Разработка конспекта по теме Современный урок (круглый стол)


Круглый стол на тему: «Современный урок».
Цель круглого стола - обсуждение мнений педагогов и учителей начальной школы по поставленной теме с разных точек зрения, выделение способов обеспечения современного подхода к уроку.
Задачи:
1. Изучить теоретическое обоснование проблемы с позиций педагогов.
2. Проанализировать подходы к реализации современного урока.
3. Распространить опыт работы педагогов и учителей с целью повышения профессиональной компетентности.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, магниты, словари, листы

План проведения:
1. Вводная часть (постановка проблемы, обсуждение открытых мероприятий по предложенным заранее вопросам) .
2. Дискуссионная часть (разминка, теоретическое раскрытие темы преемственности с разных позиций, обсуждение по подгруппам) .3. Заключительная часть (рефлексия) .
Ход круглого стола
1. Вводная часть:
- Добрый день, уважаемые коллеги и гости. Разрешите нам завершить работу нашего семинара круглым столом, который мы назвали «Современный урок.». (Слайд 1.)
2 Дискуссионная часть. Работа с презентацией.
(Слайд 2). - На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество и взаимопонимание. Но в тоже время представляет собой сложнейший психолого – педагогический процесс, акт учительского творчества, к которому предъявляются сотни различных требований.
(Слайд 3). –Современный процесс образовательной деятельности диктует новые требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса.
Напоминаем, что современный урок может включать следующие шесть основных этапов:
• мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
• целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
• осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
• коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
• взаимопроверка, взаимоконтроль;
• рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
-Рассмотрим на примере коммуникативную компетентность, как основу практической деятельности ученика и учителя. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи..  (Слайд 5). - С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка. (ещё один щелчок)
-Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, используются следующие современные образовательные технологии: (Показать рукой)
-Применяя новые педагогические технологии на уроках, убеждаешься, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
-И необходимо помнить, что Внимание на уроке не всегда устойчиво.
-Рассмотрим (Слайд 6) один из примеров распределения внимания на уроке. Самый пик внимания приходится на 20-тую минуту.
(Слайд 7) -Любая технология даже самая замечательная не поможет учителю, если ученик не будет принимать активное участие на уроке. С чего начать урок? Как привлечь учащегося, зная, что изучаемая тема – это программный материал,. Так что же надо сделать? (Правильно мотивировать)
-Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. -связанные с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; взаимоотношения ребёнка с окружающей средой, как мы видели на открытых уроках.
-К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. (2Щелчок)-
-Ко вторым - потребности учащегося в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Итог. -Таким образом, подводя итоги соберем воедино составляющие успешного урока и над чем работать. (Слайд 8)
-Актуализация знаний
-Ситуация успеха
-Цели и компетентности
-Мотивация
-Индивидуальные траектории обучения
-Рациональное распределение времени
-Структура учебного материала и дидактический материал
Технология -Стиль общения.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
- Уважаемые коллеги, переходя к практической части круглого стола, хотелось бы познакомить Вас с притчей «Шести шляп» (Эдвардо де Боно).
«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как считалось, что его шляпы приносят счастье.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука со шляпами (синей, красной, зеленой, желтой чёрной и белой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда братья выбрали себе шляпы и разъехались. Только спустя несколько лет они вновь встретились в доме отца.
-Брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным…
-Второй брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, -видел все в светлых тонах и многим помогал…
-Все, к чему прикасался третий брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.
- Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком. Он был четок и беспристрастен.
-Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным.
-И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника…
-Предлагаем вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Учитывая условия семинара, просмотренных 4 урока, оставляем шляпы 4-х цветов.
-Итак, у нас образовано 4 группы:
- Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма. Обобщите приёмы и методы современного урока, исходя их просмотренных уроков.
- Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, какие личностные качества присущи современному педагогу.
- Группу Красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникли в ходе просмотра уроков во время семинара.
- Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи, рекомендации, исходя из собственного опыта.
Рефлексия участников круглого стола. (Работа в группах). Защита проектов.
4.Итог.
Закончить наш круглый стол нам хотелось бы словами … (Слайд)
Плохой учитель описывает, Хороший – объясняет, Отличный – показывает, Великий – вдохновляет.
Спасибо за внимание.