Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА

Обобщение опыта работы по теме: «Как подготовить обучающихся к государственной итоговой аттестации»
Учитель русского языка и литературы – Достовалова Людмила Витальевна.
МБОУ «Барсовская СОШ №1»

ГИА, ОГЭ – Государственная итоговая аттестация, которая проводится для тех, кто заканчивает 9 класс средней общеобразовательной школы. Это не просто обычный экзамен, тут нужна подготовка. Ведь надо уметь распределить время на этом типе экзамена, уметь понять суть заданий и так сказать набить руку в выполнении однотипных заданий, и конечно ликвидировать пробелы в знаниях. Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практическим подходом к обучению русскому языку. Поэтому объектом контроля должны являться не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:
лингвистическую; языковую; коммуникативную.
Необходимо выделить следующие направления работы: формирование умения решать задания разного уровня; развитие мотивации и целеполагания; развитие самоконтроля; формирование уверенности и положительной самооценки.
Для лучшей подготовки учащихся педагог должен: правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
использовать такие формы контроля, как тест, комплексная работа с текстом, сочинение-размышление.
Готовить к итоговой аттестации учеников я начинаю с 5 класса. Тест становится одной из форм контроля знаний. Каждый урок начинаю с актуализации опорных знаний:
словарно-семантическая работа;
орфографическая работа;
языковая разминка;
орфографический диктант;
синтаксическая разминка;
пунктуационная разминка;
орфоэпическая разминка.
Чтобы учащиеся успешно сдали экзамен, часто на уроках использую такие формы работы: найди и исправь ошибку, выпиши слова, написанные без ошибок (умираю, умир, блистящий, блистаю), составь словарный диктант на данную орфограмму, помоги другу найти его ошибки, проверь словарный диктант у соседа. Такие формы работы позволяют выработать навыки грамотного письма, запомнить орфограмму и впоследствии найти её в большом словарном объёме. В 9 классе на уроках и элективных занятиях идет решение тестов .
Каждое задание из тестов ГИА анализируется, дается необходимая теоретическая база для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты ГИА, чтобы закрепить каждую тему.
Работа в тестовых технологиях занимает определенное место не только в системе контроля, но и вообще в системе уроков в 9 классе. Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы.
В связи с этим собираю базу тестовых заданий по всем темам школьного курса.      В мою методическую копилку входят демоверсии ГИА,  КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), диагностические работы, разработанные учителями других школ, тестовые задания по всем темам, разработанные мною. Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно работают в режиме on-line. Хорошие результаты на экзамене дает систематическая совместная работа по решению тестов. На элективных курсах мы вместе с учащимися объясняем смысл каждой формулировки теста. Это позволяет осознанно подходить к выполнению задания.
Например: В11. Среди предложений 19 – 22 найдите предложение с обособленным членом приложением.
Предлагаю объяснить, что значит «обособленный член предложения», вспомнить «по каким признакам мы узнаем, что перед нами приложение?». Тестовые задания В11 я даю уже в 8 классе.
Особое место занимают вопросы части А7: Прочитайте предложения 15 – 17. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях?
Для того чтобы обучающиеся уверенно отвечали, работа по определению тропа проводится не только на уроках русского языка, но и литературы. На столах во время урока я кладу информационные папки с формулировкой каждого тропа. Если обучающийся забыл или не уверен в ответе, он может обратиться к информационному помощнику. Таким образом, обучающийся осознанно запоминает тропы, хотя определения заставляю выучить наизусть.
Большое внимание уделяю вопросам В8.Замените словосочетание ЕЛОВЫЕ ШИШКИ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления.
Предостеречь нужно учащихся от грамматических ошибок, которые возникают в результате перестроения. Работу с подобными заданиями начинаю уже в 8 классе после изучения видов связи в словосочетании.
В9. Выпишите грамматическую основу Советую больше давать предложений безличных, неопределённо-личных, определённо-личных. А также где использованы составные глагольные сказуемые и составные именные сказуемые, особенно с нулевой связкой.
Каждое из этих заданий отдельно отрабатывается тестами, после которых провожу проверочные работы. Эффективные приёмы - работа со схемами, таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями, орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения.
Систематически провожу лингвистическую разминку «Найди речевую или грамматическую ошибку».
Как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.
Таким образом, для формирования устойчивого навыка орфографически грамотного письма в резерве учителя много видов работы, но они дадут положительный результат только тогда, когда будут проводиться постоянно, систематически.
Для того, чтобы оформить свои мысли письменно, ребенок должен владеть знаниями орфографии, грамматики, синтаксиса, стилистики А в наш век, когда дети перестали читать (при опросе детей и родителей: из 12 учащихся с желанием читают только 2, по принуждению еще 5, а остальные 58% не читают вообще) плюс ко всему перечень просмотренных кинофильмов оставляет желать лучшего, выделяется еще одна сопутствующая проблема – проблема понимания текста .
На этапе комплексного применения знаний работа ведётся с текстом и предложенным к ним заданиям.
Тексты с заданиями можно использовать готовые, а можно брать упражнение из учебника и к нему подбирать необходимые задания. Главным условием такой работы – использование той формулировки вопроса, которая принята в демоверсиях ГИА. В ходе систематической работы обучающиеся овладевают данной терминологией и спокойно воспринимают задания.
Вот те упражнения, которые я использую при подготовке учащихся к экзамену.
Упражнения по теме «Словосочетание»
Упражнение 1. Заполните таблицу: управление, примыкание, согласование.
Ее книга, ваша одежда, шел не спеша, вторая смена, вычерпать до дна, глиняная миска, извивающаяся змея, кофе по-турецки, намерение искупаться, не увидеть сослепу, нос лодки, переписать набело, полюбить девушку, слушать молча, столкнуть со стола, сходить к другу, таинственная незнакомка, черная папка, читать внимательно, ходить обнявшись, его сумка, все книги.

Упражнение 2. Выпишите из предложений словосочетания, в которых слова связаны согласованием.
1. Мимо окон прошла чья-то тройка.
2.. Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб.
3. Оранжевый забыли мяч в саду.
4. Говорливая толпа мужиков и баб валом валила с утра до вечеру по пыльным унавоженным переулкам между телегами и палатками, лошадьми и коровами, балаганами и съестным, откуда несло вонючим чадом сальных жаровен.

Упражнение 3. Прочитайте предложения. Выпишите из предложений словосочетания, слова в которых связаны управлением.
1. Щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. 2. Матвей сидел в буфете, пил чай с лимоном и говорил. 3. В выборе пьес и распределении ролей я не принимал никакого участия. 4. Декорации писал я у Ажогиных в сарае или на дворе. 5. Они свернули в сторону и шли всё по скошенному полю, то прямо, то забирая направо, пока не вышли на дорогу.

Упражнение 4. Дополните предложения словами, которые примыкали бы к главным словам в словосочетаниях.
1.... на улице шел дождь. 2. Очень вредно читать ....3. Собака ... подбежала к хозяину. 4.... дети катаются на санках и лыжах. 5. На завтрак были яйца.... 6. Мы... отдохнули. 7. Дочка говорила....

Слова для справок: взволнованно, вкрутую, замечательно, зимой, лежа, тотчас, утром.

Упражнение 5. Определите виды связи слов в словосочетаниях. Определите, чем выражены главные и зависимые слова.
Восьмое января, голос учителя, дремать стоя, крайне усталый, моя биография, находиться в комнате, очень много, позвать тебя, поющий скворец, розовый цветок,
старик рыбак, усталый от дел.

Упражнение 6. Найдите в предложениях цельные словосочетания.
При нем находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. 2. Аглая подперла рукой подбородок и запела тонким, визгливым, тягучим голосом. 3. Вокзал строился в пяти верстах от города 4. Мы с Сашей продолжали свои занятия и прогулки. Никто из нас не выходил из комнаты молодых, к дверям которых Савельев прибил крючки. 5. Но, к ее удивлению, в кухню вошла девушка небольшого роста, с простым лицом крестьянки и толстой косой светлых волос. 6. Тимка Штукин был безобидным и безответным мальчуганом. 7. Негр вел себя самым ужасающим образом. 8. Четыре тигра подерутся с четырьмя львами.

Упражнения по теме «Морфология»
Упражнение 1. Списать текст, расставляя знаки препинания. Разобрать как части речи выделенные слова. Дополнительное задание: указать, какой части речи нет в тексте.
Тучи скл..нявшиеся на г..ризонте стали выше подыматься сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра..каленной печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться (в)перёд. В какие(нибудь) десять минут окрес..ность изменилась совершенно леса приняли сумрачный цвет и зашумели (в)далеке как раз..ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отдалённые раскаты они гремели теперь (без)умолку и пр..ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захватывали всё больше и больше пространства слышно было как (по)среди грохота бушевавш..го ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На с..кунду вся природа как бы пораженная страхом упала ниц и смолкла. (Д. Григорович).

Упражнение 2. Найдите в следующих предложениях производные предлоги, определите, как они образованы.

Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта. (А.Платонов)
Стук топоров вскоре затих и сменился стуком дятлов и журчанием воды около коряг.
В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины гнутся вслед пролетающим облакам. (К.Паустовский)
День холодный угрюм и свеж – и целый день скитаюсь я в степи свободной вдали от сел и деревень. (И.Бунин)
В березовом лесу всегда светлее, как будто березы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В.Солоухин)
Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости, и явиться туда на другой день в седьмом часу утра. (А.Пушкин)
Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. (В.Арсеньев)

Упражнение 3. Определите, к какой части речи относится слово: к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным.

1) Последовать, 2) беленый, 3) призванный, 4) участвую, 5) заканчиваемый, 6) конечный, 7) вычерпывал, 8) упорствуя, 9) хранимый, 10) упорствовавший, 11) призывающий, 12) черпаю, 13) призываемый, 14) следуешь, 15) засовывающий, 16) засунутый, 17) закончен, 18) непроходимый, 19) шефствующий, 20) заведовать, 21) засунет, 22) покрикивая, 23) крикнув, 24) покрикивавший, 25) испытаю, 26) сочувствовавший, 27) присутствовавший, 28) чувствуя, 29) чувствовал, 30) организовав, 31) устраиваемый, 32) организующий, 33) точеный, 34) выточенный, 35) попробовавший, 36) волнуясь, 37) приглашенный, 38) приглашу, 39) печатный, 40) образованный (человек).

Упражнения по теме «Синтаксис»
Упражнение 1. Определите части речи в предложениях, укажите вид придаточных предложений.
Когда я был ещё ребёнком, он меня сажал на своего коня. 2) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ямскую избу. 3) Утром, как только солнце высушило росу, повсюду началась косовица. 4) Игра длилась до тех пор, пока все костяшки не переходили в одни руки. 5) Нас не оказывалось там, куда приходили каратели. 6) Машины засветили фары, потому что в лесу уже совсем стемнело. 7) Суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу. 8) Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. 9) Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам. 10) Сейчас пикировщики бьют по пустому месту, так как «катюши» уже давно переменили позиции. 11) ) Всё, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан.

Упражнение 2. Найдите предложения, в состав которых входят односоставные предложения, определите их вид ( знаки препинания не расставлены).
1) Вскочили на коней поскакали к берегу откуда должна была начаться переправа. 2) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи которым так и веяло с тёмных полей. 3) Оксана знала и слышала всё что про неё говорили и была капризна. 4) Рассказывают ещё что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо стараясь узнать которая из них ведьма. 4) Только слышно было что далеко-далеко вверху над головой голодный ветер гулял по верхушкам деревьев.5) Ты привыкла видеть меня девочкой и тебе странно когда у меня серьёзное лицо. 6) Около дома в зелени завёлся соловей который кричит не переставая. 7) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться. 8) Берингов пролив напоминал большое спокойное озеро по которому сновали кожаные байдарки охотников. 9) Иван Игнатьич отправился за башкирцем который сидел в амбаре. 10) Есть лица подобные пышным порталам где всюду великое чудится в малом.
Упражнение 3. Замените придаточные определительные, где это возможно, обособленными определениями..
Лес, который состоит исключительно из одних сосен, называется бором. 2) Бело-розовый хребет гор, который виднелся из-за крыши, розовел в лучах заходящего солнца. 3) Вид земли, которую покрыл первый снег, веселит сердце каждого. 4) Воздух, который насытили испарения, терял свою прозрачность. 5) Над солнцем была кровавая полоса, на которую мой товарищ обратил особенное внимание. 6) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тёмных полей. 7) Кое-где лежат в лесу огромные стволы дубов, лип, берёз и осин, которые сломала буря. 8) Я выбрал развесистое дерево, которое защищало бы меня от лучей палящего солнца. 9) Лодка колыхалась на волнах, которые шаловливо плескались о её борта. 10) Я сел на своего доброго коня, а Савельич на тощую и хромую клячу, которую даром отдал ему один из городских жителей. 11) Солнце, которое закрыли облака, уже садилось.

Упражнение 4.
1. Выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.
2. Выделите грамматические основы предложений.
3. Дайте характеристику каждого предложения.
4. Найдите и укажите сложные предложения, в состав которых входят:
а) односоставные безличные;
б) односоставные неопределенно-личные.
5. Укажите сложноподчиненные предложения, в которых есть однородные придаточные.

В гулком обширнейшем дортуаре, где в несколько рядов стояли четыре десятка плоских железных кроватей, стали готовиться ко сну.
Даже тот кудлатый парнишка, с которым в первый день случилась драка, оказался не столь уж вредным.
Не случится ли, что в новом семействе он, Коля, окажется третьим лишним и его отправят на пансионное проживание в Симферополь?
Клад точно лежит там, надо только сговорить ребят на поиски, и глядишь, в самом деле можно будет купить тендер для Маркелыча.
Когда он повторял в уме стихи Шарля Дюпона, они с каждым разом казались ему все менее страшными и все более светлыми.
Однако в этих штормовых ветрах уже не было ледяного зимнего холода, в них можно было ощутить влажную согретость – первый намек на близкие теплые времена.
Там тянулась Ростиславская улица, где большинство домов были обитаемы и можно было встретить не тюремников, не духов, а настоящих людей.
Тимофей сменил тон и спросил, нет ли чего нового про «Артемиду».
После того как побывал в святом месте, врать было невозможно.
У разбитого оконца, которое выходило во двор, никто не дежурил.


Упражнения по теме « Художественно-изобразительные средства»

1.Найти и определить значение тропов и стилистических фигур в следующих текстах:

1.Когда б на роду мне написано было
Лежать в колыбели богов,
Меня бы небесная мамка вспоила
Святым молоком облаков,
И стал бы я богом ручья или сада,
Стерег бы хлеба и гроба,
Но я человек, мне бессмертья не надо:
Страшна неземная судьба.
Спасибо, что губ не свела мне улыбка
Над солью и желью земной.
Ну что же, прощай, олимпийская скрипка,
Не смейся, не пой надо мной.
Арс.Тарковский «Земное»


2. Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен. Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме тишина. Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют. Впереди целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется таким необыкновенно вкусным, совсем не таким, как
другие. (И.Бунин)

Назовите изобразительно-выразительные средства.
1. Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой...(А.Пушкин)

2.Мы все глядим в наполеоны(А.Пушкин)

3.Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит... (А.С. Пушкин)

4.«Перекуём мечи на орала»

5. В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках (Э. Межелайтиc)

6. Соколом сизым летит в небеса.


Как показывает практика, достаточно эффективной является самостоятельная работа учащихся по составление заданий к готовому тексту. Ученикам предлагается сформулировать задания и записать правильный ответ. Я предлагаю два варианта работы с текстом: с примерными заданиями и с возможностью самостоятельной формулировки заданий. Самостоятельная работа позволяет учащимся осмысленно подойти к закреплению знаний.
Тексты упражнений для самостоятельной работы
1.Определить способ образования слов.
Выпишите из предложений слова, образованные: а) приставочно-суффиксальным; б) бессуффиксным; в) суффиксальным способом; г) путем перехода из одной части речи в другую.
2.Определите тип связи в словосочетаниях.
Выпишите словосочетание (по типу).
3.Выпишите из предложений: а) частицы; б) предлоги; в) местоимения (определить разряд); г) качественные (относительные, притяжательные) прилагательные.
4.Укажите номера предложений с обособленными конструкциями (указать вид конструкции).
5.Определите вид односоставных предложений (знаки препинания не расставлены).
6.Определите вид сложных предложений.
7.Определите вид придаточных предложений.
8.Укажите виды соподчинения придаточных предложений.
9.Укажите средства связи предложений в тексте.
10.Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства, определите их вид.


1)Когда на село, расположенное в долине, легла широкая и прохладная тень от горы, закрывающей запад, а в долине, к горизонту, все зарумянилось отблеском заката, зарделись рощи, вспыхнули алым глянцем изгибы реки, и за рекой как золото засверкали равнины песков, народ, пестреющий яркими, праздничными нарядами, собрался на зеленую леваду, к белой старинной церковке, где молились еще казаки и чумаки перед своими далекими походами.
2)Там, под открытым небом, между нагруженных телег, начался молебен, и в толпе воцарилась мертвая тишина. 3)Голос священника звучал внятно и раздельно, и каждое слово молитвы проникало до глубины каждого сердца... 4)Темнеет - и странная тишина царит в селе.
5)Теплые южные сумерки неясной дымкой смягчают вечернюю синеву глубокой долины, затушевывают эту огромную картину широкой низменности с темными кущами прибрежных рощ, с тускло блестящими изгибами речки, с одинокими тополями, что чернеют над долиной. 6)Старинный Великий Перевоз сереет своими скученными хатами в котловине у подошвы каменистой горы.7) Смутно, как полосы спелых ржей, желтеют за рекой пески. 8)За песками, уже совсем неясно, темнеют леса. 9)И даль становится дымчато-лиловой и сливается с сумеречными небесами.
10)Все как всегда бывало в этой мирной долине в летние сумерки... 11)Но нет, не все! 12)Много стоит хат темных, забитых и немых...
13)Уже почти все разбрелись по домам. 14)Пустеет дорога. 15)Медленно бредет по ней несколько человек, провожавших переселенцев до ближнего перекрестка.
И.А. Бунин

2. Тексты упражнений для самостоятельной работы

Составьте задания к тексту (не менее 10) из разных разделов русского языка (лексика, морфология, словообразование, орфография, синтаксис и пунктуация)

1)Давным- давно, с незапамятных времен, жил на одном высоком плоскогорье мирный пастушеский народ, отделенный от всего света крутыми скалами, глубокими пропастями и густыми лесами. 2)История не помнит и не знает, сколько веков назад взобрались на горы и проникли в эту страну закованные в железо, чужие, сильные и высокие люди, пришедшие с юга. 3)Суровым воинам очень понравилась открытая ими страна с ее кротким народом, умеренно теплым климатом, вкусной водой и плодородною землей. 4)И они решили навсегда в ней поселиться. 5)Для этого совсем не надо было ее покорять, ибо обитатели не ведали ни зла, ни орудий войны. 6)Все завоевание заключалось в том, что железные рыцари сняли свои тяжелые доспехи и поженились на местных красивейших девушках, а во главе нового государства поставили своего предводителя, великодушного, храброго Эрна, которого облекли королевской властью, наследственной и неограниченной. 7)В те далекие наивные времена это еще было возможно. (А. Куприн)


Проверочная работа № 1

Вариант № 1

Определить способ образования слов: раздевалка, переходный, изредка, приостановить, сегодняшний, лисий, разыгрывать, замена, беспроигрышный, перерисовывая, завершающий, провожающий (шел), благодаря (ему), вслепую, вокруг (сада), глушь, сожаление, несмотря на шум, по-своему, неверно. (20 слов).

Выпишите из предложений слова, образованные: а) приставочным; б) бессуффиксным; в) суффиксальным способом; г) путем перехода из одной части речи в другую (выписать № предложения и слова).

1) Утром мы должны были приехать на станцию, несмотря на неблагоприятные погодные условия. 2) Наше будущее рисовалось нам издалека не таким уж безоблачным. 3) Поговорив со знакомыми, мы существенно опоздали к ужину.4) В глубь моря ушла группа подводников, приехавших вечером. 5) Запуск ракеты отложили вследствие незначительных поломок аппаратуры.

Определите тип связи в словосочетаниях:
1) идти следом; 2) говорил ему; 3) в ее словах; 4) о некоторых особенностях; 5) поехал дальше; 6) тетрадь в клетку; 7) о моих планах; 8) к ближнему своему; 9) трудности перевода.

Выпишите из предложений: а) частицы; б) предлоги; в) местоимения ( определить разряд):

1) Давно задумал я побег. 2) Ведь знал же он, что счастье рядом и о другой мечтать не надо б. 3) Не всякий вас поймет, да только легче ль вам от этого. 4) Около леса каждый из нас получил карту.

Определите вид односоставных предложений (знаки препинания не расставлены):

1) Бездонную бочку водой не наполнишь. 2) Вас просят к телефону. 3) Дело словом не заменишь. 4) Приучайте себя к сдержанности и терпению. 5) В защиту мира вставайте люди! 6) ) К кому-то принесли от мастера ларец. 7) Надо перестраивать всю жизнь. 8) Уже совсем стемнело и начало холодать. 9) Личному составу надлежит быть в полной боевой готовности. 10) Голубые пригорки незабудок. Жёлтые поля сурепки.

Вариант № 2

Определить способ образования слов: постановление, волнующийся, писательница, просьба, исстари, провоз, в течение дня, разбежаться, нелегко, безграмотный, мореходный, поздороваться, стук, унося, волчий, взморье, дежурный, по-вашему, согласно приказу. (20 слов).

Выпишите из предложений слова, образованные: а) приставочно-суффиксальным; б) бессуффиксным; в) суффиксальным способом; г) путем перехода из одной части речи в другую (выписать № предложения и слова).

1) Звон колоколов раздавался вокруг.2) Ширина пешеходного моста, перекинутого через овраг, – два метра.3) Беспомощный дежурный по вокзалу прошел к выходу. 4) В продолжение часа самолет кружился около аэропорта. 5) Издалека, разрастаясь над горизонтом, поднималось солнце, и рассвет рождал новый день.
Определите тип связи в словосочетаниях:

1)очень весёлый, 2) ночь перед боем; 3) своих желаний; 4) лежать па траве; 5) чьи-то следы; 6) по-праздничному весёлый; 7) их поступки; 8) гулять около леса; 9) что-то белое

Выпишите из предложений: а) частицы; б) предлоги; в) местоимения (определить разряд):

1) Татьяна видит с трепетаньем, какою мыслью, замечаньем бывал Онегин поражен.. 2) Всякий бывал в этих местах, только не каждый смог бы так описать их. 3) Ввиду опоздания мы смогли приехать лишь вечером, как раз к ужину. 4) Нам навстречу двигался караван.

Определите вид односоставных предложений (знаки препинания не расставлены):
1)Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред! 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно.3) По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябь. 4) Нам пора ехать. 5) На даче спят под стук дождя. 6) Ну солдат пойдём со мной. 7) Без труда не вынешь и рыбку из пруд. 8) Вот ива.9) Не позволяй душе лениться! 10) Нам должно было спускаться ещё вёрст пять по обледеневшим скалам и топкому снегу.

Проверочная работа № 2

Вариант № 1

1. Укажите номера предложений с вводными словами ( знаки препинания не расставлены).

1) Кажется ваша история там наделала много шуму. 2) Это решение возможно. 3) Отсюда город кажется похожим на спящее чудовище. 4) Бежит и слышит за собой как будто грома грохотанье. 5) Вид был с вала прекрасный с одной стороны широкая полянка оканчивалась лесом с другой бежала маленькая речка. 6)Сердце у него казалось так и рвалось. 7) Это просто издевательство. 8) Эти слова сказаны   кстати. 9) Судьба по-своему распорядилась. 10) По- моему вы не смогли пройти тест. 11) Однако вскоре Иван Гаврилович вернулся.12) Быть может трудности пути его пугали. 13) Это может быть лишь ваши предположения. 14) Следовательно вы отрицаете свою вину. 15) Здание может быть построено в течение месяца. 16) Вдруг с ветки стремительно слетел воробей.

Среди данных предложений найдите: а) неопределенно-личные; б) безличные; в) определенно-личные; г) двусоставные. Выпишите номера предложений.

1)Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика. 3) Там под горой пасут овец. 4)В приёмной мне не пришлось долго ждать.5)Солнце представлялось большим багровым шаром. 6) Безумство храбрых вот мудрость жизни! 7) Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. 8) Вам будет на что посмотреть и подивиться. 9) В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки. 10) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания.

Определить вид придаточных, выписать номер предложения и вид (знаки препинания не расставлены).

1) Если Волга разольётся трудно Волгу переплыть. 2) И потихоньку удалился дабы отец не пробудился. 3) Каждый кто честен встань с нами вместе против огня войны. 4)Верить хотелось ибо книги внушили мне веру в человека. 5) Границы где равнины соприкасаются с горами обозначены чрезвычайно резко. 6) Я хочу чтоб пурга и ненастье не закрыли небес голубых. 7) Чем шире социальный опыт литератора тем выше его точка зрения. 8) Пред ними стелется равнина где ели изредка взошли. 9) Увидев Лену он покраснел так густо и быстро как умел краснеть только он. 10) Слава тем кто пал в разведке в боевые дни. 11) Hoc судьи невольно понюхал верхнюю губу что обыкновенно он делал прежде только от большого удовольствия. 12) Куда ушла она никто не мог сказать. 13) Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно как будто звали с собой. 14) Раз вы согласились так уж нельзя вам отказаться. 15) Коли парень ты румяный братец будешь нам названый. 16) Егорушка лежал на тюке и дрожал от холода хотя солнце скоро показалось и высушило его одежду тюк и землю. 17) Как ни оберегал себя Пантелей Прокофьевич от всяких тяжёлых переживаний но вскоре пришлось ему испытать новое потрясение. 18) Снег всё становился белее и ярче так что ломило глаза. 19) Комната мгновенно опустела что вызвало у меня удивление невероятное. 20) Сколько веревочке не виться а конец будет.
Вариант №2

1. Укажите номера предложений с вводными словами ( знаки препинания не расставлены).

1)Наше ветхое судно наклонилось зачерпнулось и торжественно пошло ко дну к счастью не на глубоком месте. 2) Нет близких ровно никого. 3) Гора кажется похожей на дракона. 4) С одной стороны вы правы но с другой учитывайте мнение слушателя. 5) Он вдруг отчаянно рванулся вперед. 6) Несомненно вы правы в своих суждениях. 7) Это дерево может быть опорой для будущей переправы. 8) По моему мнению люди судят обо всей ситуации. 9) Вы быть может не знаете правил поведения.10) Он кстати должен вам крупную сумму. 11) Это значит лишь одно вы не готовы отвечать. 12) И вам как будто нечего сказать в свое оправдание. 13) Какие безделицы порой могут иногда расстроить человека! 14) Уже рассвело однако наш провожатый не торопился. 15) Данное решение возможно но советую вам подумать еще.16) Значит вы не приедете сегодня вечером?

2. Среди данных предложений найдите: а) неопределенно-личные; б) безличные; в) определенно-личные; г) двусоставные. Выпишите номера предложений.

1)Грановитая палата - самая старинная постройка Кремля. 2) Постоим ещё Гриша. 3) А за стеной всё что-то делалось, делалось. 4) Наконец, и нас позвали к столу. 5) Волной разбило лодку о прибрежные скалы. 6)Порой люблю побродить по тенистым аллеям нашего парка. 7) Голову клонит вниз. 8) Останемся ещё на один день. 9) Этими делами ведали у нас другие. 10) Звонили сюда часто и долго.

3. Определить вид придаточных, выписать номер предложения и вид (знаки препинания не расставлены).

1)Он крикнул так громко что все вздрогнули. 2) Мне припомнилась нынче собака что была моей юности друг. 3) Если есть на борту кто-то раненный тайной печалью за таким кораблем долго следуют белые чайки 4) Поезд был уже вдали где сужаются рельсы. 5) Он неоднократно спрашивал меня когда он сможет выписаться. 6) Все как будто ждали не будет ли он ещё петь. 7) После того как взошло солнце я снова задремал и проснулся часов около семи. 8) Он до такой степени изменился что я его не узнал. 9) Обоз тронулся с места рано потому что было нежарко. 10) Хотя было ещё рано ворота оказались незапертыми. 11) Наталья Гавриловна славилась на ассамблеях лучшей танцовщицей что и было отчасти причиною проступка Корсакова. 12) Сколько он просидел у поверженной ели Андрей не помнил. 13) Мелкие листья ярко и дружно зеленеют словно кто их вымыл и лак на них навёл.14) Чем дальше мы уходили от дома тем глуше и мертвее становилось вокруг. 15) Раз сядет в человека вольный дух то ничем его не выковырнешь. 16) Меня лечил полковой цирюльник ибо в крепости другого лекаря не было. 17) Больно ему было что не сдержал казацкого слова. 18) Фронтон никак не пришёлся посреди дома как ни бился архитектор. 19) Стеклянная дверь на балкон была закрыта чтобы из сада не несло жаром. 20) Он сейчас же уснул так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

Задание 1: Найдите стилистическую фигуру.
1.В каких предложениях использована антитеза?
А.Сито свито, золотом покрыто- кто взглянет, всяк заплачет.
Б.Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый.
В.Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
Г.Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
2.В каких примерах использован параллелизм?
А.Ты вёл мечи на пир обильный.
Б.В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут.
В.Я любуюсь тобою: Твоими глазами, твоею улыбкою, твоими речами.
Г.В начале ноября ударили морозы, они были необычно холодны.
3.В каких предложениях использована инверсия?
А.Полночь сошла, непроглядная темень.
Б.Тучки грозовые по небу плывут.
В.День был жаркий, грозовые облака тяжелели ежечасно.
Г.Изумительная весна наступила.
4.В каких предложениях использована анафора?
А.Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
Б.Жди меня, и я вернусь, только очень жди.
Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди.
В.Мне бы только видеть тебя,
Мне бы только слышать твой голос.
Г.Степям и дорогам не кончен счет,
Камням и порогам не найден счет.
5. В каких предложениях использована градация?
А.Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьётся ввысь
Б.И тогда тоненький стебелёк наклоняется, и чашечка опрокидывается.
В.Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым.
Г.Тучка долго хмурилась, капризничала и вот расплакалась.

Задание 2: Определите средства выразительности. А – градация, Б – инверсия, В – параллелизм, Г – антитеза, Д – анафора, Е – риторический
вопрос, Ж – эллипсис, З – многосоюзие, И – парцелляция.
1.Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
2. Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы
3. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.
4. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность.
5. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
6. Тучки грозовые по небу плывут.
7. Возникают, стираются лица, мил сегодня, а завтра далёк.
8. Молодой артист заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда.
9. О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам
О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!
10. Ученье – свет, а неученье – тьма.
11. Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.

Задание 3: Найдите тропы:
А. МЕТАФОРА
1. У меня в душе ни одного седого волоса.
2. Ты вел мечи на пир обильный
3. Как чайка, парус там белеет в вышине.
4. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.
Б.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1. Улыбнулись сонные березки.
2. Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной.
3. И дряхл, и сед закат осенний.
4. Плачет дождь, воет вьюга.
В. МЕТОНИМИЯ
1. Солнце нижет лучами в отвес.
2. Забормотал спросонок гром.
3. И бредёт гармонь куда-то, только слышится куда.
4. Ликует буйный Рим.
Г.ЭПИТЕТ
1. Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана.
2. Ледовая дорожка ждет..
3. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
4. Я хочу под синим взглядом слушать чувственную вьюгу.
Д.СИНЕКДОХА
1. Студент нынче пошёл не тот.
2. Часок! И я освобожусь.
3. И раб судьбу благословил.
4. В сумерки луга похожи на море.
Е.СРАВНЕНИЕ
1. Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.
2. Богат, хорош собою Ленский. Везде был принят как жених.
3. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный
4. Морозной пылью серебрится его воротник бобровый.
Ж.ГИПЕРБОЛА.
1. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут эти берега.
2. Она бежала легче серны молодой.
3. Василий принес тысячу извинений.
4. Как былинку ветер молодца шатает.
З.ОКСЮМОРОН
1. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.
2. Скучна мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен.
3. К нему и птица не летит, и тигр нейдёт.
4. Порой влюблялся он страстно в свою нарядную печаль
И. ПЕРИФРАЗА
1. Погиб поэт, невольник чести
2. Пароход в стоярусных огнях
3. На восток, сквозь дым и копоть, по домам идет Европа.
4. Золотой телец поглотил его чувства
К.ЛИТОТА
1. Одни дома длиною до небес, другие – длиною до луны.
2. И вот кончается дорога дальняя, земли касается звезда печальная
3. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
4. Стоит избушка на курьих ножках.

13 EMBED Word.Document.12 \s 1415
Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьников мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства). С 8 класса я с учениками пишу только сжатые изложения. Вначале знакомлю их с приемами сжатия. Отработка приемов сжатия идет вместе на открытом тексте, при этом требую максимально сохранить авторский язык и стиль, учу создавать сокращенный вариант, в котором должны сохраниться все отличительные черты исходного текста. Только при неоднократной совместной работе можно научиться творчески перерабатывать текст.
Второй этап работы над изложением – это написание сжатого изложения со слуха, когда текст читается учителем. Анализ текста проводится совместно: определяем тему, идею текста и каждого абзаца в отдельности, выбираем главное. Вместе находим те художественные средства, при помощи которых автор передает идею текста.
Третий этап – работа с аудиозаписью. Это я делаю уже в 9 классе. Все 1 полугодие мы работаем над сжатием текста по аудиозаписи. Первые 3-4 раза эта работа идет вместе, а потом стараемся работать самостоятельно. Учащиеся работают над изложением по алгоритму.
Что делать , слушая текст первый раз:
- мысленно делить текст на смысловые части;
- определить тему и идею текста;
- выделить опорные слова и понять, как в них отражается индивидуальный стиль автора.
Что делать после первого прочтения текста:
- записать в столбик посредине листа опорные слова и словосочетания, при этом оставляя свободное место для дополнений;
- добавить к полученной схеме другие слова, составляя предложения;
- исключить подробности;
- определить стиль текста и тип речи, особенности построения текста;
- напишите микротемы.
Что делать, слушая текст второй раз:
- соотнесите отдельные части с опорными словами по смыслу, разграничивая их на отдельные абзацы; - проверьте лексическую точность окружения опорных слов.
Что делать после второго прочтения текста:
- проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста;
- соотнести смысл каждой части с основной мыслью текста ;
- написать сжатое изложение и отредактировать его.
После написания изложения часто предлагаю ученикам проанализировать работу своего товарища: что получилось, что не получилось, все ли передано так , как надо, какие приемы сжатия использованы. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание.
Третья часть экзаменационной работы – написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее трудных заданий экзамена.
Какие же умения должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?
Умение рассуждать на лингвистическую тему.
Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-рассуждения.
Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
Умение пользоваться лингвистической терминологией.
Практическую грамотность.
Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий. Чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов.
Во-первых, начинаем подготовку к сочинению на лингвистическую тему с отработки композиции (структуры) сочинения-рассуждения.
Во-вторых, повторяем теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы 5 - 9-го классов:
что изучает лингвистика;
разделы лингвистики.
Составляем с учащимися таблицу «Лексические, грамматические явления, роль их в тексте».
В-третьих, обязательно разбираем критерии оценки сочинений, данные в демоверсии. Хорошее знание критериев поможет постепенно овладеть умением самостоятельно оценивать уровень своей подготовки.
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки. Учащиеся должны
четко уяснить, что основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.(Придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.)
Свою работу с учащимися по подготовке написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему я организовала таким образом: сначала я предложила учащимся список цитат, представленный в пособии И. П. Цыбулько. Потом отработка приема «Чтение цитаты и ее комментария». Пример.
Цитата
Комментарий Примеры из текста

В языке есть слова. В языке есть грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. Л. В. Успенский
Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.
Примеры из текста:Лексическое и грамматическое явления.

Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли. Примеры из текста:
Лексическое и синтаксическое явления, обоснование пунктограммы.


Далее учащиеся должны были самостоятельно распределить цитаты по темам.
Первый раздел тем
Связь грамматики и лексики в русском языке.
Лексика и фразеология.

Второй раздел тем
Фонетика. Культура речи

Третий раздел тем
Состав слова. Словообразование. Культура речи

Четвертый раздел тем
Морфология

Пятый раздел тем
Синтаксис

Шестой раздел тем
Пунктуация

Седьмой раздел тем
Функции языка

Восьмой раздел тем
Богатство русского языка

Девятый раздел тем
Язык и речь. Культура речи. Язык художественной литературы.


Девятиклассники испытывают трудности в аргументировании собственных утверждений в сочинении-рассуждении, поскольку не ясно представляют себе, что такое аргумент и как его нужно вводить в текст сочинения. Причина затруднений - недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие регулярной практики в анализе языковых явлений речевого произведения. Повторение изученного материала я распределила на тематические подгруппы, включила в каждый урок. Чёткое усвоение значения лингвистических терминов, понятий: лингвистика, обоснование, языковое явление, морфология, синтаксис, лексика, грамматика, фразеология, словообразование, фонетика, орфоэпия, функции языка, композиционная стройность, пунктуация, функции знаков препинания - это важное звено работы.

Что такое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ученикам давно известно, остается повторить алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.
Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
Вывод.

Требование к тексту смысловая цельность речевая связность последовательность
композиционная стройность
грамотность и фактическая точность



В процессе работы над рассуждением очень важно помнить, что между тезисом и доказательствами, доказательствами и выводом устанавливаются логические и грамматические связи. Рассуждение подразумевает крепкую логическую связь аргументов. Предлагаю работу начать с таблицы.

Таблица – помощник «Языковые средства, связывающие части рассуждения»

Языковые средства, связывающие
тезис и доказательства
Языковые средства, связывающие
доказательства и примеры
Языковые средства, связывающие
доказательства и вывод

Глаголы 1-го лица мн. числа: докажем, найдем, подтвердим, приведём, определим и др.
Союзы и союзные слова:
так как, так что, потому что, поэтому, для того чтобы и др.
3.Синтаксические конструкции:
Это подтверждается тем, что
Это обусловлено тем, что Причина состоит в том, что
Отсюда вытекает
Из этого следует то, что
1. Вводные слова:
во-первых, во-вторых, наконец, 2. Синтаксические конструкции:
Я разделяю точку зрения автора, потому что Разве можно не согласиться с автором? Конечно, нет.
1..Вводные слова: таким образом, итак, следовательно, в заключение, как видим 2.Синтаксические конструкции: Итак, можно убедиться в то, что В заключение сделаем вывод.
Подытожим
вышесказанное.
В итоге мы пришли к выводу.
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что
Примеры из текста стали убедительным доказательством того,

Из этого вытекает, что Это позволяет предположить то, что

что

Лексические, местоименные и синонимические повторы: Г. Степанов, автор, он, лингвист
Порядок слов в предложении: наиболее важное слово чаще всего ставится в конце предложения



Задание:
- Распределите слова и предложения по следующим группам. Укажите номер ответа.

Языковые средства, связывающие тезис и доказательства
Языковые средства, связывающие доказательства и вывод




Приведем доказательства этого.
Обобщим сказанное.
Это можно доказать таким образом.
Почему? Вот почему.
Итак. Таким образом.
Это можно объяснить так.
Следовательно.
В итоге мы пришли к выводу.

Проверка.

Языковые средства, связывающие тезис и доказательства
Языковые средства, связывающие доказательства и вывод

1. Приведем доказательства этого.
Это можно доказать таким образом.
Почему? Вот почему.
6. Это можно объяснить так.
2. Обобщим сказанное.
5. Итак. Таким образом.
Следовательно.
В итоге мы пришли к выводу.




Орфографическая и пунктуационная работа .

Задание.

Объясните правописание указанных слов. Для чего они употребляются в речи? (Во)первых, (во)вторых, (по)моему, (по)моему мнению, (и)так, (и)так далее, (на)конец, как мне кажет(?)ся, след..вательно, таким обр..зом, потому(что), (по)этому, (по)этому предл..жению.
Как выделяются вводные конструкции на письме?
Решите пунктуационные задачи:
Однако именно его мнение мне очень близко.
Его утверждение многими принято однако я придерживаюсь другого мнения.

Целеполагание:
С какой целью мы работаем над сочинением на лингвистическую тему?
Цель написания сочинения:
нужно раскрыть важность этих языковых явлений и речевых умений в речевой деятельности.
Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Напоминаю:
Очень важно внимательно прочитать задание , в котором даны конкретные рекомендации по написанию сочинения. Важно знать, что оценивается и общее впечатление, но более того, работа оценивается в соответствии со строгими критериями.
С чего начинается сочинение?
Со вступления. В нашем случае вступление мы связываем с тезисом.
Что является тезисом в нашем сочинении?
Тезисом в сочинении являются слова Г. Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Варианты вступления
Вступление может быть написано в виде:
Пример

фразы, принадлежащей автору высказывания
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Попробуем разобраться в этом высказывании.

умолчания
Словарный состав и грамматический строй языка Можно ли утверждать, что они влияют на речь человека? Известный лингвист Г. Степанов говорил, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Разберемся в этом.


Словарный состав языка. Грамматика. Какова их роль в


языке? Как они влияют на речь человека? Известный лингвист Г. Степанов утверждает, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Разберемся в этих вопросах и мы.

предложений, констатирующих актуальность темы
Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Я думаю, что известный лингвист говорил о единстве содержания и формы языка – о единстве лексики и грамматики, что очень важно. Постараюсь доказать свою точку зрения.


Запишите один из вариантов вступления или создайте свое вступление.
Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.


1. Как писать основную часть
- О чем мы должны написать в основной части?
В основной части нужно привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста, иллюстрирующие лексическое и грамматическое явления.
Какие две темы можно выделить в высказывании Георгия Степанова? (словарь языка и грамматика). Повторение теории.
Что имеет в виду автор, говоря о словаре?
- Что имеет в виду автор, говоря о грамматике?


Словарь – это лексика - словарный запас языка.
Какова роль лексики в речи?
Человек отличается от всех живых существ тем, что мыслит и может выражать свои мысли. То, о чем думает человек, нашло отражение в лексике.
Благодаря лексике существует название всем предметам, явлениям, действиям, процессам. Всему дано свое название.
Говорят, что словом можно радовать, огорчать, побуждать к действию, значит, лексика может руководить поступками человека.
Лексика всегда выражает мысли, чувства, настроения, отношение к событиям, действиям, поступкам человека.

Грамматика – наука о языке, которая состоит из двух разделов – морфологии и синтаксиса.
Грамматика – это грамматический строй языка.
- Какова роль грамматика в речи?
Грамматика изучает свойства слов и их изменения.
Грамматика отвечает за правильное употребление словосочетаний, предложений, синтаксических конструкций. Грамматика позволяет оформить наши мысли в устной и письменной речи. Благодаря грамматике человек правильно


выражает свои мысли.
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей.

Какую главную мысль вы должны раскрыть в сочинении?

Лексика и грамматика влияют на то, как мыслит и говорит человек.


Вывод: Наша речь – один из показателей нашего поведения в жизни, по тому, что человек говорит и как он говорит или пишет, мы можем судить в целом о человеке, о том как и о чем он мыслит. В этом высказывании Г. Степанов говорит о том, что «словарь свидетельствует, о чем думает человек, а грамматика – как думает».
По заданию к сочинению рассуждение необходимо аргументировать: привести примеры лексических и грамматических явлений из предложенного для чтения текста.
Таблица, в которой указаны такие явления, есть у каждого.
Задание: подобрать примеры к лексическим и грамматическим явлениям, к каким явлениям – указано у каждого в задании.
Лексические явления для аргументации

Грамматические явления для аргументации



· лексика с точки зрения стилистической окраски:
разговорная лексика;
просторечные слова;
лексика с точки зрения активного и пассивного запаса: - общеупотребительная лексика; - устаревшие слова: архаизмы; историзмы.
лексика с точки зрения происхождения: - исконно-русские слова; - заимствованные слова.
лексика с точки зрения сферы употребления:
профессионализмы; - жаргонизмы; - диалектизмы.
синонимы, антонимы
фразеологизмы
изобразительно-выразительные средства:
метафора;
олицетворение,
сравнение,
предложения с однородными членами предложения;
предложения с обособленными членами предложения;
предложения с вводными словами и предложениями;
предложения с обращениями;
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и
бессоюзные);
риторические вопросы;
риторические восклицания;
диалог;
цитирование;
инверсия;
антитеза


эпитет,
-гипербола,
литота,
многозначные слова - лексический повтор и др.



В тексте Максима Горького можно найти множество примеров, иллюстрирующих лексические и грамматические явления.
2. Работа с текстом. Внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.

а) Чтение текста учителем.
Часть 2
(1) Но особенно памятны мне праздничные вечера, когда дед уходил в гости и бабушка устраивала чай с обильной закуской. (2) В кухню являлся кудрявый, встрёпанный дядя Яков с гитарой; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая тёмными стёклами очков.
Все много ели и пили, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, и понемногу разгоралось жаркое веселье.
Дядя Яков любовно настраивал гитару, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, печальное и беспокойное. (6) Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары. - (7) Прочь, грусть-тоска! (8) Ванька, становись! – иногда ухарски кричал музыкант.
(9) Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели, и, сконфужено улыбаясь, он просил:
(10) Только почаще, Яков Васильич!
(11) Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, дребезжала стеклянная посуда; Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги. (12)Гикнув, он приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.
Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если, открыть дверь на волю, то он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда
Мастер вдруг поклонился бабушке и стал просить её необычно густым голосом: - (15) Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! (16) Утешь!
(17) Что ты, свет, что ты Григорий Иваныч? – посмеиваясь и поёживаясь, приговаривала бабушка. – (18) Куда уж мне плясать? (19) Людей смешить только
(20) Но когда все стали просить её, она вдруг молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:
(21) Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!
Дядя весь вскинулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл в присядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами.
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. (24) Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. (25) Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. (26) Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то;

опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, - и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем. (27) Вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
(28) И все застывали, очарованные пляской и бабушки, и Цыганка. (29) Вот тебе и
праздник, и более ничего не надо! (По М. Горькому)



б) Беседа по содержанию текста.
Из какого произведения данный отрывок? (Максим Горький «Детство» - первая повесть автобиографической трилогии) Эпизод пляски бабушки Акулины Ивановны и Цыганка.
Какие микротемы вы можете выделить в данном тексте?
(игра дяди Якова на гитаре; Танец Цыганка; пляска бабушки)
Что испытывали все присутствующие, когда слышали звуки музыки и видели танец бабушки и Цыганка? (восхищение, радость, счастье, в душе у каждого был праздник, застывали очарованные пляской)
Какие слова и обороты оказались яркими, запоминающимися? - Объясните лексическое значение некоторых слов:
УХАРСКИ – бойко, задорно
ОХОРАШИВАЯСЬ – прихорашиваясь, принаряжаясь
ПЕРЕТРЯХНУТЬ МУЗЫКУ – изменить,

Какова роль прочитанного нами эпизода в повести? Бабушка Акулина Ивановна была для Алеши самым дорогим и близким человеком, учила его быть добрым, смелым, терпеливым. Она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. Алеша наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию, восхищался ее смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике.
в) Решение тестовых заданий, связанных с пониманием текста.

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все стали просить бабушку «пройтись разок»?» 1) Музыка дяди Якова вызвала у всех печаль.
Бабушка прекрасно танцевала, но любила, чтобы её долго уговаривали.
Цыганок не хотел больше плясать один.
Танец бабушки очаровывал всех своей красотой и выразительностью.
А2 Укажите в каком значении употреблено в тексте слово «утешить» (предложение 16).
пожалеть
помочь
порадовать
успокоить

А3 Укажите предложение, в котором средство выразительности речи является олицетворение.
Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.
Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок!
Но особенно памятны мне праздничные вечера

г) Групповая работа: Найти в тексте примеры лексических и грамматических явлений, определить их роль в тексте.
группа
Разговорная лексика
Эмоционально-экспрессивная лексика
группа Эпитеты
Фразеологизм
группа
Сравнения
Олицетворения
группа:
Предложения с однородными членами
Градация

группа
Предложения с обращениями
Диалог
Инверсия

д) Задание для всех обучающихся.
Поскольку мы сейчас с вами изучаем сложноподчиненные предложения, найдите в тексте СПП, определите их вид.
С какой целью автор употребляет СПП в речи?( СПП помогают сделать текст эмоциональным, законченным, полным, а значит, более выразительным. СПП помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героев текста.
Использование СПП дает возможность выразить более сложные мысли. Использование СПП позволяет выразить мысли более полно).
3. Как оформлять примеры в сочинении?
Требования к примерам:
должно быть 2 примера из указанного текста ;
должны быть проиллюстрированы лексическое и грамматическое понятия;
каждый пример должен соответствовать указанной функции.
Главное! Не только назвать лексическое или грамматическое явление, но и прокомментировать каждое явление . Разбор примеров.
Так, например, использование в предложении 27 фразеологизма (названо лексическое явление)
(«глаз не отвести») (приведен пример из текста) делает речь образной, яркой, выразительной, позволяет выразить свое отношение к танцу бабушки Акулины Ивановны (прокомментировано лексическое явление).
Использование однородных членов предложения в предложениях 17, 20 ( названо грамматическое явление, приведен пример из текста) позволяет точнее описать ситуацию, ярче и выразительнее представить танец бабушки и Цыганка (прокомментировано грамматическое явление).
Задание: Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному примеру лексического и грамматического явлений.
Как можно оформлять примеры?
В предложении (« ») автор использует
Так, например, использование («») в предложении
Обратим внимание на предложение , в котором автор использует
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению текста. В нем автор прибегает к использованию
Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения, в котором автор использует .
В подтверждение собственных выводов приведу пример из предложения прочитанного мною текста.
Рассмотрим предложение. В нем использована . Это подтверждает наш вывод о том, что
.



Задание. Запишите два примера, иллюстрирующие лексическое и грамматическое явления.
4. О чем писать в заключении?
Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.
Рассмотрим несколько образцов заключения:
Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был Г.Степанов, утверждавший, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».
Итак, мы пришли к выводу, что утверждение Г.Степанова является справедливым.
Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
Таким образом, смысл высказывания Г. Степанова я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса, пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
Таким образом, в том, как мыслит и о чем говорит человек, заключается его сущность.
В заключение хотелось бы сказать, что утверждение Г.Степанова абсолютно справедливое. Итак, мы убедились в том, что лексика и грамматика влияют на то, как мыслит и говорит человек.
Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания Г.Степанова.
Чтение заключений
Памятка
1) В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!
- 1 абзац - тезис, комментарий
2 абзац - функция или довод №1 с примером или примерами,
3 абзац - функция или довод №2 с примером или примерами,
4 абзац - вывод.
Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.
Почерк – разборчивый, аккуратный.
Помните: ваш ответ на вопрос – гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста, а не его пересказ!
Используйте в работе высказывания о языке и речи известных лингвистов, писателей.
5. Самостоятельная работа
- Мы с вами проследили основные этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по тексту М.Горького. Используя все материалы, напишите
сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Некоторым предлагается написать сочинение по шаблону.
Не забудьте отредактировать работы, попробуйте оценить их в соответствии с критериями.
Вывод: Такая система работы помогает мне не натаскивать учеников, а решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование
трёх видов компетенции учащихся: языковой, лингвистической и коммуникативной


После комплексного изучения материала приступают ученики к написанию сочинения - рассуждения, во время работы разрешаю использовать речевые клише.

Речевые клише.
Структурные части сочинения

Варианты речевого оформления

1. Вступление
- Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «» (цитата из задания)



Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «» (цитата из задания)

На мой взгляд, лингвист (филолог, учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «» (цитата из задания)

Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора), полагавшего, что «» (цитата из задания)

По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.),

2. Основная часть

Переход к рассуждению
Я разделяю точку зрения

Поразмышляем над этими словами.

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст (фамилия, имя автора исходного текста)

Введение примеров
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению из текста (фамилия, имя автора исходного текста)

Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения из текста (фамилия, имя автора исходного текста)

Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения

Во-первых, автор пишет Во-вторых,

С одной стороны, С другой стороны,

Например, в предложении

Так, в предложении

3. Вывод
Итак, мы доказали, что
В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты) Таким образом,




Учитывая большой объём знаний, необходимых для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, включаю элементы работы по обучению сочинению в уроки в тех классах, где изучаются правила постановки знаков препинания.

Так в 8 классе в связи с изучением темы “Тире между подлежащим и сказуемым” знакомлю учеников с разделительной функцией тире, а при изучении темы “Вводные предложения и вставные конструкции, выделяемые тире” - с выделительной функцией. Разрабатываю упражнения, способствующие формированию умений обосновывать постановку тире в письменной форме.
Типичные ошибки в написании
сочинения – рассуждения по прочитанному тексту

1. Содержательные
2. Формальные

1.1 Замена ответа на поставленный вопрос пересказом.
1.2 Отсутствие примеров из прочитанного текста
1.3 Использование в качестве примеров предложений, которые не являются аргументами.
2.1 Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.
2.2 Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.
2.3 Нарушение структуры сочинения – рассуждения.



Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний и успешно сдать экзамен.








Picture 360Picture 368Root Entry