Программа психологического сопровождения по подготовке выпускников к ОГЭ


Программа психологического сопровождения
по подготовке выпускников к ОГЭ
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность психологической подготовки к ОГЭ трудно недооценить. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что ОГЭ, как форма экзамена, появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь учащимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
При разработке программы "Психологическая подготовка к ОГЭ содержание опирается на занятия по подготовке учащихся одиннадцатого и девятого классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н.Б., и Королевой Н.В. Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Цель: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9 классов и их родителям в подготовке к ОГЭ
Методы и техники, используемые на занятиях:
Мини-лекции.
Дискуссии.
Релаксационные методы.
Метафорические притчи и истории.
Психофизиологические методики.
Упражнения с элементами ART терапии.
Диагностические методики
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.
6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
7. Обучение приёмам эффективного запоминания
Субъекты программы: выпускники 9-х классов, их родители, учителя.
Программа включает 5 направлений:
1. Диагностическое направление.
2. Психокоррекционная  и  развивающая  работа  со  школьниками.
3. Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
4. Профилактическая  работа.
5.Организационно-методическая  работа.
Ожидаемые результаты:
Психологическая готовность участников ОГЭ
1. Снижение уровня тревожности.
2. Развитие концентрации внимания.
3. Развитие чёткости и структурированности мышления.
4. Повышение сопротивляемости стрессу.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ОГЭ
№ Виды деятельности Содержание Цель Сроки Ответственные
1.
Работа с учащимися 9 классов
Диагностика.
1. Тест Филлипса.
Выявление уровня тревожности выпускников.
январь Психолог
2.Тест «Стресс»
Анкета
Выявление уровня стресса у выпускников.
январь Психолог
3. Тест «Моральная устойчивость» Выявление уровня моральной устойчивости. февраль Психолог
Практическая работа
Подготовка рекомендаций выпускникам по подготовке к ОГЭ Дать рекомендации по подготовке к экзаменам
январь-
февраль Психолог
2. Индивидуальные и групповые занятия (по запросу) 1. Как лучше подготовиться к экзаменам
Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам февраль Психолог
2. Поведение на экзамене
Дать рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена.
февраль Психолог
3. Память и приёмы запоминания. Знакомство с приёмами запоминания, характеристиками памяти февраль Психолог
4. «Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала» Сообщить об эффективных способах запоминания большого объёма материала.
февраль Психолог
5. «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации». Сказка «Страус» Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации. Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации. февраль Психолог
Тренинг (с элементами арт терапии)
«ОГЭ: с чувством, с толком, с расстановкой» (9кл)
«Как сохранить спокойствие» (9кл.) Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему. март-апрель Психолог
Оформление стенда для выпускников «Время вспомнить о ОГЭ Информация по подготовке к экзаменам.
март-апрель Психолог
3. Работа с родителями выпускников 1. «Психологические особенности подготовки к ОГЭ
«Как противостоять стрессу».
– познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена;
– проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;
– дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. март-апрель Психолог совместно с зам.директора по УР
Практическая работа
2. Подготовка методических рекомендаций родителям. Памятка. – дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. март-апрель Психолог
Консультации Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ОГЭ Оказание помощи по вопросам, связанных с подготовкой к ЕГЭ и ГИА. В течение года Психолог
4. Работа с
учителями -предметниками Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся (по запросу) выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА. В течение года Психолог
Практическая работа
Подготовка методических рекомендаций учителям – предметникам по подготовке выпускников к ОГЭ. Памятка. – предложить рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам.
ноябрь Психолог
5. Работа с классными руководителями. Психологическая помощь в период подготовки к ОГЭ Рекомендации учащимися по подготовке к экзаменам.
В течение года Психолог, классные руководители
Практическая работа
Подготовка методических рекомендаций классным руководителям по подготовке выпускников к ОГЭ. Памятка. – предложить рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам.
В течение года Психолог
6. Нормативная документация Оформление протокола родительского собрания. март-апрельПсихолог, классные руководители, зам. директора по УР
Составление и утверждение плана работы по подготовке выпускников к ОГЭ сентябрь Психолог
Используемая литература
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
3. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.
4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"
5. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.