Сообщение из опыта работы Нетрадиционные техники в изобразительном искусстве

«Нетрадиционные техники как способ развития воображения и формирования эстетических представлений у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Работа проводилась в форме исследования и основывалась на ее актуальности.
Актуальность исследования заключается в том, что воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Проблема развития воображения дошкольников - одна из наименее разработанных в педагогической науке. Дошкольный возраст - ключевой в развитии воображения, поэтому необходимо использовать программы, направленные на развитие правополушарных навыков. Инновационная программа художественно-эстетического развития «Цветные ладошки» направлена на развитие дивергентных способностей, креативности, творческого воображения. Учитывая значимость развития воображения в старшем дошкольном возрасте была определена тема проблемы и исследования.
Цель работы - развивать воображение и формировать эстетические представления у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности
Объектом исследования является: воображение детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством инновационной программы художественно-эстетического воспитания «Цветные ладошки».
Предположение: инновационная программа художественно - эстетического воспитания «Цветные ладошки» позволит значительно развить творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и проверки предположения в работе был определен ряд задач:
- провести анализ научной литературы по проблеме исследования;
- формировать структурные компоненты творческого воображения за счёт обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличения объёма их представлений об окружающей действительности, расширения кругозора;
- развивать у детей способности к переконструированию, комбинированию элементов художественно-творческого опыта.
- воспитывать интерес к самореализации и самосовершенствованию в процессе познавательно-творческой деятельности, преобразуя процесс творчества в художественное произведение.
Методы исследования. В соответствии с поставленной целью и задачами, в работе был использован комплекс методов, включающий:
1. теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические методы исследования: диагностический комплекс, направленный на исследование особенностей воображения дошкольников;
3. методы количественной и качественной обработки данных;
4. метод сравнительного анализа;
Методики исследования: в экспериментальной работе была использована методика исследования особенностей воображения дошкольников, которая была разработана Е.Г. Речицкой и Е.А. Сошиной на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры» («Incomplete Figures Task»). Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) детей.
Первая глава: Теоретический анализ по проблеме развития воображения в старшем дошкольном возрасте. Здесь были рассмотрены следующие вопросы: понятие воображения, развитие воображения в онтогенезе, особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, влияние на развитие воображения инновационной и типовой программ.
Под воображением подразумевается образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).
Существенное значение для характеристики воображения имеют различия в самостоятельности, оригинальности, в творческом характере воображения.
С этой точки зрения различается воспроизводящее (или воссоздающее) и творческое воображение. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение.
Существенными способами создания творческих образов являются акцентирование, типизация, комбинирование, прием реконструкции, агглютинация, гиперболизация, приемы уподобления, расчленения, замещения, аналогии. В психологии различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное воображение. Особую форму воображения образует мечта.
Подчёркнута связь воображения и творчества, все понятия адаптированы к старшему дошкольному возрасту, который имеет свои индивидуально-психологические особенности, которые необходимо учитывать, так как он является сензитивным для развития воображения. На сегодняшний день существуют как традиционные - программа воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой, так и инновационные программы художественно-эстетического воспитания (Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой), в рамках которых развивается воображение.
Занятия, проводимые с детьми в дошкольных образовательных учреждениях по типовой комплексной программе, достаточно мало способствуют развитию творческого потенциала личности ребенка.
В зоне особого внимания инновационной программы находится развитие у ребенка эстетического восприятия окружающего мира, воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, развитие воображения. Этому способствует работа по программе Лыковой Ирины Александровны «Цветные ладошки». Инновационная программа направлена на развитие как воссоздающего (представление), так и творческого воображения ребенка.

Во второй главе приводятся результаты исследования критериев творческого воображения после проведения занятий по типовой и инновационной программам и сравнительный анализ этих критериев.
Одним из показателей, определяющих уровень сформированности воображения ребёнка, является количественная продуктивность его деятельности, которая высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур.
Показатели количественной продуктивности у детей группы, работающих по инновационной программе становятся доминирующими и определяются как высокие. Результаты работ детей по типовой программе в сравнении показателей на среднем уровне.
Использование при анализе работ только данного критерия недостаточно, поскольку количественная продуктивность воображения не является единственной характеристикой этого психического процесса. Большинство психологов выделяют как одну из наиболее существенных сторон воображения оригинальность созданных им образов, в связи с чем в качестве одного из показателей при анализе выполненных композиций может выступать степень их оригинальности.
Результаты исследования представлены в виде диаграмм.
Проанализировав детские рисунки с точки зрения их оригинальности, необходима качественная оценка проявления воображения. Согласно данным таблицы, более высокие уровни сформированности воображения имеют дети, занимающиеся по дополнительной форме творчества. Для них характерна наиболее высокая представленность третьего и пятого качественного уровня на протяжении всего времени исследования.
Для получения наиболее полной картины уровней сформированности воображения можно провести дополнительный анализ детских работ по следующим критериям: использование предложенной фигуры в необычном пространственном ракурсе; наличие элементов динамизма в рисунках; разнообразие содержания созданных композиций.
При оценке детских работ по данному критерию отмечены ранее фиксированные проявления. Самый высокий процент динамичных композиций отмечен у дошкольников, занимающихся по содержанию инновационной программы, более низкие показатели в обычной группе.
И, наконец, анализ содержательной стороны созданных композиций позволил осуществить своего рода классификацию всех полученных изображений по признаку их принадлежности к определённой категории предметов. По данному критерию значимые различия между детьми отсутствуют, и те и другие дети имеют примерно одинаковые представления об окружающей их действительности, но у детей первой группы содержание представленных работ богаче.
На основании проведенного исследования, направленного на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, обучающихся по типовой и инновационной программам, можно сделать выводы: у детей двух подгрупп уровень развития воображения в начале исследования соответствует возрастному уровню психического развития и наблюдается нормальный уровень развития всех характеристик воображения.
Исходя из результатов сопоставления двух групп испытуемых, можно сделать вывод о том, что дети, обучающиеся по инновационной программе, демонстрируют результаты развития воображения выше результатов детей, занимавшихся по типовой программе.
Исследование по проблеме было направлено на развитие воображения дошкольников и апробирование инновационной программы. Данная тема изучаема, остается весьма актуальной, но не претендует на окончательное решение проблемы.
Выдвинутое предположение, что инновационная программа художественно - эстетического воспитания «Цветные ладошки» позволит развить творческое воображение детей старшего дошкольного возраста полностью подтвердилась.
Результаты данного исследования заинтересовали педагогов ДОУ. Дети, занимавшиеся по программе «Цветные ладошки» заметно активнее, раскованнее в суждениях, показали лучшие результаты и в других видах деятельности. В процессе проводимых занятий у ребят было более приподнятое настроение, они испытывали много положительных эмоций, мотивация к выполнению заданий устойчивая, что отражалось и на дальнейшей деятельности в течение дня.
Помимо развития творческого воображения необходимо отметить высокий уровень овладения навыками изобразительной деятельности, более полное освоение инструментов и материалов, что необходимо для формирования навыка письма в школе.
Программа «Цветные ладошки» действительно оказалась продуктивнее типовой, и для большей результативности занятия нужно начинать с младшего возраста.
Учитывая некоторые аспекты рабочих материалов, а также результаты деятельности дошкольников, были определены задачи по дополнительному образованию на новый учебный год, что отражено в перспективном планировании и циклограмме занятий.
Дошкольный возраст – сенситивный для развития воображения, поэтому целесообразным будет использование этой инновационной программы в остальных ДОУ нашего района, где руководители изобразительной деятельности творческие, неравнодушные, ищущие личности.
Спасибо за внимание!

15