Мероприятие для родителей подготовительной к школе группы Круглый стол: на пороге школы


Тетерина Анастасия Николаевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Мероприятие для родителей подготовительной к школе группы
Круглый стол «На пороге к школе»
 
Быть готовым к школе - не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит
быть готовым всему этому научиться.
Л. А. ВенгерЦель: пропагандировать семейные ценности; способствовать сплачиванию семьи, для достижения общей цели.
Задачи:
Создать приятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение.
Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе.
Оказать психолого – педагогическую поддержку родителям будущих первоклассников.
Участники: Педагог-психолог, родители, воспитатели.
План:
Вступительное слово ведущего (актуальность проблемы)
Игра на приветствие «Узелок»
Работа в группах (портрет первоклассника)
Психологическая готовность ребенка к школе
Работа с изображением «Цветка»
Разукрашивание цветков.
Результаты первичного анкетирования. Рекомендации.
Анкетирование родителей
Подведение итога
Раздача памяток родителям. 
Оборудование:
стол, стулья, клубок ниток, тест «Пирамида», изображение цветка, анкеты «Оценка ребенка родителями», памятки «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу» и «Учебно-игровая деятельность».Время проведения: 60 минут.
Ход мероприятия:
Знакомство с участниками «круглого стола»
Педагог – психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что вы  отложили свои дела и нашли время заглянуть к нам, чтобы узнать о своих детях. Сегодня наша встреча посвящается теме: «Готовности ребенка к школе».
- Чтобы наша встреча была приятной и дружной, сначала, давайте познакомимся друг с другом.
Игра «Узелок»
Участники по очереди называют своё имя и завязывают узелок на ленточки.
П: Каждый из вас называет своё имя и завязывает узелок. Вот видите, мы с вами связаны одной ленточкой, одной общей целью. Я уберу её до следующей нашей встречи. Возможно, в следующий раз узелков станет больше.
Работа в группах
П: Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит «ребенок готов к школе»?». Для этого давайте разобьемся на две группы и постараемся проранжировать факторы «готовности ребенка к школе».
Тест «Пирамида».
Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек
Им предлагается следующее задание: «Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.»Должна получиться вот такая пирамида:
11963406223000
64389022352000173926522352000

22155156985000119634069850001866906985000
64389022161500173926522161500
11963408699500
Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:
Ответственность
Умение читать, считать, писать
Умение общаться со взрослыми и сверстниками
Самостоятельность
Настойчивость
Состояние здоровья
Умение логически мыслить
Умение организовать рабочее место
Развитие речи и памяти.
Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)
Резюме:
Воспитатель: Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником.
Воспитатель: Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т.д. Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно – волевых качеств, самостоятельности. Считаем эти направления ведущими, т.к. наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Воспиатетль: Поэтому цель подготовки к школе – формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей – помочь ребенку.           
Психологическая готовность ребенка к школе.
Психолог: психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
интеллектуальную готовность;
мотивационную готовность;
волевую готовность;
эмоциональная готовность;
коммуникативную готовность;
физиологическая готовность.
Интеллектуальная готовность
предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
Мотивационная готовность
подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Эмоциональная готовность
Способность выдерживать нагрузки, в момент преодоления трудностей ребенок уверен в своих силах. Не боится новых ситуаций. Способность выдерживать разочарования, адекватно справляться с отрицательными эмоциями (тревожностью, раздражительностью, если его критикуют). Уменьшение импульсивных реакций.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
подчинение своих действий правилам, школьному режиму,
умение слушать и принимать задание учителя, исполнять его, проявив определенные усилия.
способностей ставить перед собой цель,
принять решение о начале деятельности,
наметить план действий,
выполнить его, проявив определенные усилия,
оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
 Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.  Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Физиологическая готовность это уровень развития основных функциональных систем организма и состояния его здоровья.
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.
 Перечисленные умения обеспечивают безболезненную адаптацию ребенка к школе, к новой деятельности, способствует его благоприятному обучению и развитию.
Работа с изображением цветка.
Нарисуем (мысленно) портрет будущего первоклассника.
Цветок – это ваш ребенок.
Корни цветка, листья – дошкольная зрелость. Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются.
Таким образом, развивается ваш ребеночек – цветочек вашей жизни.
Рост и развитие цветка (ребенка) зависит от корней и листьев (зрелости в той или иной сфере).
Для 7-летнего ребенка школа - это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, не может только играть в куклы-машинки и отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а после возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только смотреть мультфильмы. Он - первоклассник, и родители должны осознать всю ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка.
Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть подготовлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Часто ли вы говорите: "Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет"? Или: "Опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе два по поведению, а с двоечниками никто не дружит". Если да, то избегайте таких фраз и создавайте у ребенка положительный образ школы. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях.
Кроме того, врачи-неврологи советуют обратить пристальное внимание на общее состояние ребенка. Приучайте его к режиму дня. Особенно это важно для детей, которые не ходят по какой-либо причине в садик. Пусть ребенок летом, перед тем как пойти в первый класс, встает в 7 или 8 часов утра и обязательно чередует отдых с занятиями. Соблюдение режима позволит первокласснику плавно войти в режим учебы, и на один стрессовый фактор у ребенка станет меньше. После школы ему нужно обедать, отдыхать, гулять и только потом садиться за уроки.
Разукрашивание цветков.
Только сообща, все вместе, возможно преодолеть все трудности в воспитании и учебе детей.
- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка.  Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:
Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Вы будете сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Причем не только учебу, но и поступки.
7. Результаты первичного анкетирования. Рекомендации.
Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что
10 человек - вполне готовы к школьному обучению, семьям 13 человек на какие-то моменты нужно обратить внимание, в чем-то еще нужно потренироваться с ребенком и 1 человек - не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Как же это сделать за оставшийся до школы период?
Даю общие рекомендации, выполняя которые у ваших детей будет развиваться все, что нужно для школы. Большинство в игре и в бытовой деятельности, а не на занятиях.
Играть в настольные игры (показать).
Изготавливать поделки, аппликации.
Самостоятельно решать занимательные задания из специальных книг по подготовке к школе и детских журналов, головоломки, загадки, викторины (Кто больше знает? Кто быстрее ответит? – соревновательные моменты).Развивающие игры: конструктор, пазлы, мозайка…
Читать, пересказывать, обсуждать мораль, придумывать продолжение сказке…
Беседы по темам: «Мои друзья», «Правила общения с друзьями», «Самое интересное в детском саду, на прогулке, на занятиях», «Мои поступки», «Как я справляюсь с трудностями?», «Как себя веду, когда злюсь?»
Рисование по заданию (например: нарисуй лес, грязную дорогу, дерево с почками). Показывайте способы рисования.
Для стимулирования нового уровня общения с ребенка со взрослыми (как школьника) рекомендуется больше разговаривать с детьми, обсуждать их проблемы, интересоваться их мнением, создавая видимость общения на равных.
Важно ставить ребенка в позицию «старшего», «взрослого», когда на него возлагается «ответственность».
Дома для детей полезно выделить специальные поручения, выполняя которые, они бы видели результат и чувствовали его важность для всей семьи (например, содержать в чистоте обувь всех членов семьи, кормить кошку, поливать цветы).
Труд школьника принимает характер общественно-значимой деятельности. Если ребенок дома трудится, то он лучше учится в школе. Для того чтобы труд был успешным, нужна положительная стимуляция (похвала, поощрение, общественная мотивация – труд для других).
Формируйте волевую регуляцию своего поведения через игры с правилами, в повседневных делах, во время занятий («доведи работу до конца!»).
Просите ребенка описать способы выполнения задания, придумать, как можно больше нарисовать, вылепить, вырезать что-либо, спланировать свои действия, предложите распланировать день, попросите рассказать, как можно пройти от дома до сада… и самому оценить результат.
Проведите небольшие опыты, физические эксперименты и просите детей объяснить по-своему суть наблюдаемых явлений: почему кипит вода в чайнике, почему весной появляется зеленая трава, а осенью желтеет. Можно вести дневник наблюдений за погодой.
Заведите тетрадь, в которой ребенок отмечал бы выполнение своих постоянных поручений (формируется самоконтроль).
Формируйте положительное отношение к школе, мотивацию: беседуйте («Что я буду делать в школе?», «Каким я буду учеником?»), рассказывайте и показывайте фото из школьной жизни, школьные атрибуты. Игры в школу, организация рабочего места - игра «»Каждой вещи свое место», познавательного уголка «Любознайка» (книги, атласы, настольные игры, плакаты, макеты). Обеспечьте культурный досуг. Больше наблюдайте, объясняйте, отвечайте на вопросы. Познавательная активность родителей так же должна быть высокой.
Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
В работе можно использовать таймер. ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА ЗА ДОСТИЖЕНИЯ!!!
Развивайте навыки общения.
Решайте поведенческие проблемы (гиперактивность, агрессивность, тревожность, замкнутость), подверженность нервным заболеваниям и т.д. – пересмотрите некоторые воспитательные моменты или обратитесь за рекомендациями к специалистам.
Повторное Анкетирование родителей.
 Подведение итогов.
Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному обучению" (высказывание родителей):
Школьная готовность если обобщать все, о чем мы сегодня говорили:
это сплав знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
это способность к сотрудничеству и преодоление трудностей, положительного отношения к школе и учебе.
Раздача памяток для родителей:
«Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»
«Учебно-игровая деятельность»
Пожелаем же нашим детям успеха. А мы, взрослые, будем рядом с ними.