосна, пихта, кедр, лиственница). 2. Можно ли увеличить число корней у растений? 3.Каких дятлов можно встретить у нас? (Черного, большого и малого пёстрого, седого). 4. Какую пользу приносят птицы зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и в скважинах насекомых, личинки и поедают их). 5 Какая птица способствует размножению кедра? (Кедровка). 6. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают все ходы и выходы и собираются сами в кучу). 7. Дайте определение - памятник природы. (Охраняемый объект природной зоны).
I I I тур
Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»
Классный руководитель. Один рыбак запомнил урок экологической культуры на всю свою жизнь, который дал ему старый эвен. Они ловили рыбу на берегу реки, но были тучи комаров. «Эх, нашелся бы какой ученый, чтобы истребил комаров» сказал рыбак. Эвен взял в руки пойманного хариуса и разрезал ему толстое брюшко. Желудок был наполнен…комарами. Интерактивная беседа
Классный руководитель Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей:
– если уничтожить комаров, то исчезнет рыба, которая ими питается.А если исчезнет рыба, будут голодать люди. – в природе все находится в равновесии, все связано. –Природа очень разумна. А можете вы привести примеры взаимосвязи? Примерные ответы детей: -Аральское море, которое обмелело и высохло оттого , что из него забрали много воды для полива хлопка. –В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах. – В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается совы и ястребы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит предотвращали эпидемии.
I V тур Практический:
1. Определить птиц. А) выпь б) канюк в) утка мандаринка 2. Определить деревья по листьям А) клён б) липа в) ольха 3. Определить деревья по веткам. А) сосна обыкновенная б) сосна корейская (кедр) 4. Определение шишек. А) сосна обыкновенная б) ель корейская в) лиственница даурская
V тур Блиц- турнир
1. Сколько заповедников в Приморском крае? (6- Дальневосточный морской, Уссурийский, Лазовский, Кедровая падь, Ханкайский, Сихотэ Алиньский). 2. Самый большой по площади заповедник? ( Сихотэ Алиньский). 3. Назовите реликтовое хвойное дерево, занесенное в Красную книгу, своеобразный памятник древности. У этого дерева длинная мягкая темно-зеленая хвоя, семена скрываются глубоко в ярко красных шишкоягодах. Живёт до 1000 лет, некоторые экземпляры живут 3000 лет? (Тис остроконечный). 4. Самая крупная хищная птица с размахом крыльев 2,7м и массой до 12,5 кг. Окраска оперения черно-бурая, Питается эта птица мертвыми позвоночными животными. Его мощные когти не способны вонзить в живую добычу , но зато отлично удерживают падаль при разделке (Черный гриф). 5. Назовите самого крупного жука Приморского края, занесенного в Красную книгу. Реликт и эндемик Приморского края (Реликтовый дровосек).
Подведение итогов команд. Классный руководитель.
Мы сумели подняться на целую ступень от зверей и птиц. Мы воспитали в себе человеческие чувства: душевную отзывчивость, сознание своей ответственности перед другими, готовность прийти на выручку. Ребята, берегите добро в своем сердце!
Мне кажется, если человек сделал хоть раз от души добро другому незнакомому человеку или животном это человек. «Доброта есть исполнение нравственной силы»- утверждал Л.Н.Толстой.
У каждого живого существа есть свое законное место в биосфере. Если истребить туже лягушку - и биосфера будет больна. Такова жизнь, человек не может изменить ее законы- так он отменил бы самого себя… Берегите нашу природу! Музыкальная заставка- звучит музыка «В мире животных».