Круглый стол «Русский язык – язык межнационального общения»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №8"
357390, Ставропольский край Предгорный район станица Суворовская
улица Карла Маркса дом 312 а
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







Круглый стол
«Русский язык –
язык
межнационального общения»








Организатор:
Т.В. Остроухова –
учитель русского языка и литературы








ноября 2015 год





Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Общение может проводиться в форме
классного собрания
воспитательного часа (час классного руководителя)
экскурсии
тематической лекции
беседа (этическая, нравственная)
диспуты
встречи с интересными людьми
викторины по различным областям знаний
дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут
быть дискуссии по заданной теме)
КВНы;
интерактивные игры;
игры путешествия;
театральные премьеры;
психологические игры и тренинги;
читательские конференции.

Итак, час классного руководителя (классный час) это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции:
просветительскую
ориентирующую
направляющую
формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
Определение темы и задач классного часа
Определение времени и места проведения классного часа
Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
Анализ его результативности.
 
Советы по организации классного часа.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

Организация и проведение классного собрания
 
Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть).
Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.
  Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.
Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание:
распределяет поручения;
избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
слушает доклады учеников о выполнении поручений
  В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.
В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.
Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.
Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)
  Главным назначением нравственного классного часа является:
нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников
развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
 
Организация и проведение психологических игр и тренингов
 
Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.
«Комплимент»
Ребята образуют два круга внутренний и внешний так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.
«Сравнение»
Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге 810 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «нового русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.
«Волшебный магазин»
Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».
«Знакомство»
Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.
«Всеобщее внимание»
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.
«За что нам нравятся люди»
Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристики. Задача участников угадать, о ком идет речь.
«Рассмешить партнера»
Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и самый веселый, обладающий большим чувством юмора.

Организация и проведение тематического классного часа
 
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов: Дискуссионные формы: - дистпут; - дискуссия; Метод проведения: группа делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; Результат: ученики вовлекаются в обсуждение различных проблем, учатся выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения; - беседа;
 Метод проведения:  студенты рассуждают на заданную тему; Результат:  студенты учится формировать и высказывать свое мнение; - конференция; Результат:  Учат обучающихся серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией; - круглый стол; Метод проведения:   нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы, после можно провести неформальное обсуждение темы всей группой; Результат:   формирование личностной зрелости обучающихся; - вечер вопросов и ответов; Метод проведения:   Преподаватель и обучающиеся задают друг другу любые интересующие их вопросы; Результат:  Развитие отношений внутри коллектива, открытость, что помогает решать возникающие проблемы; - встреча с приглашенными людьми; - лекция; - лекторий Метод проведения:  лекцию читает классный руководитель, после лекции учащиеся обсуждают её; Результат:  Лекция и её обсуждение стимулируют учащихся проявлять интерес к подаваемой информации; - аукцион. Формы состязательного характера: - конкурс - викторина - путешествие - КВН - эстафета полезных дел - смотр - парад - презентация - турнир - олимпиада. Творческие формы: - фестиваль - выставка - устный журнал - живая газета - творческий труд Метод проведения: класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; Результат:  Происходит общение внутри группы, развивается мышление, умение работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала; - представление (проектов) - юморина - спектакль - концерт - ярмарка; Игровые формы: - ролевые игры Метод проведения:  коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего обучающие её обсуждают, анализируют и делают выводы; - сюжетные игры - интеллектуальные (казино, морской бой) - игры – катастрофы; Формы психологического просвещения: - тренинг Тренинг метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Результат:  Обучают детей правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев; - исследование; Подвижные формы: - веселые старты - малая олимпиада - олимпиада - день... (атлетики, здоровья и т.д.) Формы работы вне школы: - экскурсия Виды экскурсий:   автобусные;  пешеходные; автобусно-пешеходные; музейные; посещение предприятий Результат:  Позволяет полезно организовать детский досуг; формируются сознание, эстетическая культура, наблюдательность, любознательность,  убеждённость в правильности выбора специальности, - поход - выход (концерт, цирковое, театральное представление).
 
Организация и проведение информационного классного часа
 
Главное назначение информационного часа - формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно политической жизни страны, своего города, района.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.
Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.

Правила подготовки информационного часа:
Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной
Информационный час должен быть мобильным
Информация должна быть оперативной и неизвестной в классе
Информация в обзоре должна быть беспристрастной
Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)
 
Основные формы работы во время информационного часа:
газетные сообщения;
пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;
работа с политической картой мира и глобусом;
комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
просмотр и обсуждение телематериалов.
Формы проведения информационных часов:
викторина (обзорная и тематическая);
информационный ринг;
конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
пресс конференция;
встречи с интересными людьми;
праздники газеты и журнала;
вечера вопросов и ответов;
дискуссии;
путешествие во времени (история создания газет и журналов);
рекламная акция.
 
Организация и проведение читательской конференции
Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то области знаний или социальных проблем.
Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно – исследовательские или научно - практические конференции.
Основная цель читательских конференций развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.
Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.
Читательские конференции уместно использовать в работе с учащимися 5-9 классов.
Перед читательской конференцией желательно провести анкетирование учащихся, которое позволит определить литературные пристрастия учащихся:
Методика подготовки к читательской конференции:
Определение темы читательской конференций.
Согласование сроков проведения читательской конференции с будущими участниками конференции (учащимися, педагогами, библиотекарем)
Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.
Определение проблем, связанных с содержанием художественного произведения или творчеством писателя.
Просмотр спектаклей, выставок, фильмов, музеев, имеющих отношение к теме конференции.
Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции.
Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами и источниками, библиографией.
Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учетом интересов и желания учащихся.
Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции.
Обсуждение результатов конференции и участия всех учащихся в ее проведении.
Формы проведения читательских конференций.
турнир литературных героев,
театр миниатюр,
литературный ринг,
литературная гостиная писателя,
праздник встречи с любимой книгой,
литературная встреча.
Организация и проведение викторины
Викторина это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.
Правила проведения викторин:
Тема викторины должна быть актуальной.
Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.
Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.
Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.
В викторинах всегда должны быть победители.
Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.
Викторины могут быть тематическими или обзорными.

 
Подготовка досугового внеклассного мероприятия
 
Подготовительная работа перед посещением театра:
Изучение истории театров, их роли и влияние на судьбы людей.
Встречи с театральными деятелями, актерами.
Беседа «Театральное произведение и его автор».
Интерактивная игра «Театральный этикет».
Классный час «Актеры и роли».
«Театральная афиша» игра путешествие.
Анализ посещения театральной премьеры в классе.
Тематика экскурсий
Памятные места города, мимо которых мы проходим каждый день.
Если бы камни могли говорить...
Улицы, от названия которых становится теплей.
История храмов моего города.
Памятники старины и современности.
Люди, творившие историю.
Экономические гиганты моей страны.
Тайны природы и ее открытия.
Научные учреждения и их роль в жизни страны.
Музей приглашает в гости.
Сокровища театральных музеев.
Профессии наших родителей.
Мир растений моей земли.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся
Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:
-интеллектуальные марафоны;
-дни интеллектуального творчества;
-защита интеллектуальных проектов;
-экскурсии в ВУЗы, НИИ и исследовательские лаборатории;
-встречи с учеными, изобретателями;
-интеллектуальные ринги и викторины;
-заседание клубов интеллектуалов;
-интеллектуальные олимпийские игры;
-школа интеллектуального развития.

Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:
просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях,
тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
нравственные классные часы; интерактивные игры;
пресс-конференции, брифинги по данной теме.
Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике вредных привычек:
Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.
Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
Мероприятия такого рода должны быть очень искренни ми и максимально откровенными со стороны взрослого.
Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.
Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.
           

Итак, час классного руководителя (классный час) это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.