Классный час по профориентации на тему: Хочу-могу- надо.


Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Еманжелинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида
Классный час в 9классе по профориентации с элементами деловой игры:«ХОЧУ – МОГУ - НАДО».Из цикла: «Кем быть ?».
Составил и провёл:
классный руководитель 9 класса
Пищулёва С.В.
Еманжелинка-2015-2016уч .год.
Цели и задачи классного часа.
1.Пополнять представления подростков о мире профессий и сфере деятельности людей, связанных с ними.
2.Побуждать уч-ся на уроке проявлять себя в том или ином качестве.
3.Прививать учащимся интерес к различным профессиям как к возможным своим будущим специальностям и профессиям.
4. Воспитывать в школьниках желание быть социально востребованными благодаря правильному осознанному выбору профессии, проще говоря: найти себя в этом непростом для них мире. Побуждать детей к поиску информации о профессиях.
Ход классного часа.
«Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться»(Мудрое изречение).
«ИСТИННОЕ СОКРОВИЩЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ – УМЕНИЕ ТРУДИТЬСЯ». (Эзоп.).
беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Классный руководитель. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
II. Игра «Визитка».
Содержание игры.
Уч-ся выбирают себе визитку с названием профессии, о которой они МЕЧТАЮТ: президент, учитель, воспитатель, журналист, водитель президента, охранник президента.
Разыгрывается сценка, где действующие лица - представители данных профессий.
ПРЕЗИДЕНТ: Добрый день, дамы и господа! Позвольте начать нашу пресс-конференцию. Я вижу: здесь собрались представители различных профессий: педагоги, журналисты. Я рад вас всех видеть, от души приветствую вас и с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
УЧИТЕЛЬ: Пётр Александрович! Я – учитель. Меня волнует вопрос о ближайшем повышении зарплаты учителям. Спасибо.
ПРЕЗИДЕНТ: Повышение зарплаты учителям в ближайшее время в связи с экономическими трудностями страны в целом пришлось на некоторое время остановить. Уверяю вас всех, что вопрос материального благополучия учителя – очень важный, и мы постараемся к нему обязательно вернуться, но не сегодня, к сожалению. Это значит, что данный вопрос не снимается, ни в коем случае, с повестки. (Следующему) Слушаю Вас! ВОСПИТАТЕЛЬ: Господин Президент! Я всю жизнь проработала воспитателем. Воспитатель - это одна из низкооплачиваемых педагогических специальностей. Мы получаем зарплату ниже, чем учитель в 2, а то и в 2,5 раза. Это касается воспитателей школ-интернатов. Хотелось бы, чтоб на нас тоже обратили внимание, услышали нас и увеличили бы нам зарплату. Спасибо.
ПРЕЗИДЕНТ: Простите: во сколько раз ниже?
ВОСПИТАТЕЛЬ: в 3 раза.
ПРЕЗИДЕНТ: Дааа! У вас проблемы не из лёгких! Рассмотрим этот вопрос одним из первых! Спасибо за вопрос! Следующий вопрос, пожалуйста!
ЖУРНАЛИСТ: Пётр Александрович! Я –Татьяна, журналист Компании ТДиТП. Я бы хотела задать вопрос личного плана. Можно?
ПРЕЗИДЕНТ: Пожалуйста.
ЖУРНАЛИСТ: Вы женаты? Сколько у Вас детей.
ПРЕЗИДЕНТ: Да, я женат, у меня вроде бы…да…четверо детей. Вижусь с ними очень редко. Дела, дела…
ЖУРНАЛИСТ: Спасибо. Можно я задам вопрос Вашему охраннику?
ПРЕЗИДЕНТ: Да, конечно.
ЖУРНАЛИСТ: Почему Вы занимаете сразу 2 должности: охранника и шофёра Президента? Это возможно?
ОХРАННИК: Такое случается. Открою Вам маленький секрет: я племянник нашего Президента. Вот и стараюсь, охраняю, чтоб с его головы ни один волосок не упал! А что? Вас, может быть, ещё что-нибудь интересует?
ЖУРНАЛИСТ: Нет-нет, спасибо.
III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.
( Слайд 5 )«Самые модные профессии»: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
( Слайд 6 )« «Самые забытые профессии»: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
( Слайд 7 ) «Профессии, которые всегда нужны»: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
(Слайд 8) «Самые отважные профессии»: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п. Вывод: Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Предполагаемы ответы уч-ся.
-«Давят» родители.
- Следуют моде.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию» с друзьями.
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
Выберите самый, по – вашему, правильный ответ на поставленный вопрос (проблему).
Но как же тогда правильно выбрать профессию?
V. Мини-лекция «Формула профессии»
Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: а х b=S)? (Площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трех слов названия классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу с тремя величинами?
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Тебе знакомы многие профессии с детства. Попробуй сегодня себя в любой роли. Выбирай!
(Слайд 15).
!
Эти рабочие специальности ты сможешь, при желании, освоить, если приложить усилия!(Слайд16)
Вот одна из самых древних профессий человечества, без которой трудно прожить. СТРОИТЕЛЬ. Строитель - одна из древнейших профессий. 
Секреты строительного ремесла накапливались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение, от мастеров к ученикам.
Строительные специальности. Профессия строитель вмещает в себя множество специальностей:
каменщик ,монтажник,
бетонщик,
арматурщик,
маляр,
штукатур,
плотник,
стропальщик,
плиточник.
Причем, здесь перечислены не все, а лишь основные рабочие специальности.
Исмагил Н.: (слайд20)
Важные работники: столяры, маляры , штукатуры, плотники!!!Возьмите в руки мастерок,
раствор погуще замешайте…
Здесь пригодится молоток!
Фантазию не забывайте!
Таня С.:(слайд21)
Белозубая красавица В белоснежном колпаке!Ты, поверь, нам очень нравитсяМастерством, как ты, прославиться.стать кондитером иль поваром, парикмахером, портнихою, маляром…
Или… отделкою покорить сердца людей!
VI. Демонстрация осознанного выбора профессии
Таня: «Хочу стать артисткой, телеведущей, журналистом. Могу стать продавцом, поваром, швеёй, парикмахером. Буду учиться на швею или штукатура-маляра.»
Карина: «Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.»Исмагил: «Хочу быть каскадером, механиком, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать отделочником, монтажником, каменщиком. Стану точно маляром или штукатуром, может быть кровельщиком.
Петя: «Хочу быть водителем, летчиком, президентом. Могу стать штукатуром-маляром, отделочником, плотником.
Стану после окончания училища каменщиком, штукатуром или плотником.»Света: «Хочу быть воспитателем, продавцом, поваром или кондитером. Могу стать штукатуром-маляром, швеёй. Стану штукатуром – маляром.
Гейдар: «Хочу быть механиком, водителем, спасателем. Могу стать отделочником, монтажником, каменщиком. Стану точно маляром или штукатуром.»
ИТОГ: Задай себе этот вопрос: «Каков мой выбор?»
Хочешь создавать красоту своим трудом? Создавай! Всё в твоих руках! Счастливо, выпускник!!!