Круглый стол Реализация дуальной формы обучения: достижения и проблемы


Реализация дуальной формы обучения: достижения и проблемы
«Чтобы занять достойное место в мире, Казахстану нужна высококачественная система образования и подготовки кадров»
Н.А.Назарбаев
В настоящее время недостаток квалифицированных кадров стал одним из основных сдерживающих факторов для развития экономики Казахстана. Кардинальное обновление технического и технологического парка промышленности требует совершенствования системы подготовки технических и профессиональных кадров.
Большой проблемой ТиПО сегодня является разрыв между теорией, которую обучающие изучают в учебном заведении и практическими навыками, которых ждут от них работодатели. Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального образования, сочетающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Благодаря увеличению роли практической подготовки будущие специалисты приобретают производственные навыки уже на стадии обучения. Достигается это путем увеличения практической составляющей учебного процесса и проведения занятий непосредственно на рабочем месте.
На базе Павлодарского химико-механического колледжа прошел круглый стол, на котором обсуждался вопрос «Реализация дуальной формы обучения: достижения и проблемы»
Участники рассказали о реализации дуального обучения на базе своих колледжей. Поделились мнениями о дуальном обучении, рассказали о достоинствах дуальной формы обучения, о проблемах, связанных с таким видом обучения. По окончании круглого стола наши гости выразили желание продолжать такие встречи.
Участники круглого стола:
Колледж Черной металлургии, г. Аксу
23495171450
Колледж является республиканской экспериментальной площадкой по внедрению дуальной технологии обучения, успешная реализация которой невозможна без социального партнерства с профильным предприятием. На базе колледжа осуществляется подготовка специалистов по профессии «Электрогазосварщик» согласно норвежской модели профессионального образования- два года обучение проходит в колледже и один год на предприятии. По завершению обучения обучающиеся показали высокий результат качества знаний, как итог - 100% трудоустройство выпускников на Аксуский завод ферросплавов.
Колледж им.Ж.Муссы, г.Аксу
Внедрение дуальной системы обучения в Аксуском колледже имени Жаяу Мусы начато с 2014 года. Дуальным обучением охвачены на сегодняшний день шесть специальностей:
Теплоэнергетические установки тепловых электрических станций,
Электрооборудование электрических станций и сетей (по видам);
Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам);
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
Сварочное дело;
Организация питания.
Анализ мониторинга развития социального партнерства Аксуского колледжа за четыре года показал, что увеличилось количество договоров в рамках дуального обучения, количество грантов, содействие в материально-техническом оснащении колледжа, содействие в обучении за счет средств компании; присуждена стипендия учащемуся колледжа; увеличилось количество обучающихся, прошедших практику на производстве. Занятость выпускников колледжа составляет ежегодно 100%.
234951905Павлодарский колледж цветной металлургии.
Дуальное обучение организовано в колледже по шести специальностям на базе АО «Алюминий Казахстана» и АО «Казахстанский электролизный завод».
Внедряя элементы дуального обучения 40% учебного времени используют на теоретическое обучение, 60% - на практику. Слаженная работа специалистов колледжа и подразделений работодателя в вопросах организации и контроля за прохождением практики дает ощутимые результаты: с каждым годом растет число востребованных специалистов из числа выпускников колледжа.
357632053975 Павлодарский технологический колледж
По дуальному образованию в колледже обучаются по следующим специальностям: «Технология полимерного производства», «Производство молочной продукции», «Технология и организация производства продукции предприятий питания». В целях совершенствования и приобретения практических навыков обучение осуществляется следующим образом: полтора года теория и год практики. Практика осуществляется на базовых предприятиях области, в организациях, имеющих соответствующее современное оборудование и организующих свою деятельность по новым технологиям производства. По завершению обучения практически все выпускники были трудоустроены на местах прохождения практики.
Павлодарский химико-механический колледж
3759203810
Основным социальным партнером колледжа является :ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» Подготовка специалистов по дуальной форме обучения ведется по специальностям: «Техническое обслуживание и ремонт оборудования предприятий нефтегазоперерабатывающей и химической промышленности» и «Технология переработки нефти и газа» Дуальная форма обучения позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, что 60% времени обучающиеся обучаются непосредственно на производстве, и только 40% - в колледже. Для качественной подготовки высококвалифицированных специалистов в колледже создан учебно-производственный полигон «Технопарк». В колледже было 2 выпуска обучающихся по дуальной форме обучения, практически все выпускники трудоустроены на предприятии.
В рамках реализации дуального обучения проведена модернизация материально-технической базы учебно-производственных мастерских за счет средств социальных партнеров. И сегодня, оснащенность колледжей соответствует современным требованиям для обеспечения качественного обучения специалистов по всем специальностям.
Дуальная форма обучения обеспечивает плавное вхождение выпускника в трудовую деятельность, без стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Она позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность. При всех положительных сторонах дуальной формы обучения не все предприятия соглашаются на реализацию такого проекта.
Проблема реализации дуальной системы обучения заключается в том, что разработанная нормативно-правовая база по переходу на дуальное обучение несовершенна и чаще всего не удовлетворяет интересы учебных заведений, а тем более предприятий – социальных партнеров.  Это объясняется рядом объективных и субъективных причин. Многие предприятия неохотно соглашаются на введение дуального обучения ввиду отсутствия финансирования и материальной поддержки государства; занятости ведущих специалистов; отсутствия на предприятиях ученических мест, учебных полигонов и мастерских для обучения по дуальной системе; требований ОТ и ТБ; элементарных правил производственной дисциплины и др.
Решение проблем такого рода видим в следующем:
Модернизация производственной базы мастерских колледжа, максимальное приближение оснащения к производственным объектам;
Высокая компетентность мастеров производственного обучения; привлечение специалистов предприятий, учреждений и организаций к процессу обучения;
Преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве. Для этого администрацией колледжа предусмотрены ежегодные стажировки преподавателей специальных дисциплин на производстве;
Возможность материального стимулирования как учебного заведения, так и предприятия
Дальнейшее совершенствование законодательства для эффективного развития мотивации дуального обучения в сфере образования и бизнеса.
По мнению участников дуальной системы ни одна организация системы ТиПО не способна дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенью на пути к успешной карьере.
Авторы: Олешко Н.В
Резмерица Е.В.