Открытый урок по теме Наука ковала победу 911 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сушинская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок в 11 классе
«Наука ковала победу»
Разработала и провела: Ондар Зоя Анатольевна, учитель химии
Открытый урок в 11 классе по теме «Наука ковала победу»
Цель урока:
Обобщить и закрепить теоретические знания учащихся о положении металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и о физических свойствах металлов;
Ознакомить учащихся с вкладом наших ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, рассказать о патриотизме, героизме людей науки.
Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла.
Развивать познавательный интерес и аналитическое мышление учащихся, реализуя межпредметные связи курсов химии, физики, литературы и отечественной истории.
Тип урока: устный журнал, посвященный к 65-летию Великой Победы.
Девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто» (Ольга Бергольц).
Оформление: на доске крупный заголовок «Наука ковала победу». Под заголовком дата «1941-1945». Слева от заголовка периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева. Фотографии, иллюстративный материал о Великой Отечественной войне. На доске высказывания ученых: «Защита Советской Родины, изгнание врагов из ее пределов есть защита культуры и прогресса, науки и искусства. Света и разума (академик В.Л. Комаров); «В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина» (академик А.Е. Ферсман); портреты ученых-химиков.
Материальное обеспечение:
1. Мультимедийный проектор, экран.
2. Записи песен о Великой Отечественной войне.
Ход урока:
Организационный момент.
Основной этап.
Дорогие ребята, сегодня мы проведем необычный урок. Какой великий праздник мы будем отмечать 9 мая? Да, правильно, в этом году вся страна отмечает 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот урок мы проведем в виде устного журнала, который называется «Наука ковала победу».
В 9 классе мы изучали свойства металлов, их получение и применение. На этом уроке мы обобщим наши знания о физических и химических свойствах металлов, а также узнаем о вкладе наших ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.
- Где расположены металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева?
1 страница устного журнала
Викторина «Знаешь ли ты?»
- Самый тугоплавкий металл (вольфрам)
- Ядовитый металл, содержащийся в градусниках (ртуть)
- Какой металл человек обработал первым? (медь)
- Самый легкий металл (литий)
- Самый легкоплавкий металл (ртуть)
- Замечательной особенностью этого металла является его вес. Он самый тяжелый металл на Земле (осмий).
- Его называют металлом пота, слез и крови людской. О каком металле идет речь? (золото)
- Этим металлом можно резать стекло. Он самый твердый (хром)
- Этих металлов можно резать даже ножом (щелочные металлы)
- Металл, жидкий при комнатной температуре (ртуть)
- Сплавами какого металла являются чугун и сталь? (железо)
- Его называют крылатым металлом (алюминий)
- При недостатке какого металла у человека развивается болезнь, которая называется анемией? (железо)
- Какой металл пришел на смену меди? (железо)
- Самый распространенный металл в земной коре (алюминий)
- Этот драгоценный металл используют в ювелирных изделиях из-за его хорошей пластичности (золото).
Итак, мы очень хорошо знаем о физических свойствах металлов. Давайте, ребята, сегодня этот урок посвятим Победе и вкладу ученых в разгром фашизма, о химических элементах-металлах в истории Великой Отечественной войны.
(звучит песня «День Победы». Слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова).
2 страница устного журнала
«Металлы в истории Великой Отечественной войны»
Ровно 65 лет прошло со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна – и воины, и тыл: женщины, старики, дети. Огромный вклад, до сих неоценённый по достоинству, внесли ученые страны. Ученые-химик создавали новые способы производства взрывчатых веществ ,топлива для реактивных снаряд «катюш», высокооктановых бензинов, материалов для изготовления броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов.
Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов.
(звучит песня «Священная война» музыка В. И. Лебедева-Кумача).
Доклады учащихся: (в руках держат символы элементов).
1.Железо
2.Свинец
3.Литий
4. Алюминий
5. Магний
6. Медь. Молибден.
7. Никель. Серебро. Лантан.
8. Вольфрам. Ванадий.
3 страница устного журнала
«Ученые-химики в период Великой Отечественной войны»
Учитель: Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашисткой Германией в годы Великой Отечественной войны. Ученые-химики создавали щит и меч победы. Не должны быть забыты подвиги героев науки, творцов новой военной техники и боевого оружия, создателей новых производств и технологических процессов, новых методов лечения и эффективных лекарств, новых направлений науки. Выпуск химической продукции к концу войны приблизился к довоенному уровню, а в 1945г он достиг 92% от уровня 1940 г.
С именем академика Н.Д. Зелинского связана целая эпоха в истории отечественной химии. В период 1941-1945 гг Н.Д. Зелинский возглавлял научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука.
Вклад академика Николая Николаевича Семенова в обеспечении победы определялся разработанной им теории цепных разветвлённых реакций, которая позволяло управлять химическими процессами: ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. В начале 40-х гг. Н.Н.Семенов и его сотрудники исследовали процессы взрыва, горения, детонации. Результаты исследований в том или ином виде использовались во время войны при производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых смесей для огнеметов. Результаты исследований, посвященных вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах, были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.
Вспомним начало войны. Шел 1941 год. Немецкие танки рвались к Москве, бойцы Красной Армии буквально грудью сдерживали врага. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь воинам пришли ученые-энтузиасты; за два дня на одном из военных заводов наладили выпуск бутылок КС (Качурина – Солодникова) или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и весной 1945 г. в Берлине.
Что представляли собой бутылки КС? К обыкновенной бутылке резинкой прикрепляли ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось:
3KCIO3 + H2SO4 = 2CIO2 + KCIO4 + K2SO4 + H2O
2CIO2 = CI2 + 2O2
C12H22O11 + 12O2 = 12CO2 + 11H2O
Ученые принимали также посильное материальное участие в укреплении мощи Родины. Так, академики А.Е.Арбузов, С.С.Наметкин и А.Е.Порай-Кошиц внесли 200 тыс. рублей из Государственной премии, которой были удостоены в 1943 г., на приобретение вооружения для Красной Армии.
На фронтах Отечественной войны сражались десятки тысяч представителей науки, проявляя мужество, стойкость и преданность Родине.
Нам руки даны, чтобы землю обнять
И сердцем ее отогреть.
Нам память дана, чтобы павших поднять
И вечную славу им петь.
Осколком снаряда береза пробита,
И буквы легли на гранит…
Ничто не забыто, ничто не забыто,
Никто не забыт!
Не старят года, не изменят века
Черты дорогого лица.
Героев своих мы найдем имена
И впишем навечно в сердце!
(В. Харитонов)
Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны. Мы должны помнить о том, что Великая Отечественная война была смертельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей и стратегий. В научно-техническом XX веке это было сражение производств, экономик и наук. Вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и сугубо гражданские химики. Отдадим им дань памяти.
(звучит песня «День Победы»).
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Наука ковала победу».
Список литературы:
1.Венецкий С.И. В мире металлов. – М.: Металлургия, 1982.
2. Венецкий С.И. Рассказы о металлах.- М.: Металлургия, 1970.
3. Волков В.А, Вонский Е.В., Кузнецов Г.И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник.- М.: Высшая школа, 1999.
4. Гречкин Н.П., Кузнецов В.И. Александр Ерминингельдович Арбузов. – М.: Наука,1977.
5. Лисичкин С.М., Бетанели В.И. Химики изобретают: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1980.
6. Фадеев Г.Н., Сычев А.П. Мир металлов и сплавов: Кн. для внеклассного чтения: 8-10 кл. – М.: Просвещение. 1978.