Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе.


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
6 класс.
2016 - 2017 учебный год.
Знание текстов художественных произведений.
По приведенным отрывкам определите произведение и автора.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
«Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса».
« При мысли о своем одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слезы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна..»Максимальное количество баллов – 6.
Блиц – опрос.
1.Назовите имя великого русского поэта, откликнувшегося на гибель А. С. Пушкина стихотворением «Смерть Поэта» и сосланного за это на Кавказ.
2. Что дал король подземных жителей Алеше?
3. Назовите имя девушки, полюбившейся немому Герасиму.
4. Как начинаются русские народные сказки?
5. Назовите имя героя, в сердце которого попал осколок дьявольского зеркала.
Максимальное количество баллов -5.
Историко – литературные задания.
1. Соедините стрелками фамилии писателей и поэтов с их полными именами.
1. Крылов А. Федор Иванович
2. Жуковский Б. Иван Андреевич
3. Гоголь В. Лев Николаевич
4. Тургенев Г. Николай Васильевич
5. Тютчев Д. Иван Сергеевич
6. Толстой Е. Василий Андреевич
Максимальное количество баллов -6.
2. Назовите место, где происходит действие, укажите название произведения и автора.
1. «… он устроил ее себе сам, по своему вкусу; соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках. Истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика стул на трех ножках…»
« – На боте! Э-эй, на боте! Остановитесь! Заблудился я! Э-эй! Дяденьки! Кто там живой? Э-эй, штурвальный!»
«.. Я остановился у входа, пораженный невиданным зрелищем. Две струи света резко лились сверху, выделяясь полосами на теменном фоне стен,; свет этот проходил в два окна…, стены были сложены из камня.
Под окном сидела с кучкой цветов, перебирая их, по своему обыкновению, Маруся».
Максимальное количество баллов – 9.
С именами каких русских писателей связаны эти места:
Москва, Тарханы, Кавказ.
Москва, Царскосельский лицей, Михайловское.
Архангельская губерния, Москва, Московский университет.
Ясная Поляна, Москва, Кавказ.
Орел, Спасское – Лутовиново, Московский университет.
Максимальное количество баллов – 5
Знание теории литературы.
Назовите жанр произведений, из которых приведены отрывки.
«Вот на другой день и пошел туда Данилушко. Горка хоть небольшая, а крутенькая. С одной стороны и вовсе как срезано. Глядельце тут первосортное. Все пласты видно, лучше некуда»
« Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Максимальное количество баллов – 2.
2.Соотнесите термины и определения.
1. Фольклор А. Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
2. Баллада Б.Устное народное творчество.
3. Сказка В. Стихотворение в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным концом.
4.Кульминация Г. .Основная мысль художественного произведения.
5.Идея Д. Момент наивысшего напряжения в художественном произведении.
Максимальное количество баллов – 5.
Определите, какими средствами выразительности являются в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень» выделенные слова: олицетворением, эпитетом, сравнением, метафорой.
Полдень.
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
Литература и другие виды искусства.
Назовите фамилии русских художников, проиллюстрировавших сказку «Царевна – Лягушка».
За каждый ответ – 1 балл.
Творческое задание.
«Проба пера»
Напишите сочинение – миниатюру на тему: « Мой город в будущем». Эта тема позволит вам помечтать и пофантазировать. Смелее! Не ограничивайте свое воображение. Но не забудьте, что вы пишете художественное произведение: обращайте внимание на образность и речь.
Максимальный балл – 10.

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
I.  Знание текстов художественных произведений.
1. «Бородино» - М. Ю. Лермонтов.
2. «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой.
3. «Робинзон Крузо» Даниель Дефо.
Максимальное количество баллов – 6.
Блиц – опрос.
М. Ю. Лермонтов
Семечко
Татьяна.
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
Кай.
Максимальное количество баллов -5.
II. Историко - литературные задания.
1. Соедините стрелками фамилии писателей и поэтов с их полными именами.
Крылов Иван Андреевич.
Жуковский Василий Андреевич
Гоголь Николай Васильевич
Тургенев Иван Сергеевич
Тютчев Федор Иванович
Толстой Лев Николаевич
Максимальное количество баллов -6.
2. Назовите место, где происходит действие, укажите название произведения и автора.
1. Каморка Герасима. «Муму» И. С. Тургенев.
2. Берег реки Енисей. «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.
3. Подземелье, склеп. «В дурном обществе» В. Г. Короленко.
Максимальное количество баллов – 9.
3. С именами каких русских писателей связаны эти места:
1.Москва, Тарханы, Кавказ – М. Ю. Лермонтов.
2.Москва, Царскосельский лицей, Михайловское – А. С. Пушкин.
3.Архангельская губерния, Москва, Московский университет – М. В. Ломоносов
4.Ясная Поляна, Москва, Кавказ – Л. Н. Толстой.
5. Орел, Спасское – Лутовиново, Московский университет –И. С. Тургенев.
Максимальное количество баллов – 4
Знание теории литературы.
Назовите жанр произведений, из которых приведены отрывки.
Сказ
Басня
Максимальное количество баллов – 2.
2. 2.Соотнесите термины и определения.
1 – Б; 2 – В; 3-А; 4 – Д; 5-Г.
3. Определите, каким средством выразительности являются в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень» выделенные слова: олицетворением, эпитетом, сравнением, метафорой.
Полдень.
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
«Дышит (полдень)» - олицетворение, «мглистый» - эпитет, « как туман» - сравнение, «лениво катится река, лениво тают облака, природу дремота жаркая объемлет» - метафоры.По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Максимальное количество баллов- 6.
IV. Литература и другие виды искусства.
Назовите фамилии русских художников, проиллюстрировавших сказку «Царевна – Лягушка».
И. Билибин, В Васнецов
Максимальное количество баллов- 2.
V. «Проба пера»
При оценке творческой работы учитывается:
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.
Максимальное количество баллов за всю работу – 50.