Методическая разработка внеклассного мероприятия круглый стол«Сказать   коррупции :  нет!»




Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А. Сорокина»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Круглый стол  « Сказать   коррупции :  нет!»





Подготовили и провели: преподаватели права, истории и обществознания:
Королева Т.Ю. и Иванова О.Ю.



2016 год

План – конспект внеклассного мероприятия
на тему « Сказать коррупции: нет».

 
Форма внеклассного мероприятия – круглый стол

Пояснительная записка
Данное мероприятие рассчитано на обучающихся1-4 курсов, которые уже могут рассуждать о серьёзных вещах.
Тема «Коррупция» актуальна сегодня как никогда. Об этом говорят средства массовой информации, разговоры людей из окружения учащихся о взятках и взяточниках, о решении каких- то вопросов с помощью взятки. Сама жизнь погружает детей в негатив проблемы, показывает, что к ней может быть причастен любой гражданин нашего общества.
Главная задача этого мероприятия обозначить эту проблему, заставить ребят задуматься о том, что в обществе могут быть большие проблемы, постараться вызвать негативное отношение к коррупции как к явлению, формировать у учащихся правовое самосознание, способствовать осознанию важности соблюдения закона.
Тема раскрывается в беседе собучающимися с использованием разных источников информации (литературное произведение ,исторические данные, проза, энциклопедический словарь и материалы Интернета)и др.. Продолжится работа в группах методом « мозговой штурм»,диалоги ,разбор стуаций и т.д..

Методические рекомендации.
Основная цель занятия: пропаганда и формирование антикоррупционного мировоззрения; содействие взаимодействию с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами по вопросам реализации антикоррупционной политики. .
Как показывает практика, содержание документов и законов связанных с коррупцией является достаточно сложным для восприятия студентами. В связи с этим обращаем внимание на некоторые особенности изучения этого базового документа с исторических данных и Уголовного кодекса РФ .
При изучении темы "Коррупция" следует представить историю происхождении коррупции . Рассказать о том, когда и почему возникла коррупция ,как с ней боролись.
Практика преподавания и изучения темы "Коррупция" в техникуме показывает, что её усвоение студентами достигает наибольшей эффективности там, где широко используются активные формы и интерактивные методы проведения занятий,внеклассных мероприятий, ведущее место среди которых занимает творческо-поисковый метод обучения, обращенный к эмоциональной сфере, а также такие методы и приемы работы, как круглый стол, диалоги, дискуссии, дебаты, деловые и ролевые игры.
Данное внеклассное мероприятие позволяет закрепить знания, полученные в результате изучения раздела «Уголовное право»по предметам право, обществознание .
Теоретические знания занятия  тесно связаны с жизнью, формируют навыки правового поведения, знания прав и обязанностей гражданина РФ.
На данном мероприятии используются следующие педагогические технологии: развивающий подход, дифференцированный , личностно-ориентированный, системно-деятельностный.
ЦЕЛИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

 Образовательная:  просвещение, пропаганда и формирование антикоррупционного мировоззрения; содействие взаимодействию с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами по вопросам реализации антикоррупционной политики. В форме обмена мнений и информаций сформировать собственное мировоззрение на проблему коррупции в современном обществе, расширить кругозор учащихся по данной проблеме, познакомить с нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране.
Задачи:
способствовать развитию правового сознания, гражданской позиции, умению делать выводы на основе полученных данных.
воспитание позитивного отношения к нравственным нормам, составляющим основу личности, повышение уровня их правового сознания и правовой культуры; деятельностного подхода  к антикоррупционным программам

Актуальность.
В последние годы тема политической коррупции приобрела особую актуальность. Масштаб распространения этого явления во властных и политических институтах позволяет характеризовать политическую коррупцию как неотъемлемый атрибут их повседневной деятельности. Политическая коррупция в России охватила все ветви и институты государственной власти, местного самоуправления и являются главным препятствием на пути дальнейшего развития нашей страны как демократического государства.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях слабых демократических традиций, несовершенства национального законодательства, неэффективной деятельности властных институтов и недостаточного уровня политико-правовой культуры современного переходного общества одним из самых опасных негативных явлений является коррупция. Она поражает все сферы общественной жизни, способствует распространению организованной преступности, создает социальное напряжение, вызывает у населения неуверенность в способности власти осуществить организационные и практические мероприятия по преодолению системного кризиса. Коррупция угрожает национальной безопасности, реально противостоит конституционному и общественному строю, является причиной небывалого роста в стране теневой экономики, проникает во властные институты.
Объектом исследования является коррупция как социально-политическое явление, ее сущность и содержание.
Предметом исследования является генезис коррупции, ее тенденции, формы распространения и проявления в обществе, характер и глубина воздействия на политические процессы.
Методы исследования. Теоретико-методологической базой выступают следующие методы: общенаучные методы ‒ исторический, сравнительный методы, методы обобщения и типологизации. Среди конкретно социологических методов в рамках исследования нашли применение анализ документальных источников, метод вторичного и первичного анализа эмпирических данных.

Ход мероприятия.
1 слайд: Учитель1.
Приветствие. Здравствуйте уважаемые гости и участники нашего круглого стола. Как вы думаете ,какая тема будет обсуждаться сегодня?
Наш круглый стол посвящен теме Коррупции, которая сегодня часто обсуждается в обществе. Иначе и быть не может, потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.
2 слайд: Учитель2.
Сегодня мы рассмотрим, что такое коррупция, каковы ее формы и причины в разный исторический период, выясним, каким может быть ущерб, который наносит коррупция и стране и каждому человеку в отдельности; узнаем, какие способы борьбы с коррупцией существуют в мире и России.
3 слайд:  Учитель1
 Давайте послушаем притчу, которая называется «Старательный дровосек».  Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали:  хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей.                                    
   О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло.   Сегодня мы с вами говорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция.
4 слайд: Учитель2.
Эпиграфом нашего круглого стола будут являться слава Томаса Гоббса: «Коррупция «есть корень, из котороговытекает во все времена и при всякихсоблазнах презрение ко всем законам».
Как вы понимаете слова Т.Гобса?
5 слайд: Учитель1.
Для того чтобы понять ,что такое коррупция ,мы с вами проведём «мозговой штурм»
слепим «снежный ком» о понятии «коррупция». Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).- Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:
6 слайд: Учитель2.
Итак,Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
7 слайд: Выступление учащихся по истории коррупции в России (с древнейших времён по наше время)
Ученик 1.Коррупция исторически различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).
Древняя Русь (Ученик2.)
Первые официальные упоминания о посуле, как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий, имеются в Двинской уставной грамоте 1397—1398 гг., в ст. 6 речь идет о незаконном присвоении потерпевшим от кражи судебных полномочий (самосуде). При этом самосудом признается незаконное получение денежной компенсации, причитавшейся наместнику, на которого возлагалось осуществление правосудия.
Упоминания о посулах также можно встретить в Судебнике 1497 г., в ст. 68 говорится о запрещении взимать посулы и давать ложные показания на суде по всем городам и волостям русского централизованного государства, что указывает на стремление великокняжеской власти бороться с бесчисленными проявлениями мздоимства.
До 1715 (Ученик3.)
До появления полноценного института государственной службы, получение денег и еды от управляемых было естественным средством обеспечения деятельности должностных лиц: до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть на средства, поступающие от лиц, заинтересованных в их деятельности. В то же время,Судебник Ивана III запрещал судьям брать «посулы» (взятки), в противном случае их жестоко наказывали.
В 1648 г. в Москве случился народный антикоррупционный бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей.
С 1715 до 1801 (Ученик4.)
С 1715 года получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. При Петре I,  не получая жалованья, которое из-за постоянных войн часто задерживали или не выплачивали вовсе, многие чиновники, особенно низших классов, откровенно бедствовали, поэтому взятки нередко были для них единственным способом выживания.
При Петре I взяточников нещадно били батогами, клеймили, ссылали, но все было тщетно. Вскоре после смерти Петра I нехватка средств заставила правительство Екатерины I вернуться к прежней системе обеспечения, предусматривавшей работу канцелярских служащих в городах без жалования с позволением «брать акциденцию от дел». Акциденции в переводе с латинского — «побочные доходы» от добровольной мзды челобитчиков, то есть взятки. Таким образом, «кормление от дел» вновь стало для госслужащих единственным способом существования.
XVIII век. Екатерина II( Ученик5.)
Зарплату чиновникам выдавали ассигнациями, то есть бумажными деньгами, покупательная способность которых не сильно отличалась от серебряного денежного эквивалента. Однако в конце XVIII — начале XIX в. ассигнации начинают обесцениваться, и, соответственно, прожить на чиновничье жалованье становится все сложнее. Единственным, на что могли рассчитывать чиновники в таком положении, были взятки.
XIX век. Александр I( Ученик 6.)
Указы Александра I 1809 и 1811 гг оставляли в силе законодательные акты Петра I и Екатерины II. Тем не менее, рост должностных преступлений в Империи показывал, что реформирование законодательства необходимо. Взяточничество и лихоимство прочно обосновалось не только в центре, но и в губерниях, и в судебной системе.
XIX век. Николай I (Ученик7)
В 1826 году было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии — для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц и контроля за их деятельностью. В середине XIX века в правительственных кругах наблюдалась непоследовательность в борьбе с должностной преступностью. Несмотря на общее негативное отношение к взяточничеству, к отдельным лихоимцам правительство было снисходительно.
Важным этапом на пути совершенствования законодательства об ответственности за взяточничество и лихоимство было издание Свода Законов. Под взятками здесь понимались всякого рода подарки, которые делались чиновникам для ослабления силы закона.
XIX век. Александр II(Ученик8.)
Важным фактором борьбы с «воровством» на государственной службе стала начавшаяся в правление Александра II система публикации имущественного положения чиновников империи. Периодически, как правило — раз в год, выходили книги, которые так и назывались: «Список гражданским чинам такого-то ведомства».
XX век Николай II(Ученик9.)
В 1903 году было введено Уголовное уложение, которое в части борьбы с коррупцией было гораздо более проработано, чем действовавшее до этого Уложение о наказаниях. Уголовное уложение, в частности, разделило понятия «взяточничество» и «лихоимство».
СССР (Ученик10)
Декрет СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Согласно упомянутому нормативному акту наказанию, помимо лиц, виновных в принятии взятки, также подвергаются виновные в даче взятки и подстрекатели, пособники и все прикосновенные к даче взятки служащие.
В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и Уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел.
В военные годы начальник отдела УНКГБ по Кировской области Ф. С. Лихачев, выселяя в 1944 г. население Чечено-Ингушетии и Кабардино-Балкарии, за присвоение вещей был арестован на 15 суток и уволен из «органов».
В середине и в конце 1940-х годов основные факты коррупции среди сотрудников НКВД были связаны с «трофейным имуществом» конфискованным на территориях Европы и Маньчжурии, освобожденных в результате второй мировой войны.
Коррупция затронула и внешнюю разведку органов госбезопасности. Работникам внешней разведки было несложно скрывать расходование оперативных средств на собственные нужды.
Очередной виток развития коррупции пришелся на вторую половину срока нахождения Брежнева у руля страны. Руководители среднего уровня теперь уже не удовлетворялись служебной дачей, но, запуская руки в государственную казну, строили личные загородные дома, оформляя их на имя детей или внуков.
В СССР до начала 80-х годов тема коррупции открыто не поднималась. Простым гражданам навязывалось мнение, что коррупция для социалистического строя является нехарактерным явлением и присуща только буржуазному обществу.
Первым громким коррупционным делом советского периода стало дело фирмы «Океан» (1981-82).
В 70-е — 80-е годы на бытовом уровне, с нарастанием дефицита товаров, и в частности товаров качественных, модных и современных, коррупция пустила наиболее глубокие корни в системе торговли.
В эпоху Перестройки коррупция в высших эшелонах власти стала одной из наиболее резонансных тем.
8 слайд: В современной России (Ученик11.)
1991—2000
В 1999 году академик РАН Д. С. Львов и доктор экономических наук Ю. В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную».
В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве.
Фильм о коррупции В.В. Путин
9 слайд: Выступление преподавателя экономики.
Орск стал лидером по количеству коррупционных преступлений — таковы данные исследования областной прокуратуры.
О многих случаях мы ранее уже рассказывали. Так недавно вынесли приговор заместителю прокурора, который попался на получении крупной взятки в сумме 200 тысяч рублей. Весной 2016-го во взяточничестве обвинили преподавателя ОГТИ и шестерых студентов, которые, по версии следствия, передали учителю более 50-ти тысяч рублей за экзамен. Совсем недавно был зафиксирован еще один факт коррупционного преступления — бухгалтер одной из орских школ  воровала деньги у учебного заведения, тем самым нанесла ушерб на сумму около 1 500 000 рублей.
В списке особо отличившихся по данному виду преступлений также находятся Оренбург, Бузулук и Красногвардейский район. По сравнению с прошлым годом в Оренбуржье количество коррупционных преступлений увеличилось на 20%. Помимо этого отмечен рост преступности в целом. Однако, как говорят исследования, тяжких и особо тяжких преступлений стало меньше.
10 слайд: Выступление психолога
Коррупция с психологической точки зрения
Научная дискуссия вокруг темы коррупции на протяжении последнего десятилетия ведётся в рамках юридических, экономических или социологических аспектов. При этом психологические категории, такие как цели, мотивы, ценности, установки, эмоции государственных служащих оказываются за пределами научного анализа, что не даёт возможность получить целостное представление о коррупции как о системном явлении.

В психологии коррупция рассматривается с точки зрения разных подходов:
1. Когнитивный подход к проблеме взяточничества
В данном подходе психологи рассматривают психологический треугольник коррупции.
«Психологический треугольник коррупции»
(Факторы внутреннего контроля):
а) Давление со стороны внутренних(депрессии, неврозы, стрессы, вызванные финансовыми долгами, кредитоманией, обязательствами, преступными деяниями коррупционера и т.п.) ивнешних обстоятельств(российский феномен взяткозависимости и индивидуальная социально-экономическая, политическая и другие ситуации и т.п.)
б) Возможность(условия, позволяющие заниматься коррупцией: отсутствие контроля и невозможность зарегистрировать коррупционные действия, власть, контролирующая функция, безнаказанность и т.п.)
в) Самооправдание(коррупция как необходимость: заслуженная зарплата, как приём бизнеса и выживания, как теневая система, как плата за риски и страдания, как следствие ипотечного и кредитного рабства, как круговая порука, как продукт высшей власти и т.п.)
2. Психоаналитический подход
С точки зрения данного подхода коррупция рассматривается как следствие регрессии, связанной с бессилием «Я» и невозможностью преодоления страхов и беспомощности при встрече с трудностями.
3. Бихевиоральный подход
С точки зрения бихевиорального подхода, отмечается низкая устойчивость взяточников и взяткоманов к стрессам, а также очень высокая результативность поведения, направленного на получение взяток.
4. Гуманистический подход
Согласно гуманистическому подходу коррупция вызывается реакцией личности на страх, как протест против социального давления, скуки, невозможности самореализации (низкий уровень креатива в России, нет производства и др.), как стремление «потреблять счастье в чистом виде».
5. В рамках смыслового подхода предлагается выполнение следующих рекомендаций в устранении коррупции:
Повышать психологическую защищённость от предложения взяток (развития жизнелюбия и навыков к творчеству, преодоления стрессов и депрессий, знаний о психологии радости);
Развивать навыки противостояния манипуляции (от взяткодателей и руководителей, которые пытаются преступным образом использовать личность в коррупционной схеме) и деструктивных зависимостей;
Делать внушение, основанное на последствиях карьеры и здоровья т.п.;
Как можно раньше выявлять лиц, склонных к взяточничеству (их личностные, поведенческие, эмоциональные, внешние изменения);
Повышать уровень творческих процессов в психике, не доводя её до критического непредсказуемого состояния;
Проводить социальную профилактику и обеспечивать психологическую безопасность социума.


11 слайд: Учитель1.
В продолжение разговора о коррупции разрешите представить вашему вниманию три ситуации, в которыхсоблюдая все полученные знания по антикоррупционной политике вы должны указать ваши действия
Решение ситуаций
I ситуация: Преподаватель института вас заваливает на экзамене  третий раз. Всем своим видом (а может и напрямую) он дает понять, что нужно заплатить. Ваши действия.
II ситуация: Учитель2.
Вам, руководящему работнику,  предлагают  денежные средства, в обмен за определенную услугу,  не соответствующую законодательству. Ваши действия.
III ситуация: Учитель1.
Вам срочно нужен иностранный паспорт, что бы отдохнуть по горячей путевке. А его можно получить только через месяц. Ваши действия.
12 слайд: Выступление юриста, зам.прокурора.
13 слайд: Учитель2.
Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством,  взятками в современном обществе?    Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет,  вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.
 
Учитель1. 
Таким образом,   создаются все необходимые правовые, экономические и политические предпосылки для полноценной и эффективной борьбы с коррупцией и порождающими ее причинами.

Что могу сделать я?  
Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть. Поступайте правильно:
не давайте и не берите взятки;
старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
предавайте гласности случаи коррупции.
Вы также можете:
 изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты;
принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией.
Изучать данное явление
Знакомиться с антикоррупционными  мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.
Учитель2.
Мы хотим поблагодарить всех гостей и участников нашего сегодняшнего «Круглого стола» в рассмотрении такой глобальной темы как «Коррупция». На этом разговор по данной теме не заканчивается, поскольку она многогранна и это доказывает история коррупции.
Для вас мы подготовили информационные буклеты в которых содержится информация о телефонах горячей линии: прокуратуры, следственного комитета и главного управления министерства внутренних дел города Орска Оренбургской области, куда вы можете обращаться по фактам коррупции.
Спасибо за внимание!