Система работы учителя по подготовке к ЕГЭ по химии


Муниципальное образовательное учреждение
Шараповская средняя общеобразовательная школа
Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по химии
Выступление на заседании РМО учителей естественных дисциплин
Подготовила: учитель биологии и химии
А.И. Каравашкина
Февраль 2015 г.
Учащиеся нашей школы принимают участие в ЕГЭ по химии с 2009 года. За это время сложилась собственная система работы по подготовке выпускников средней школы к экзамену. Она включает в себя следующие направления:
Направления педагогической деятельности по подготовке к ЕГЭ по химии учащихся 11 классов
-ежегодное изучение демоверсий, спецификации и кодификатора, списка рекомендуемой литературы, методических рекомендаций НИРО, анализа результатов ЕГЭ по химии на федеральном и региональном уровне.
-участие по данной теме в вебинарах кафедры естественно-научного образования НИРО
- оформление в кабинете стенда, папок «Готовимся к ЕГЭ по химии»
- формирование в кабинете химии систематизированной картотеки тематических заданий с ответами
- использование интернет-ресурсов и медиатеки кабинета
- пробные экзамены
-работа с бланками ЕГЭ
-диагностические работы и контрольные работы по темам школьного курса химии в формате ЕГЭ
-обобщающие лекции по темам школьного курса химии
- элективные и факультативные курсы
-практические работы и лабораторные опыты как необходимое условие подготовки учащихся к выполнению задания части С
-особые подходы к обучению решению химических задач
Неотъемлемой частью работы учителя по подготовке выпускников к ЕГЭ является изучение документации: спецификации, кодификатора, демоверсии по предмету, что позволяет выявить изменения в КИМах текущего года.
Изменения в ЕГЭ по химии в 2015 году по сравнению с 2014 годом следующие:
Изменена нумерация заданий: она сквозная –с 1по 40. Работа состоит теперь не из трёх частей А,В,С, а из двух: части 1, в которой объединены задания бывшей части А и В и части 2, требующей развернутого ответа (бывшей части С).
Уменьшено число заданий базового уровня сложности с 28 до 26 заданий.
Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1-26: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.
Максимальный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы 2015 года составляет 64 (вместо 65 баллов в 2014 году).
Изменена система оценивания задания на нахождение молекулярной формулы вещества. Максимальный балл за его выполнение – 4 балла.
Работу по подготовке к ЕГЭ по химии в 11 классе начинаю с разработки тематического планирования. 50% уроков посвящаются изучению материала 11 класса, 50% рассчитаны на повторение. Приоритетные направления подготовки выбираю с учётом аналитических материалов по результатам ЕГЭ предыдущего года на уровне федеральном, региональном, школьным. Анализ показывает, что у учащихся вызывают затруднения химические свойства веществ как органических, так и неорганических.
ЗаданиеВ5: Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ
А) O2
Б) CO2
В) Zn(OH)2
Г) KI 1) C, ZnS, FeO
2) HCl, Na2O, NaOH
3) Br2, AgNO3, (CH3COO)2Pb
4) Mg, NaOH, CaO
5) S, Na3PO4, HCl

Статистические данные анализа ЕГЭ 2014 года показывают, что средний процент выполнения заданий В 5 составляет 34%. Решение подобных заданий требует применения знаний не только об общих свойствах вещества как представителя определённого класса веществ, но и специфических свойств конкретного неорганического вещества» - сказано в методических рекомендациях по некоторым аспектам совершенствования преподавания химии на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ.(Снастина, Каверина).
Глубокой ошибкой учителя при организации подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является такой подход, при котором заданий данного типа из вариантов ЕГЭ без предварительного повторения свойств неорганических веществ. В этом случае учитель станет простым транслятором правильных ответов на фоне кажущейся активной работы по подготовке к экзамену, но её эффективность будет крайне низкой. Нужна целенаправленная подготовка и приступать к выполнению заданий такого рода ранее, чем в мае-апреле просто нецелесообразно.
Неорганических веществ достаточно много. Поэтому провожу уроки или факультативные занятия по таким темам:
Тема «Галогены» в заданиях ЕГЭ
Тема «Щелочные металлы» в заданиях ЕГЭ
Тема «Тема «Подгруппа углерода» в заданиях ЕГЭ
К таким урокам разрабатываю тренировочные, контрольные и домашние задания, здесь же присутствует теоретический материал и химический эксперимент. Задания содержат: цепочки превращений, расчётные задачи, установление соответствия между правой и левой частями уравнений, расстановку коэффициентов методом электронного баланса. К каждому уроку получается своеобразная рабочая тетрадь с избыточным количеством заданий, что позволяет организовать работу учащихся в индивидуальном темпе. Для разработки таких уроков используется открытый банк заданий на сайте ФИПИ, пособие, разработанное кафедрой НИРО. Специфика таких учебных занятий состоит в том, что за короткий промежуток времени приходится охватывать огромный объём теоретического материала и отдавать предпочтение виртуальному эксперименту.
Практически по всем темам 11 класса контрольные работы составлены в формате ЕГЭ: «Периодический закон», «Строение вещества», «Химические реакции». По разделу «Вещество» провожу три контрольных работы- по темам: «Металлы», «Неметаллы», «Органические вещества».
Почти на каждом уроке в 11 классе организую 10-ти минутную работу по повторению, предусматривающую выполнение учащимися 10 заданий по пройденному материалу из вариантов ЕГЭ 2015 года по следующей схеме:
1 урок – задания №1-№10
2 урок-задания №11-21 и т.д.
Такие мини-диагностические работы позволяют выявлять «проблемные» поля у каждого учащегося и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты.
Направления педагогической деятельности по подготовке к ЕГЭ по химии учащихся 8-10 классов
- отбор содержания изучаемого материала
- контрольные работы в формате ЕГЭ
-включение в структуру урока заданий ЕГЭ
Успех по подготовке к ЕГЭ по химии во многом зависит от того, насколько методически грамотно учитель заложил у учащихся фундамент химических знаний в 8 классе. Поэтому при изучении важнейших классов неорганических соединений уделяю особое внимание формированию умений составлять формулы веществ, для этого на каждом уроке во 2 и 3 четверти провожу пятиминутки по работе с тренажёрами, тренировочными карточками, химические диктанты. При этом широко использую само- и взаимопроверку в целях повышения ответственности учащихся за результаты выполнения работы, развития «химической зоркости». Считаю, что добиться высокой мотивации к изучению предмета (а следовательно, иметь учащихся, выбравших химию) можно через ориентацию на осознанное восприятие учащимися учебного материала. Ведь давно известна аксиома: ученику интересно то, что ему понятно. Поэтому к уроку произвожу тщательный отбор содержания, стремлюсь преподнести его в привлекательной для учащихся форме, немало времени отвожу на продумывание логики построения урока.
Глубоко убеждена, что каждый его этап должен иметь познавательную ценность и обусловленность. Всё это вместе со схемами-опорами, самостоятельно сформулированными учащимися выводами, словесно-логическими взаимосвязями, практико-ориентированными заданиями делает урок целостным, а знания учащихся системными. В выстроенной самим учащимся системе легче выявить и восполнить пробелы, отыскать необходимое для решения практической задачи знание. Все эти практические приёмы вытекают из теоретических основ компетентностного подхода к обучению, в основе которого лежит утверждение, что в современных условиях на первое место выступает не само знание, а умение применить его на практике.
Стремясь повысить практическую направленность уроков химии, отхожу от традиционного принципа обучения «от теории к практике». Например, при изучении химических свойств и способов получения нового класса углеводородов в 10 классе в начале урока предлагаю не изучить теоретический материал по учебнику, а осуществить цепочку превращений, используя учебник как источник новых знаний. В этом случае теоретический материал оказывается актуальным, востребованным, в большей степени значимым, а знания приобретаются в ходе активной деятельности.
Особую роль в системе подготовки к ЕГЭ отвожу химическому эксперименту - реальному или виртуальному. За годы работы убедилась в том, что практически любой эксперимент может быть преподнесён учащимся в проблемном ключе, поэтому крайне редко использую эксперимент как иллюстрацию сказанного или прочитанного в учебнике. Эксперимент-это индуктор, предмет дискуссии, познавательная задача, проблемный вопрос или наоборот - ответ на него, источник знаний.
Возвращаясь к вопросу о затруднениях, с которыми сталкиваются учащиеся на ЕГЭ при выполнении заданий на знание химических свойств веществ (и в особенности специфических), отмечу, что от выпускников требуется знание качественных реакций, что подтверждает, например, задание № 32 демоверсии 2015 года.
Задание. Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого их можно различить.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ РЕАГЕНТ
А) NH3(р-р) и H2O

Б) KCl и NaОН

В) NaCl и CaCl2

Г) FeCl3 и MgCl2 1) HCl

2) KI

3) HNO3

4) KNO3

5) CuSO4
Поэтому на уроках в 9 классе часто решаем практические задачи на распознавание веществ, находящихся в пробирках без подписей, которые якобы перепутал или забыл подписать лаборант, случайно перепутал учитель или ученик. Подобная форма преподнесения задания является привлекательной для девятиклассников, носит практико-ориентированный характер. Задание способствует повторению качественных реакций на неорганические вещества, новые знания включаются в систему ранее полученных.
Невозможно добиться успеха на экзамене без сформированного в 8-9 классах умения решать задачи. Для его формирования отвожу специальные уроки. Уже в 8 классе по теме «Массовая и объёмная доли компонентов смеси» предлагаю задачи на разбавление, концентрирование и смешивание растворов. Стремясь к пониманию учащимися сущности решаемых задач, осознанности, разрабатываю задачи взаимообратные, предоставляю учащимся возможность работать в индивидуальном темпе, сравнить свой вариант решения с образцом, самостоятельно находить ошибки. Предлагаю разные способы нахождения массы чистого вещества по известной массовой доле примесей, массы или объёма продукта по массовой (объёмной ) доле выхода – по формуле, по пропорции. Тем самым реализую индивидуальный подход.
Таким образом, главной задачей учителя по подготовке выпускников средней школы к ЕГЭ по химии я считаю организацию системы повторения ранее изученного материала на основе заданий в формате ЕГЭ, структурированных по тематическому принципу. Вместе с учащимися мы пришли к выводу: путь к успеху на ЕГЭ по химии начинается в 8 классе, а не в 11.