Урок математики, посвященный 70-летию Победы Великой Отечественной войны: «Наука ковала победу!»


ГБП ОУ «Керченский морской технический колледж»
Методическая разработка урока
по теме « Наука ковала победу!»
Разработала преподаватель математики Сошенко Л.В.

Керчь 2015г.

«Наука ковала победу»
Урок математики в 912 группе, посвященный 70-летию Победы Великой Отечественной войны.
Цель:
Узнать ученых-математиков, которые своими открытиями в годы ВОВ помогали фронту ускорить победу над врагом.
Познакомиться с математическими открытиями в разных военных областях в годы ВОВ
Развивать познавательную математическую активность, решая задачи общего развития и профессионального направления.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения.
1.Организационный момент
Прежде, чем назвать тему нашего урока, я предлагаю вам найти значение следующего выражения: sin 300 (102 + 62 + 4) =
70 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
В год такой знаменательной даты, решая задачи и выражения, вспоминая исторические факты мы сегодня на уроке попробуем проследить за некоторыми событиями самой жестокой войны в истории человечества .Война – это 4 года сражений.
1 418 бессонных дней и ночей
Более 27 млн. погибших.
Это значит 22 человека на каждые 2 метра.
Это значит 13 человек в каждую минуту.
В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн. человек. Страна потеряла 30% национального богатства.
2. Основная часть.
Математики в годы Великой Отечественной войны.
НАЧАЛАСЬ Великая Отечественная война
А уже через 5 дней Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма.
Историко – математическая разминка «Знай и помни!»
--июня -----года в ----часа утра фашисткая Германия без объявления войны напала на нашу Родину. 1481 дней шла великая
Отечественная война. Она унесла ---миллионов человеческих жизней. И ---мая 19—года закончилась победой советского народа.
Прочитайте полученный текст. Вставьте даты, найдите сумму и среднее арифметическое этих чисел. Ответ округлить до единиц.
Код ответа: (22 +41+ 4+18 +55+9+45):7= 194:7=27,7 28
Вклад математиков в годы войны.
Математики нашей страны в период тягчайших испытаний проявили себя как подлинные патриоты.
Их вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают только математики.
Обладание разума, изобретательности и точного расчета.
Использование физических законов и обширных математических расчетов,
Создание атомного и ракетного оружия
Расшифровать военную шифровку( слайд10)
«Барбаросса»
план Гитлера, который предусматривал завоевание СССР
за 2 месяца
Открываем новую страницу « Личность и математика»
Профессор С.В.Бахвалов, известный геометр, разработал теорию управления артиллерийским огнем.
Н.Е.Кочин академик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полетов самолетов на малой высоте.
ОНИ выполнили исследования , имеющие непосредственное отношение к
первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».
Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику А.Н Крылову. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных
отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен.
Лаврентьев Михаил Алексеевич Математик и механик, академик и вице-президент АН СССР, Герой Социалистического Труда . Создал новые направления в прикладной физике (физике взрыва и импульсивных процессов). В конце войны занимается расчётами водородной бомбы
Страница . Решение задач.
1) Числовая разминка
Реши пример в тетрадях и на доске, напиши сколько дней длилась Сталинградская битва? 50*Log525 + (0,1)-2
Задача по борьбе с магнитными минами была поставлена за несколько лет до начала войны в Ленинградском физико-техническом институте. Требовалось «размагнитить» корабли. Это было очень быстро определено.
2) Вопрос: Сколько дней длилась битва на Курской дуге?
3) Решая примеры и записывая соответствующую букву, назови как называлась переломная операция Сталинградского сражения? 200дней.
Математики –А.П. Александров, С.Н. Берштейн,
Я.И. Перельман.
4) Сколько дней длилась битва на Курской дуге? 50 дней.
5) Задача о фляжке. 200грамм.
Фляжка с водой весят 900 г. Сколько весит пустая фляжка, если фляжка наполненная наполовину весит 550 г.?
6) Общий ущерб, нанесённый народному хозяйству СССР во второй мировой войне, составляет 2 триллиона 600 миллиардов рублей. Подсчитайте, сколько школ можно было бы построить на средства, потерянные нами в годы Великой Отечественной войны, если считать, что стоимость строительства новой школы составляет 8 миллионов 600 тысяч рублей (данные приведены в ценах, действовавших до 1 января 1961 года).
7) Блокадный Ленинград.  Голод. Холод. Запасы продовольствия закончились. Для поддержки населения с 1 октября 1942 года по карточкам стали выдавать хлеб на сутки.Но это не тот хлеб, который вы сейчас едите. Выпекали его с различными примесями: рисовые отруби, целлюлоза, жмых, солодовая мука, соевая мука, отруби.Нормы хлеба снижали пять раз. Сколько грамм хлеба приходилось на на одного человека, если известно, что он получал 1/8 часть буханки весом 1 кг.
8) Максимальная скорость советского истребителя военного времени “ЯК-3” 720 км/час, немецкого истребителя “Мессершмидт – 109” на 120 км/час меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/час больше скорости другого истребителя “Фокке-Вульф 190-А”. Найдите скорость немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.
9) Как называется переломная операция Сталинградского сражения? Кольцо.
Вывод: Наши ученые приближали победу своим умом и талантом, самоотверженным трудом.
Свою презентацию «Вклад математиков в годы войны» представит Алтухов Федор.
3. Подведение итогов.
Мы сегодня познакомились с математиками вложившими огромный вклад в победу нашего народа над фашизмом
- Назовите имена ученых-математиков, которые внесли свой вклад в победу над врагом в ВОВ
- Что, по-вашему, объединило ученых в годы Великой Отечественной войны?
- Какие математические понятия, определения и правила мы сегодня повторили?
. Логарифмы. Степени. Тригонометрические функции.
Геометрические понятия .Домашнее задание.
Самоанализ.
Урок математики, посвященный 70-летию Победы Великой Отечественной войны: «Наука ковала победу!»
Цель:
Узнать ученых-математиков, которые своими открытиями в годы ВОВ помогали фронту ускорить победу над врагом.
Познакомиться с математическими открытиями в разных военных областях в годы ВОВ
Развивать познавательную математическую активность, решая задачи общего развития и профессионального направления.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Внеклассное мероприятие проводилось 29 апреля 2015 года в 912 группе. При его подготовке были использованы инновационные методы обучения: метод проектов, использовали презентацию, а также технологию деятельносного подхода. При проведении мероприятия использовали презентацию и интересные задачи, что способствовало созданию и сохранению мотивации.
Студенты участвовали в историко- математической разминке «Знай и помни!» Решая задачи на военную тему, повторили : логарифмы, степени, тригонометрические функции, геометрические понятия .Все ученики работали, высказывали свои мнения, идеи свободно. С интересом слушали о вкладе математиков в годы войны. Федор Алтухов приготовил презентацию о математических открытиях в годы войны и вкладе математиков в победу Великой Отечественной войны.
Внеклассное мероприятие дало студентам представление о математике и математиках, их открытиях в годы войны, как они помогали победе.
В течение мероприятия использовали ТСО - 2 презентации, которые соответствовали эстетическим нормам и дидактическим заданиям мероприятия.
Мероприятие прошло успешно: ученики были активны, дисциплинированны, к заданиям подошли серьезно. Тема мероприятия была актуальной.
Надеюсь, знания, полученные в ходе мероприятия, не раз пригодятся им в будущем и запомнятся надолго, расширят кругозор студентов и их общую эрудицию.
Считаю, что цель достигнута, т.к. учащиеся смогли ответить на поставленные вопросы.
Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели мероприятия реализованы.Преподаватель математики Сошенко Л.В.