Подготовка к ГИА. Из опыта работы учителя математики.


Подготовка выпускников к итоговой аттестации по математике в 9 классе.Удачи и затруднения. Из опыта работы учителя математики Муравейко АА.
Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы.
Совсем немного времени осталось на подготовку выпускников к итоговой аттестации. Хочется ещё раз вернутся к причинам положительного опыта и неудач в подготовке к ГИА предыдущих лет и этого года.
При неоднозначном отношении к ЕГЭ мы вместе с тем понимаем, что такая независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя и всего пед. Коллектива школы, прежде всего ориентации на результат, который может быть, достигнут лишь в процессе продуманной, целенаправленной, систематической работы по приведению знаний обучающихся к требованиям ОГЭ.
В работе по подготовке учащихся выделяю следующие этапы:
1)этап Информационный. Информационная работа проводится в двух направлениях: с учащимися и их родителями. Учащихся знакомятся с особенностями итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, критериями оценивания заданий с развернутым ответом, условиями проведения экзамена, правилам заполнения бланков.
При организации работы с родителями учащихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения ГИА. В начале учебного года, обычно проводится родительское собрание с приглашением учителей- предметников. На этих собраниях родители знакомятся с планом работы на учебный год по подготовке выпускников к итоговой аттестации по математике; структурой контрольно измерительных материалов (КИМов) по математике; рассказывают о формах заданий и поясняют подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы; анализируют содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращают внимание родителей какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик, анализируют удачи и неудачи и их причины в прошлых учебных годах, знакомятся с нормативными документами.
Динамику роста или неудач учащихся регулярно показывают и обсуждают с родителями на последующих собраниях в течение учебного года, призывая родителей участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей. Большую роль в этом играет портфолио ученика.
2)этап Мониторинг и диагностика Регулярно рекомендуют педагоги проводить в выпускных классах диагностические работы, которые позволяют проверить уровень усвоения материала и определить пробелы в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися. Мониторинг и диагностику планируют на основе экзаменационных материалов.
Работая с КИМами, такую работу проводят многие педагоги, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок для запоминания).
После проверки работ учителя выписывают все допущенные учащимися ошибки, фиксируют их на листе учета и контроля знаний.
3)этап Организация повторения: на уроке; на консультациях, самостоятельно дома. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение разделов курса алгебры 7–9-х классов и математики 5–6-х классов и систематический мониторинг продвижения отдельных учащихся по ликвидации пробелов за основную школу. С этой целью ведется журнал учета затруднений учащихся.
Предлагаю на каждом уроке, включать материал на повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ОГЭ. При объяснении нового материала и его первичного закрепления полезно показать, как эта тема выходит на ОГЭ. Предлагаю при этом продемонстрировать на уроках всё разнообразие заданий из первой и второй части( в зависимости от контингента учащихся, их уровня знаний и мотивации). Дома предложить самостоятельно учащимся найти подобные задания в сборниках КИМ.
Полезно организовать заключительное повторение, используя технологию разноуровневого обучения.
Сначала можно провести диагностику всех учеников класса по качеству усвоения каждой темы, входящей в материалы ОГЭ. Эта диагностика осуществляется как в течение года, так, в большей степени, по результатам тренировочных работ.
По результатам диагностики можно определить набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. В соответствии с этим спланировать временное и тематическое распределение материала на этап заключительного повторения.
Систему уроков заключительного повторения строю блочно: «Уравнения и неравенства», «Числа и вычисления», «Функции, их свойства и графики», «Треугольники», «Статистика и вероятность» и т.д.
4) Решение задач ЕГЭ на уроках и консультациях, при этом можно начинать с заданий обязательного уровня, затем постепенно их усложнять, учитывая индивидуальные особенности ученика. Предлагать домашние тренировочные работы.
5)этап Обучение «технике сдачи теста»:
-отдельные учителя обучают строгому самоконтролю по времени (все тренировочные, диагностические работы проводят с жестким ограничением времени.)
Занятия по подготовке к тестированию всегда проводят в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжелый для уч-ся на первых порах, но привыкнув к этому, они затем чувствуют себя намного спокойней и собраннее); -стратегии выполнения теста - определять трудность заданий; применять приём «спирального движения» по тесту, отметить то, что кажется простым, понятным и лёгким, выполнить задания, которые можно выполнить без раздумий.
- знакомить с приёмом «прикидки» результата подстановкой;
- также обучаю учащихся внимательному и осмысленному прочтению текстов задач, в том числе и геометрических, а также выбору оптимальной стратегии их решения.
Не менее важным является необходимость формирования у выпускников следующих умений:
-быстрее переключатся с одного типа заданий на другой.
-выбирать оптимальную стратегию при решении как одной задачи, так и всей работы в целом;
- проверять полученный результат решения.
Развертывание внешних действий с проговариванием, переписыванием условий, рисованием схем и планов, подробным расписыванием арифметических действий и проверкой ответа является необходимым условием в работе со слабоуспевающими учащимися.
Такой вид учебной деятельности особенно актуален как одна из форм предотвращения ошибок и описок, связанных с невниманием и с низким уровнем сформированности умений и навыков.
6)этап Контроль знаний. Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.
В систему контроля включаю ведение диагностической карты затруднений учащихся, карта учета успехов и неудач, портфолио учащегося. 
Разработанная система контроля знаний, умений и навыков учащихся позволит:
во-первых, постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме, своевременно принимать меры по восполнению пробелов;
во-вторых, повысить мотивацию учащихся к учебе;
в-третьих, привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей. 
Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно - ориентированного подхода.
Для реализации такого подхода в учебном плане 9 класса имеется 1 час предпрофильных курсов - занятий по математике в рамках подготовки к ОГЭ. Кроме того, систематически проводятся дополнительные консультации индивидуально – группового характера.
Учащиеся часто ошибаются в вычислениях при решении заданий практико - ориентированного характера, чем в применении алгебраических алгоритмов. Поэтому рекомендую решить задачу по формированию навыков самопроверки при выполнении заданий 1 части, повторить темы, необходимые для решения определенных заданий части 2.
Осуществляя межпредметные связи, повторение лучше согласовать с педагогами других предметов, например, физикой, химией и другими предметами.
На уроках геометрии организовать обобщающее повторение планиметрии (основные понятия.В связи с введением обязательного ОГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого.
Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно.
Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке лучше отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби , то в старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Например, на уроках математики устный счет по темам:
7 класс: Формулы сокращенного умножения. Решение простейших линейных уравнений. Действия со степенью.
8 класс: Линейные неравенства и числовые промежутки. Решение простейших линейных неравенств. Решение квадратных уравнений рациональными способами. Арифметический квадратный корень и его свойства.
9 класс: Решение неравенств. Простейшие тригонометрические задачи. Действия со степенями. Систематическая работа с устным счетом способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение многих заданий. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.
Обязательное знание правил и формул. Для этого при решении заданий КИМ ведем базу знаний, куда заносим основные законы и теоремы, используемых в данной задаче.
С 2015г подготовку к ОГЭ я начинаю на ранних этапах, начиная с 7 класса.
Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендовать учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.
Особенно хорош сайт системы обучения Гущина.Ссылка на сайт: https://sdamgia.ru/
При использовании этого сайта учащиеся могут организовать свою самостоятельную подготовку очень продуктивно, а учитель может принимать в ней активное участие в дистанционном режиме.
Обязательной составляющей процесса обучения, должно стать умение учащихся анализировать свои возможности. Поэтому необходимо учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; и учить их оценивать результаты своего труда.
Успехов в сдаче учениками экзаменов достичь можно только совместными усилиями ученика, родителей, учителей - предметников, классного руководителя, администрации школы , то есть только при комплексном подходе всех заинтересованных лиц в подготовке учащихся к ОГЭ.
Условия высокой результативности в 2014 – 15 угВ ходе подготовки к государственной (итоговой) аттестации особое внимание уделялось заданиям на вычисления, работу с числами, преобразованию выражений, текстовым задачам и работе над текстом;
Достаточно высокий уровень УУД учащихся.
Активное привлечение учащихся к самостоятельной работе, использование дистанционного обучения с использованием интернета.
Высокая активность учащихся при самоподготовке, хорошие навыки самоконтроля.
Высокая мотивация учащихся.
Мотивированность родителей на получение детьми хорошего образования, участие родителей в подготовке (контроль), отсутствие детей из неблагополучных и проблемных семей.
Система работы, при которой все предметы школьного курса работают на подготовку к ГИА.
Объективный подход к выставлению оценок, как по итогам года, так и по итогам четвертей.
Изменить систему оценивания результатов обучения учащихся с учетом рекомендаций по планированию и оценке системы знаний учащихся вносимых ФГОС 2 поколения.
Системный подход в подготовке к ГИА, основанный на создании учебного портфолио ученика.
Затруднения при подготовке учащихся к ГИА.
Отсутствие мотивации учащихся и их родителей в высоких результатах.
Низкий уровень УУД, самостоятельности, самоконтроля, неумение организовать свою деятельность.
Самоустранение родителей от участия в подготовке к ГИА.
Низкие вычислительные навыки учащихся, навыков работы над текстом;
Отсутствие навыков (или их низкий уровень) построение математической модели текстовой задачи.
Низкий теоретический багаж знаний.
Неумение учащихся настроить себя на работу в новых условиях, быстрая утомляемость, неумение преодолевать посильные трудности.