Технологическая карта внеурочного занятия по профориентации Хочу,могу,надо ( 8 класс)


Внеурочное занятие по профориентации в 8 классе «Хочу-могу-надо»Разработал учитель технологии МБОУ «СОШ №1» Калтананского ГО Рехтина О.В.
Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры.(Л. С. Макаренко)
Цель занятия: расширить представление детей о различных профессиях;
Задачи:
Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о профессиях.
Развивающая – способствовать формированию и развитию позитивного отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе.
Тип занятия: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование: 
1. карточка с названием темы занятия «Хочу-могу-надо и вторая с выводом = осознанный выбор профессии».
2. карточки со словами: профессия, специальность, квалификация, должность;
3. профессиональные характеристики для игры «Визитка»:
- Учитель математики высшей категории, директор школы.
- Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 1-й городской больницы.
- Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой;
- Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.
- Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады.
4. Списки профессий для работы в группах «Самые нужные профессии»
5. картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий).
6. магнитофон, классическая музыка (фон).
Планируемые результаты внеклассного занятия.
личностные метапредметныепредметные
1. Воспитывать культуру общения в группе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. (Смыслообразование. Нравственно-этическая ориентация.)
2. Развитие мотивации к осознанному профессиональному выбору. ( Учебно-познавательная)
1.Регулятивные. Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. 2.Познавательные. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, проблемной ситуации. Выработка алгоритма действий. 3.Коммуникативные. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). Понимать и определять различия между словами профессия, специальность, квалификация, должность. Участвовать в коллективной работе « Самые нужные профессии». Уметь демонстрировать свой осознанный выбор профессии.
Ход занятия
Этапы
занятия Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащегося Приёмы, УУД
1.Организационнный момент.
Активация учащихся. Здравствуйте, дорогие ребята, мне очень приятно видеть вас всех на нашем занятии! Заходя в класс, вы отдали предпочтение одному из видов деятельности, тем самым определились, кто в какой группе будет сегодня работать. Приветствуют учителя, рассаживаются по группам (спорт, искусство, техника, танцы) Личностные: 
мобилизация внимания, уважение к окружающим.Регулятивные:целеполагание.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3.Актуализация знаний
4.Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания, закрепление знания.
6. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
7.Рефлексия деятельности Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Выявить уровень знаний и систематизировать их.
Организовать осмысленное восприятие новой информации.
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.
1.Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2. Подвести итог проделанной работы на уроке. Все мы с вами разные, со своими особенностями, возможностям, интересами и увлечениями. Это хорошо значит, мы умеем
выбирать. Человек делает выбор каждый день: куда пойти, что надеть, и т.д. Но есть выборы, от которых зависит наше будущее, дальнейшая жизнь. Как вы думаете что это? Это выбор профессии.
Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Как же можно сформулировать цель нашего занятия?
Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.
Как бы вы объяснили различие между этими словами?
Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека и многие из вас ответили правильно.
Игра «Визитка»
На столах у вас лежат визитки, кроме имени, фамилии, отчества там содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике. (Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы.)
В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе.
Работа в группе по теме «Самые нужные профессии». Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
В мире около 50 тыс. профессий. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, область в которой живем.
Побуждать учащихся к теоретическому объяснению фактов.Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Мини-лекция
«Формула профессии»
Что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего занятия: «хочу», «могу» и «надо»?
( мелом перечеркивается тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы.)
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
( дописать на доске после трех слов называния занятия: = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
Демонстрация осознанного выбора профессии
«Это мой выбор!»
Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Кто из вас хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии? Предлагайте свои варианты по одному.
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Предлагает ученикам рассказать о результатах проделанной работы в группах.Консультирует, советует, помогает.Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умению учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Тестирование.
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30с.
Теперь подсчитайте количество треугольников.
А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого, рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и вы сможете их в себе развить. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Какие открытия вы для себя сделали? Что нового узнали? Какие чувства остались после занятия?
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.
Представляют результаты профессиональных характеристик.Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Участвуют в беседе; формулируют выводы,
Примерные ответы:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
Примерные ответы:
Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем
Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Учащиеся рисуют фигурки.
Считают количество треугольников.
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Регулятивные:целеполагание; планирование.Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Личностные: 
осознание своих возможностей.Регулятивные: умение регулировать свои действия.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Познавательные:
извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Предметные: 
давать определения формулы профессии, называть причины ошибок в выборе профессии.
Регулятивные:
 контроль, оценка, коррекция.Коммуникативные:
умение слушать и слышать собеседника.Познавательные:
общеучебные – умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные: 
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Личностные:
самоопределение.Коммуникативные:
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.Коммуникативные:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Личностные: 
осознавать успешность своей деятельности.