Планирование работы по подготовки к ГИА. Обобщение опыта работы учителя математики.


Организация работы с обучающимися, имеющими разный уровень подготовки
по математике.
Разетдинова Эльвира Ахнафовна,
учитель математики первой категории .г. Нефтекамск, 2015 г
Согласно профессиональному стандарту мы, педагоги, должны включать в учебный процесс всех детей с разными способностями. Одни ученики должны достичь определенного объективно обусловленного уровня математической подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающими хорошими математическими способностями, должны добиться более высоких результатов.
Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга.
В одном классе можно наблюдать школьников с крайними противоположными друг другу уровнями развития (от высокого до низкого).
В данной ситуации учитель вынужден выбирать формы и методы обучения, направленные на достижения результатов средними учениками. Но при этом слабым ученикам уделяется недостаточное внимание, а сильные и талантливые ребята и вовсе выпадают из поля зрения учителя.
При таком отношении сильные ученики теряют интерес к учению, им становиться скучно на уроках, и в результате к концу обучения талантливые дети превращаются в посредственных учеников.
Что же касается слабых учеников, то задания среднего уровня кажутся им непосильными. Появляется ощущение неполноценности, боязнь высказывать свои суждения при ответах. Из-за этого такие ученики, в конце концов, отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используя обходные пути: механическое заучивание, ожидание подсказок, списывания. Как правило, у слабых учащихся возникает отвращение к учению.
Поэтому для меня, как учителя, главная цель: вовлечение в учебный процесс всех учащихся, как вне урока, так и на уроках математики, обеспечивающих возможность каждому ребенку развивать свои способности, самостоятельно приобретать новые знания, развивать их интеллектуальную и нравственную культуру, помощь каждому успешно сдать выпускные экзамены ОГЭ и ЕГЭ.
5-6 классы.
Обучение в основной школе дети начинают с 5 класса. Итогом обучения в основной и в средней школе является государственная итоговая аттестация, и одним из обязательным экзаменом является экзамен по математике, п.э. подготовку я начинаю с 5 класса. Сокращение количества часов, отведенных в программах, приводит к тому, что многие вопросы, сформулированные в стандартах по математике, остаются недостаточно проработанными.
1. Приходя в 5 класс в связи с трудностью предмета многие дети теряют интерес к математике. Следовательно, возникает необходимость привлечь внимание тех обучающихся, которым интересна математика и ее приложения, а также тех обучающихся, которым математика и ее приложения кажутся скучными и неинтересными. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов это сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку. Я 2012 году при БИРО защитила программу дополнительного образования по математике « Математика в сказках». Программа предназначена для обучающихся 5-6 классов, и для организации кружковой работы в рамках дополнительного образования детей. Программа рассчитана на 34 часа. Периодичность занятий – 1 раз в неделю в течение 1 учебного года.
Авторская программа дополнительного образования заинтересует ребенка к углубленному изучению математики. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений (Приложение 1)
2.Если вспомнить, что тестирование  стало одной из основных форм проверки знаний, включая ЕГЭ и ОГЭ, то понятно: чем раньше ребёнок научится проходить тесты на уроках математики, тем легче ему будет сдавать выпускные экзамены. Поэтому тесты по математике являются планомерной реальной подготовкой к экзаменам. Школьника полезно  знакомить с системой тестов на уроках математики уже в 5 классе – и к 9 классу он будет готовым к итоговой аттестации. Для этого я создаю учебный материал (по типу ЕГЭ и ОГЭ) и использую готовые печатные и электронные пособия.
7-8 классы.
Основная подготовка выпускников к ОГЭ по математике, осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и гораздо раньше, начиная с 7 класса. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к выпускным экзаменам.
1) Провожу исследование демо-версий ГИА по математике последних лет, взятые на сайте www.fipi.ru. Анализирую результаты прошлых лет, делаю выводы.
2) Соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 7-8 классах.
3) Осуществляю подбор необходимой литературы: дидактические материалы, тесты и др.
4) Ещё одной важнейшей составляющей моей работы по подготовке к экзаменам, считаю условное разбиение учащихся на группы. Это делаю для того, чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих. Таким образом, выделяю три основные группы: высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа «риска».
Учащиеся, имеющие средний уровень математической подготовки, могут без особого труда усваивать программный материал на уроке, практически всегда справляются с предложенными заданиями, получая удовлетворительные отметки.
Дети с повышенной мотивацией к обучению математике без труда овладевают материалом, проявляют интерес к изучению предмета. С ними строю работу, проводя индивидуальные консультации. Рекомендую им использование интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену.
В группе «риска», как правило, слабоуспевающие ученики. Им не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С этими ребятами я занимаюсь дополнительно после уроков, в определённый день. Отрабатываю те задания, которые вызывают у них затруднения. «Натаскиваю» их примерами и задачами подобного характера. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ОГЭ.
Особое внимание на уроках стараюсь уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. При повторении и изучении нового материала учитываю рекомендации психологов: материал хорошо запоминается, если его повторять на 3, 7 и 11 уроках после объяснения.
Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций.
Мне часто помогает в работе Интернет. Я считаю, что начиная с 7-8 классов, следует предлагать учащимся тренировочные задания, тесты и зачеты. Работу учащихся необходимо контролировать, консультируя их по заданиям, в решении которых они испытывают трудности.
В течение всего учебного года в контрольные и самостоятельные работы обучающего характера включаю различные формы заданий: задания с выбором ответа, с кратким ответом, а также стандартные для математики задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным объяснением.
Например, в курсе алгебры 7 класса во второй четверти изучается тема: «Функции». В начале работы по изучению данной темы предлагаю учащимся познакомиться (хотя бы фронтально) с демонстрационными версиями ОГЭ прошлых лет, тренировочными контрольными работами для 9-ых классов (использую раздаточный материал, показываю электронные версии на образовательных ресурсах). Таким образом, вместе с учениками мы выделяем ряд заданий, над которыми уже можем начать работу в 7 классе. На уроках по данной теме предлагаю индивидуальные карточки, как при проверке домашнего задания, так и на закрепление. Не забываю при этом о тех трёх группах, на которые условно делю каждый класс. Т.е. карточки носят дифференцированный характер.
В таких заданиях обязательно применяю элементы тестирования, акцентируя внимание учеников на ОГЭ.
При проверке домашнего задания применяю разного рода устные упражнения, используя элементы тестирования.
Перед проведением тематической контрольной работы по этой теме даю проверочную или самостоятельную работу, или предлагаю тесты (на выбор учащимся). Таким образом, мы с учениками уже в 7 классе начинаем работу по подготовке к итоговой аттестации.
В 8 классе, несомненно, тема решения квадратных уравнений является основополагающей и очень важной. Поэтому я подвожу восьмиклассников к её изучению таким образом, чтобы у них не возникал вопрос «Почему эта тема так важна?» Учащимся 8 класса я также предложила ознакомиться с вариантами ГИА (подготовила презентацию, составленную из бланков ОГЭ и ЕГЭ), и мы вместе вычленили ряд заданий, для выполнения которых необходимы умения решать квадратные уравнения. Для повышения интереса к теме стараюсь готовить презентации, которые помогают учителю подойти творчески и к объяснению нового материала, и к закреплению темы, и к контролю знаний и умений учащихся. Тем более, в учебно-методической литературе в изобилии содержатся задания по данной теме.
Например, предлагаю в конце изучения данной темы тесты следующего содержания: ( Приложение 2)
При работе в среднем звене не оставляю без внимания и рассмотрение задач геометрического характера. Начиная изучать геометрию в 7 классе, дети, зачастую, сталкиваются с рядом трудностей и непонимания требований к ним. Ведь до 7 класса они привыкли видеть другую математику. И снова привожу примеры того, что часть заданий геометрического характера также есть в КИМах. Поэтому и на уроках геометрии выделяю задания, наиболее часто встречаемые на экзаменах. Подбираю тесты по разным темам. Например, по теме: «Площади фигур»
Таким образом, в своей работе по подготовке к ГИА и выработке у учащихся среднего звена ответственного отношения к предстоящим испытаниям в 9 классе, я использую:
- самостоятельные и проверочные работы в форме тестов;
- дифференцированные карточки с элементами тестирования;
- тематические контрольные работы организую таким образом, чтобы приучить учащихся к форме самого экзамена (т.е. часть заданий контрольной работы – это тестовые задания, другая часть – требует решения);
- переводные экзамены из 7 в 8, и из 8 в 9 классы также провожу в форме ГИА, используя задания из демонстрационных вариантов при этом, время, отведённое на экзамен сокращается до 2-х часов;
- использую ресурсы кабинета математики, в котором имеется необходимая учебно-методическая литература, раздаточный материал, документация;
- кроме этого, рекомендую детям использовать Интернет-ресурсы для самостоятельного прохождения тестов он-лайн по тем темам, которые уже были изучены.
Мой девиз: «Не откладывайте до 9 - 11 классов! Заложите прочный фундамент знаний уже сейчас!»
9 класс.
1.Работа с родителями.
Посетила родительское собрание, познакомила родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в КИМах, с порядком проведения экзамена, структурой теста, системой оценивания (особое внимание обратила на то, что для получения положительной отметки необходимо решить от 8 до 15 заданий). Каждому родителю раздала памятку по подготовке к экзаменам, таблицы с системой оценивания, инструкции по выполнению Кимов, по заполнению бланков, с адресами сайтов и показала, как пользоваться ими. На каждом родительском собрании знакомила родителей с успехами и теми проблемами, которые возникли у ребят во время учебы и подготовки к экзаменам. Со многими родителями совместно с детьми приходилось встречаться и работать в индивидуальном порядке. Для учащихся и их родителей провели совместное родительское собрание, где знакомили с организацией и проведением ОГЭ по алгебре в 9 классе и с тем как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.
2. Специфика класса и уровень знаний по предмету.
Класс делиться на 3 группы.
ГПП ГВН ГПО
группа педагогической поддержки группа возрастной нормы группа продвинутого обучения
учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».
таких учеников в классе15.
8-15 заданий на ГИА. учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями, т.е. применять ЗУН в измененной ситуации.
таких учеников в классе8.
16-19 заданий на ГИА. Учащиеся, которые умеют решатьзадания самой высокой сложности т.е. применять ЗУН в новой ситуации.
таких учеников в классе нет.
20-34 задания на ГИА.
Для каждой группы ставятся задачи индивидуально.
ГПП ГВН ГПО
1)должны выучить всю теорию;
2)научиться решать все типы заданий базового уровня;
3)на к.работах, тестах и зачетах не списывать. 1)должны выучить всю теорию;
2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;
3)уметь объяснять, почему так решаешь;
4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии. 1)должны выучить всю теорию;
2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;
3)уметь объяснять, почему так решаешь;
4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии;
5)знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами.
1)прорешивать д/з и тесты;
2)если получишь «2», то отработать(но не более 2 раз) 1)прорешивать д/з и тесты;
2)если получишь «2» или «3», то отработать(но не более 1 раза) 1)прорешивать д/з и тесты;
2)если получишь «3» или «4», то отработать(но не более 1 раза);
3)посещать элективные курсы;
4)прорешивать все дополнительные задания.
3. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ГИА:
-консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
-консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);
-индивидуальные консультации.
4. Систематическое включение в устную работу заданий из открытого банка задач (прототипы заданий 1,2, 6,8).
5. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из Кимов.
6. Использование в домашних заданиях материалы Кимов. В первом полугодии д/з задавала из сборника Кимов: 4- 5 заданий из варианта или несколько заданий из этого сборника по новой теме. Те задания, которые вызвали затруднения, разбирали на следующем уроке.
7. Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля. В контрольные и тестовые работы включала задания из открытого банка задач. Обязательно добивалась того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходилось выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).
Чтобы решить эту задачу, есть справочный материал.
Он составлен в виде карточек, в которых в доступной форме изложены основные темы математики, основные формулы, приведены образцы решения заданий (карточки-помощники). ( Приложение 3)
Материал расположен в одной папке и лежит на каждом ученическом столе.
Такой справочный материал имеет много плюсов:
-кроме девятиклассников с ним работают и учащиеся 7-8 классов;
-для слабых учеников даны образцы примеров по каждой теме;
-он помогает ученикам ликвидировать пробелы в знаниях по определённой теме.
Во время итогового повторения и изучения нового материала ребята заполняли и использовали на уроках и дома блокноты с формулами, которые помогали при решении заданий, а при систематическом использовании в работе блокнотов формулы и алгоритмы решений быстрее запоминались.( Приложение 4)
8.Во втором полугодии начала тематическое повторение.
Повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение - это тематические тесты (бумажный и электронный варианты) (Приложение 5)
Преимущества тематического теста:
-в нём собраны разные задания по одной теме;
-на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;
-по такому тесту удобно проводить повторение, осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.
9.Со второго семестра для повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий. ( Приложение 6)
В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:
-Интернет-сообщество учителей
-Сеть творческих учителей
-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
-Информационно-методический сайт.
10.Систематическое повторение учебного материала.
Итоговое повторение построила исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ОГЭ (прошлых лет и новые с геометрическим материалом)
Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain (см.сайт Савченко Е.М.), а также работы, размещённые на сайте СтатГрада.
Для этого использовала презентации с сайта Каратановой Марии Николаевны.Эти презентации помогли мне построить систематическое повторение и отработку навыков (показать презентации).
Можно использовать презентации, сделанные другими учителями. С этой целью полезно посещать сайты «Интернет – сообщество учителей», «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Информационно методический сайт» и другие.
Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к итоговой аттестации открывает огромные возможности:
-компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,
-поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,
-богато иллюстрировать материал,
-трудные для понимания моменты показать в динамике,
-повторить то, что вызвало затруднения,
-дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, быстро повторить теоретический материал.
Особенно эти презентации помогают при итоговом повторении теоретического материала по геометрии. (Электронный учебник по геометрии).( Приложение 7)
11. Со второго полугодия проводиться работа по заполнению бланков. Обращала внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д. Ответы в тетрадях и на доске записывали в клеточках.
12. Решение большого числа тестов. С конца декабря в классе, на дополнительных занятиях и дома решали большое количество тестов. Причем у каждого ребенка были разные варианты. Ответы проверялись и те задания, в которых была допущена ошибка разбирались (после уроков дети сдают зачет, ведется мониторинг, диагностическая книжка) Даже после отработки алгоритмов дети продолжают допускать ошибки при вычислении, в знаках, при верном решении могли записать неверный ответ. ( Приложение 8)
13. Со 2 полугодия начала подготовку решения заданий второй части.
Для этого сначала использовала дополнительные занятия, на которые приглашала более подготовленных ребят. Им в течение всего учебного года даю д/задания из 2 части. А на уроках итогового повторения разбираем эти задания со всем классом.
Большая работа проводиться с родителями, которые приглашаются для индивидуальной беседы, это помогает усилить контроль над выполнением заданий и выучиванием теоретического материала.
14.Кружок по математике (для подготовки к экзаменам).
Эти дополнительные 2 часа дают возможность отработать 4 большие темы:
1.Преобразование алгебраических выражений;
2.Решение уравнений и неравенств;
3.Решение текстовых задач;
4.Решение геометрических задач.
Работу по каждой теме начинали с повторения теории и формул, отрабатывали решение простейших заданий и постепенно переходили к решению заданий по этой теме из 2 части.
15. Методическая разработка по подготовке к ГИА.( Приложение 9)
Методическое пособие предназначено учителям, ученикам с любым начальным уровнем подготовки, а также их родителям.
Структура программы методической разработки состоит из теоретических и практических образовательных заданий, каждое из которых реализует отдельную задачу.
Все образовательные задания предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельно-практического опыта.
Практические задания помогают развить у детей творческие способности, умение создавать красивые решения базовых задач.
Освоение содержания предполагает учебные достижения базового уровня.
Главная цель учебной программы - вывести каждого ученика на решение задач, помочь ему получить результат, почувствовать уверенность в собственных силах.
Такой подбор, фронтальная и самостоятельная работа по их решению позволяют
Учителю:
- «упростить» процесс подготовки к ОГЭ и ЕГЭ для учителя и учащихся
(подбор и составление многовариантных заданий для учителя, владеющего ПК, не является трудоемким);
- разнообразить работу с учениками разной степени подготовленности;
- уменьшить время проверки самостоятельной работы.
Учащимся:
- выстроить собственную цепочку действий (алгоритм) в результате «неизвестная задача» приобретает «знакомое звучание»;
- отработать навык решения задач на основе серии подобных задании с минимальными затратами времени;
- нарешать большой набор прототипов и аналогичных задач;
- некоторым ученикам научиться самостоятельному составлению подобных задач, используя имеющиеся ресурсы.
Представляется ценным то, что учебный процесс осуществляется в сотрудничестве: учитель- ученик, ученик- ученик. ( Методическое пособие).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проводились диагностические работы в течение учебного года для анализа динамики эффективности образовательного процесса. Как видно из диаграммы, каждый ребенок сделал небольшой, но значительный шаг в процессе развития своих способностей. Проведенное исследование показало положительную динамику.

Мною, вместе с администрацией школы, были проанализированы результаты диагностик, мы констатируем стабильность положительных результатов.
( Приложение 10)
Выводы:
Улучшение показателей в работе дает основание считать намеченные пути правильными, а методические приемы по дифференцированному обучению заслуживающими внимания.
Я не считаю свой результат конечным. Необходимо и далее разрабатывать и совершенствовать приемы и методы дифференцированного обучения.
Анализируя проделанную работу можно сделать ряд выводов:
1)Удалось достичь основной цели работы - выработать ряд методов, включенных в обычные программные уроки и позволяющих овладеть приемами дифференцированного обучения, следовательно, облегчить усвоение материала и активизировать творческие способности школьников.
2)Результатом проведенной работы является несколько методических рекомендаций:
-В целях совершенствования преподавания математики целесообразна дальнейшая разработка новых методик использования нестандартных и творческих заданий;
-Систематически использовать на уроках разноуровневые задания, способствующие формированию у каждого ребенка познавательного интереса и самостоятельности;
-Осуществлять целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, сравнением и делать соответствующие выводы.
Таким образом, проведенная деятельность позволяет утверждать, что дифференцированная работа на уроках математики дело важное и необходимое.
Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом.
ОГЭ 2014-2015
Полезные ссылки
Сайт учителя математики Савченко Е.М.Сеть творческих учителейПедсовет OrgЗавуч. ИНФО Интернет-государство учителей.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"Издательский дом "Первое сентября"Персональный сайт  Каратановой М. Н.http://ziimag.narod.ru/  сайт Мордковича А. Г.Учительский порталВаш психологШкола Мышления Открытый банк задании ГИА 2014Бесплатная регистрация сайта в каталогах и поисковикахЛитература.
Волович М.Б. Как успешно обучать математике. - «Математика» - приложение к газете «Первое сентября», 2007 г.
Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. Книга для учителя - М.: Просвещение, 2009 г.
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 2010 г.