«Методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей у обучающихся на занятиях по изобразительному искусству»


«Методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей у обучающихся на занятиях по изобразительному искусству»
Педагог: Закирова Е.Н. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Творческая деятельность детей не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.
В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции детей (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
А детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Практика педагогов показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий.
1. Раннее начало.
2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.
3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества
4. Мотивация задания.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Развивать творческую активность необходимо как можно раньше. И в этом деле огромную роль играют занятия изобразительным искусством.
Рисование популярно среди детей. Посещая наше творческое объединение, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по его рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.
В каждом задании на занятиях детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.    
В выполнении заданий обучащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, ладошкой, кистью, пером;  используют монотипию, кляксографию, штампы, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещают различные художественные материалы и т.д. Занятия по изобразительному искусству способствуют развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов.
Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Ценность таких работ состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые рисунки, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию.
Прекрасным средством для развития творческого воображения являются проведение занятий изобразительного искусства на природе. В ходе подготовки к занятию настраиваю детей на восприятие красоты природы. Предлагаю им обратить внимание на красоту травинок и цветов, сияние паутинок, на красоту коры деревьев, крыльев бабочек и жучков. На этих занятиях развивается не только внимание, но и ассоциативное мышление, речь. Использую метод сравнения, задаю вопросы (с чем можно сравнить, на что похож). У ребят развиваются умения всматриваться, наблюдать и анализировать.
 Для развития творческих способностей обучающихся на занятиях изобразительного искусства используются следующие методы обучения:
1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
2. Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.
3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.
4. Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности обучающихся в широкой палитре возможностей, приучаю четко выполнять ограничения.
5. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
6. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На занятиях я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи.
7. Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.
Уроки творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого слова педагога, его бесчисленных диалогов с детьми, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Сам кабинет, где проходят занятия творчества, должен напоминать «мастерскую-Храм», куда ребенок спешит, чтобы созидать, выдумывать, творить и получать от этого удовольствие. Ведь все это является составным элементом для развития духовной и творческой личности. Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить обучающихся. Только тогда можно говорить о результатах творческой деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение обучающихся к продуктивной деятельности.
Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у обучающихся ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ребенка. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира обучащихся, надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.
Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Для того чтобы у детей развивались творческие способности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.
Для формирования творческих способностей обучающихся, как правило, используются различные методы обучения, Для достижения этой цели определили следующие задачи:
1. Отобрать и внедрить в практику работы развивающие методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей .
2. Расширить эмоционально-интеллектуальный опыт обучающихся в процессе ознакомления с окружающей действительностью.
3. Обогатить предметно-развивающую среду: нестандартным оборудованием, техническими средствами обучения
4. Поддерживать личностные проявления детей в собственной творческой деятельности.
Решать поставленные задачи по развитию художественного творчества удается при соблюдении ряда условий:
1. Создание ''атмосферы творчества'', содержательной жизни ребенка, обогащение ее яркими впечатлениями.
2.Освоение художественно – творческой деятельности через общение с искусством.
3.Усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для детей событий.
4.Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при формировании их художественно - творческих способностей.
Использование разнообразных приемов и техник в изобразительной деятельности, предоставление ребенку прав выбора сюжета, композиции, материалов и средств обеспечивают ему возможность самовыражения, развития познавательных и художественных способностей, формирования художественного вкуса. Это достигается через использование интегрированного метода обучения, который является для обучающихся инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра.
В.А. Сухомлинский писал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
 Игра — это важнейший метод развития воображения, познавательных и творческих способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные, эстетические.
Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое - занимательное.
Игры, которые мы применяем в работе, составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.
На занятиях по изодеятельности используем такие игры, как:
- художественно-развивающие — «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам», «Три краски» и др.;
- дидактические — «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Составь натюрморт», «Далеко-близко», «Времена года», «Найди лишнее» и др.;
- графические — «Пантомимика», «Рисование по точкам», «Симметрия», «Дорисуй линии и фигуры» и др.
Использование приемов “Теории решения изобретательных задач” – ТРИЗ помогло мне превратить занятия с детьми в интересную и всегда новую игру, полную сюрпризов
Суть всех этих приемов состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход.
Что делать, если:
- нет кисточки? Чем заменить? – Пальцем, ладонью, поролоном, палочкой, спичкой и т. д.
- нет красок? Чем заменить? – Любой жидкостью, которая оставляет след: тушь, зеленка, молоко, грязь, сок фруктов и овощей и т. д.
- Во что можно превратить отпечатки ладошек
- Найти того, кто спрятался в кляксах (кляксография и монотипия).
- Перевоплотиться в кого-то или во что-то:
- в  яркое солнышко, сердитую тучку.
- в деревья (молодые и старые, добрые, злые, грустные, весёлые)
- в цветы - сказочные, весенние
- в свою семью (в образе любимых животных или птиц).
- в инопланетян на другой планете или на Земле.
Метод временных изменений (из настоящего в будущее или прошлое). Дети попадают в незнакомую обстановку, включается максимум воображения, умение выдумывать и фантазировать. Так появляются: - дома будущего, в которых вы хотели бы жить, одежда, которую будут носить.
Можно представить - как будешь выглядеть, когда будешь взрослым или что было на Земле до появления людей (животный и растительный мир в далеком прошлом).
Наконец, самое абстрактное, что нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни услышать, а можно только почувствовать – свое настроение. Как это изобразить? В этом случае невозможно управлять детским творчеством. Только сам ребенок может поделиться своими ощущениями с помощью цвета, движений и музыки. Это его мир.
  Таким образом, благодаря использованию развивающих методов и приемов, нестандартного оборудования детские работы стали более интересными, красочными, обогащенными и наполненными новым содержанием.
 Считаем, что все инновационные методы носят развивающий характер и способствуют формированию, развитию и совершенствованию познавательной активности  детей, развитию  гибкости мышления, воображения, что, несомненно, имеет большое значение при восприятии искусства и включении детей в активную творческую художественную деятельность.
  Анализируя  в конце учебного года  итоги диагностики художественных  способностей детей, мы видим рост показателей и можем сделать  вывод, что проводимая работа  дает возможность детям заниматься изобразительной деятельностью с удовольствием, что способствует большему раскрытию их творческих и художественных способностей.