Методическая разработка воспитательского часа по профориентации Хочу-могу-надо (9 класс)


БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
ОТКРЫТЫЙ
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС
по теме профориентация
«ХОЧУ – МОГУ – НАДО»
Выполнил: воспитатель 1 группы
Шалтыкова Л.Н.
п. Саланчик 2017г.
ХОЧУ - МОГУ – НАДО
Цель:
побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
образовательные:
расширить представление детей о различных профессиях;
формировать умения различать понятия: «профессия», «специальность», «квалификация», «должность»;
развивающие:
развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути;
коррекционные:
помочь детям в применении этих знаний на практике;
воспитательные:
воспитывать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
Оформление:
крупными буквами написать сверху доски тему воспитательского часа так, чтобы справа оставалось место для слов « = осознанный выбор профессии»;
написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация, должность;
слайд: профессиональные характеристики для игры «Визитка»:
Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 1-й городской больницы.
Учитель математики высшей категории, директор школы.
Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.
Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 2-й бригады.
Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.
(На доске и на слайде 1 тема занятия «Хочу – могу - надо»)
- Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начинается с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
- Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.
- Как бы вы объяснили эти слова?
(Ответы детей).
- Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.
- Итак, внимание на экран.
Слайд 2
Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средство для существования и развития.
Кроме того, профессия - это еще и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую-то определенную должность на своей работе.
Должность – это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
Например, директором школы может быть человек любой специальности: учитель биологии или географии.
Кстати, какую специальность имеет Анастасия Семеновна? (учитель русского языка и литературы).
Как видим, многие из вас дали правильные толкования этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Игра «Визитка». В свое время родители бывших моих учеников оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержаться и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, специальность, квалификацию, должность в каждой характеристике.
(Воспитатель читает профессиональные характеристики с доски, дети отвечают)
Например: Учитель 1-ой категории, историк, завуч по ВР. Учитель- это профессия, учитель истории- специальность, 1-ая категория-квалификация, завуч по ВР – должность.
Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 1-й городской больницы. (врач-профессия, хирург-специальность, 3-я категория-квалификация, заведующий отделением-должность)
Учитель математики высшей категории, директор школы. (учитель-профессия, учитель математики -специальность, высшая категория-квалификация, директор –должность)
Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха. (инженер –профессия, инженер-механик-специальность, старший специалист-квалификация, мастер-должность)
Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 2-й бригады.
Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.
-Молодцы! Справились с заданием.
- Какие из этих профессий вы не можете выбирать и почему?
(учитель, врач, инженер).
- Свидетельство об окончании 9 класса, которое выдается по окончании нашей школы-интерната не позволяет продолжить обучение в вузе или техникуме.
- Почему?
- Потому, что в коррекционных школах учатся по облегченной программе.
И завершая обучение в нашей школе, вы можете получить следующие профессии:
( слайд 3 о профессиях)
- Что необходимо для того, чтобы получить профессию? (образование).
- Дворник, грузчик, уборщица – это профессия? (Нет,потому, что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми).
- А каким профессиям вы обучаетесь в школе? (столяр, слесарь, швея, штукатур – маляр, овощевод, цветовод).
- Какую профессию, из названныхсмогут получить девочки нашего класса? (швея, штукатур-маляр, цветовод, овощевод).
- А какую профессию из перечисленных смогут получить мальчики?(столяр, слесарь, штукатур-маляр, каменщик).
- Где ее можно освоить? (училище, колледже; показать слайд4)
В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе.
-Ребята, от чего зависит мастерство? Какими качествами должен обладать человек?(трудолюбие, выносливость, терпение, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, старательность, усидчивость, собранность, внимательность, художественный вкус).
Каждый представитель рабочей профессии должен обладать повышенной работоспособностью, организованностью, аккуратностью, исполнительностью, дисциплинированностью, ответственностью, старательностью и эти качества присутствуют в каждом из вас.
Государству нужны грамотные специалисты, профессионалы? (да). Почему?
Дети приходят к выводу: «Потому что именно ответственный, порядочный, трудолюбивый человек принесет пользу обществу, его труд послужит на благо Родины».
- А теперь предлагаю вам поработать в группе. Как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг увеличат выпуск продукции в 3 раза и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…).
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица.
Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам сделать списки таких профессий.В 1-ой группе перечислите «Самые модные профессии», во 2-ой группе – «Самые нужные профессии» и в последней – «Самые забытые профессии».Список профессий на доске: трубочист,строитель, учитель, телеведущий, земледелец, автослесарь, ямщик, топ-модель, программист, бондарь.
(самыемодные:топ-модель, телеведущий, программист, автослесарь);
самые забытые:трубочист- рабочий, занимающийся чисткой дымоходов, печных труб, ямщик – возница на ямских лошадях, бондарь- мастер, изготовляющий крупную посуду из дерева(бочки, кадки);
самыенужные – учитель, строитель, земледелец) - Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:
(слайд 4)
«Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
«Человек-техника» - все технические профессии.
Человек- человек» - все виды профессий, предполагающие взаимодействие людей.
«Человек – знаковая система» - использование различных знаковых систем.
«Человек – художественный образ» - различные виды художественно-творческого труда.
- Приведите примеры к каждой группе.
Ч-П: лесник, ветеринар, агроном, геолог.
Ч-Т: швея, слесарь, водитель, радиотехник, инженер.
Ч-Ч: учитель, парикмахер, продавец, психолог.
Ч-З: программист, бухгалтер, фотограф, редактор издательства.
Ч-Х: артист, художник, композитор, искусствовед, скульптор.
- Ну, а теперь, немного отдохнем.
Физкультминутка.Возьмитесь за руки. Я говорю: «А мне нравится профессия учителя». Следующий говорит то же, что я и добавляет еще одну профессию. Итак, я начинаю…
(водитель, слесарь, швея, овощевод, столяр, повар, парикмахер, строитель, цветовод, каменщик, продавец, художник, бухгалтер, инженер, артист, певец, телеведущий, журналист…)Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
- Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовалсядальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал такой ответ: примерно каждый третий(!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начать сначала, то пошел бы по иной стезе (дороге). Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Ответы детей: - Идут за модой.
- «Давят» родители.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают за «компанию».
- Не позволяет здоровье.
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии. Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов, подражают знакомым.
-Молодцы! Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка своих сил и способностей.
- Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Мини- лекция «Формула профессии».
- Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей комнаты умножить на ширину. (площадь комнаты)
- А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего воспитательского часа: «хочу», «могу», «надо»?
(Воспитатель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы воспитательского часа, получаются плюсы.Дети высказывают предположения.)
- Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Воспитатель дописывает на доске после трех слов название воспитательского часа: «= осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины: (слайд 5)
-хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу – это все, что мне по силам, по способностям;
- надо – это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии.
Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Проблемная ситуация. Сейчас Тимоша будет читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить: случайный или осознанный этот выбор профессии.
Таня не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей что-то, а что не знает. Кстати, таких чудаков немало – больше половины выпускников. Только они об этом пока не знают.
- Понимает ли Таня, что надо выбрать профессию? (да.)
- Знает ли Таня, чего она хочет? (нет.)
- А что она может? (ничего особенно не может.)
- Сможет ли она выбрать профессию по душе? (Нет. В сфере «хочу» и «могу» у нее пустота, а значит профессию по душе она не сможет выбрать.)
- Чтобы вы посоветовали Тане? (Тане нужно разобраться в своих целях, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.)
Следующую ситуацию прочитает Артур. Пожалуйста.
Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звёзд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.
- Ребята, Лена понимает, что выбрать профессию надо? (да.И она знает, что в ее городе не хватает воспитателей.)
- Чего Лена хочет? (она любит заниматься с детьми и хочет стать воспитателем.)
- У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень.)
- Почему? ( Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.)
- Что бы вы посоветовали в таком случае Лене? (Ей нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.)
Третий случай прочитает Дима Г.
Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор у Саши оказался удачным.
- Как же у Саши получился такой удачный выбор? (потому, что Саша знает чего он хочет: он хочет стать программистом.Он интересуется будущей профессией, много читает, изучает, Саша сам сделал сайт, хорошо знает компьютер.)
- Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он её обязательно достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Тренинг «Рука судьбы». Цель: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
- В этом мешочке лежат карточки с названиями профессий. Вы вытаскиваете из мешочка одну карточку и читаете.
-Вы довольны своим выбором? Почему? (если не совпало)
- А какую профессию ты хотел выбрать? (ответы).
И в жизни может получиться так, что вы выберете профессию случайно.
Мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Ни для кого не секрет, что значительную, а возможно большую часть жизни мы проводим на работе. Поэтому важно, чтобы она не стала тяжелой повинностью, а была бы нужным и интересным делом. И хочу закончить наше занятие словами К.Д. Ушинского: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».
Рефлексия.
– О чем мы сегодня говорили? (О выборе профессии)
- Что вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Много нового о профессии (познакомились профессиями; профессии бывают :модными, всегда нужными, забытыми; говорили о профессиональной характеристике: профессия, специальность, квалификация, должность; узнали типы профессий: Ч-П, Ч-Т, Ч-Ч, Ч-З, Ч-Х.) - Как правильно выбрать профессию (выбирать осознанно, чтобы совпадали сферы «хочу», «могу» и «надо»).
- Узнали новые слова: ямщик, трубочист, бондарь.
- Удачи вам в выборе профессии!
- На этом наш воспитательский час закончился. Всем спасибо!
 
  -Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. 
Давным- давно в одном городе строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!». Второй молвил: «Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей семье». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор».
Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Как вы думаете, почему? 
 Вывод: В ответах каждого прозвучало их отношение к одной и той же деятельности- строительству собора. Согласитесь, что не каждый испытывает любовь к своей профессии. Труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
«Счастье- это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти  домой».
Таня не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей что-то, а что не знает. Кстати, таких чудаков немало – больше половины выпускников. Только они об этом пока не знают.
___________________________________________________
Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звёзд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.
Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор у Саши оказался удачным.