Игровые методы работы в логопедической практике


Игровые методы работы в логопедической практике.
Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, например:
1) из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук, заменяют его другим, например “фыфка” (шишка);
2) все звуки сформированы, но в речи смешиваются, например “цаска” (чашка);
3)неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например “байкон” (балкон), “гыба” (рыба).
Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др.); у него не сформировались некоторые движения органов произношения (прежде всего губ, языка); родители, балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажению речи. Педагогу с первых же дней обучения в школе, следует включать на уроках элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учёт речи детей. Нужно помнить, что в процессе работы над произношением, важное значение имеют слух и фонематическое восприятие; моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет на речь. Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие связано либо с нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие, т. е. дети на слух не дифференцируют все звуки речи, особенно близкие по звучанию, например п – б, с – ш, л – р. Прежде чем приступить к работе по развитию правильного произношения, необходимо обследовать речь детей. Желательно включить в обследование, и такие графы: смешение звуков, здесь же отметить заикание; темп речи (замедленный, спокойный, торопливый); голос (звонкий, тихий, крикливый); звукопроизношение (правильное, затеняет, искажает: картавое, межзубное, носовое). Учителю нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Но сухое объяснение артикуляции скучно детям, поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Звуки преподносить детям в виде разных “песенок”, которые поёт Веселый язычок. Каждая песенка связана с определенным конкретным образом: звук з – с комаром, звук ж – с жуком, звук ш – с сердитым гусем, звук р – с мотором машины и т. д. Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков можно давать в форме сказок о Веселом Язычке, где полость рта называется домиком Язычка, кончик языка – хвостиком, твёрдое небо – потолком, нижние зубы - крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя воздуха - ветерком. Важно, чтобы работа проводилась не только фронтально, но и индивидуально, постоянно вёлся учёт изменений в речи детей.
Пример использования игровых методов при работе над согласным звуком (на примере изучения буквы Р и соответствующих ей звуков [р]-[р’]. 1). Артикуляция звука.
Язычок сидел в своём домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолёта. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор детьми), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел “ р-р-р” и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел: “р-р-р”. Споём вместе песенку самолёта: “ р-р-р”!
2). Узнавание звука в словах.
Учитель называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками [р] и [р’], поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.
3). Шутки-чистоговорки.
Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю; арь- арь- арь- новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; орь – орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.
4). Скороговорки.
Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. Проворонила ворона воронёнка. Привёз Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревёт Егорка.
При работе с младшими школьниками, учитель должен уделять внимание не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи. Ш.А. Амонашвили считает, что письменную речь следует формировать одновременно и в единстве с развитием навыков письма и устной речи; предпосылки письменной речи (объективация; упреждение и критика текста) необходимо создавать в условиях устной речи. Очень интересную попытку организовать процесс усвоения детьми письменной речи как специфической знаковой деятельности предпринял Р.Л. Креймер. По его мнению, главным фактором полноценного развития письменной речи выступает словесное творчество, т.е. ситуация в которой ребёнок чувствует себя истинным творцом, автором текстов.
Основные проявления трудностей, которые испытывают школьники при обучении письму, несмотря на их многочисленность и многообразие, могут быть систематически организованы следующим образом:
1). Трудности в написании букв (нестабильность графических форм, неправильное начертание букв, отсутствие связных движений на письме).
2). Замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, пропуски букв при письме, недописывание слов, количественные ошибки при написании букв.
3). Очень медленный темп письма.
Трудности обучения письму связаны с нарушениями зрительного и фонематического восприятия. Работа над развитием восприятия строится в игровой форме, но носящей обучающий характер.
Примеры.
1).Развитие зрительного восприятия форм.
Из каких фигур нарисованы флажки. Раскрась их. Нарисуй такие же флажки.
Чем похожи домики? Из каких фигур они построены.
2).Развитие фонематического восприятия.
1. Упражнение на выявление фонематического восприятия.
Осуществление тонкой дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции. (Приёмы работы: предметное лото – отобрать картинки на заданные звуки, буквенный диктант – записать первую букву слов – “труба”, “дом”, “дуб”, “трамвай”).
2. Упражнения на выявление недостатков звуко-буквенного анализа.
Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук “с”, но чтобы после него стоял бы гласный звук “а”.
“Склеенное” слово (выделение отдельных слов из квазислова) шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.
Сравнение слов (выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами). Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое больше какое меньше?
Мягкие буквы (направленно на запоминание формы буквы, соотношения её частей и пропорций). Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).
Волшебный домик.
Цель - развитие умения определять последовательность букв в слове. Оборудование - плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.
Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово, ученик получает игровой жетон. Примерный материал:б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр); к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) ; м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша); р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак).
Допиши букву.
Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.
Отгадай, кто я.
Цель - закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками. Оборудование - элементы букв у каждого ученика. Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.
Будь внимателен.
Цель - закрепление начертания заглавных букв. Ход игры: Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в стихотворении.
Азбука.
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М.
Г ударилась немножко
И рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю перекладинку свою!
Очутившись на полу, поломала хвостик У!
Ф, бедняжку так раздуло –
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась -
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого. (С. Михалков)
Полминутки на шутки.
Цель - умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах. Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Закричал охотник: “Ой, Двери гонятся за мной!”
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
-Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Мы собрали васильки,
На голове у нас щенки.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребёнку в формировании правильной, чёткой речи. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Если у ребёнка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребёнок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.