ЭССЕЭссе на тему : «Формы и методы работы по подготовке учащихся к выполнению творческих заданий ГИА и ЕГЭ».


Автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
«ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО»
Образовательная программа
дополнительного профессионального образования
Повышение Квалификации
ЭССЕ на тему :
«Формы и методы работы по подготовке учащихся
к выполнению творческих заданий ГИА и ЕГЭ».
Выполнила
Косилова Ольга Васильевна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Медведская ООШ.
Санкт-Петербург
2016
АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
197101 Санкт-Петербург, ул. Кронверкская, д. 29/37, лит. Б
Тел.: 8 (800) 500-48-39 (бесплатно); (812) 677-31-87; edu-pk@yandex.ru
www.mba78.
ЭССЕ.
Формы и методы работы по подготовке учащихся
к выполнению творческих заданий ГИА и ЕГЭ.
Каким мечтает видеть ученика на выходе из школы учитель-словесник? Умеющим самостоятельно, грамотно, творчески выражать свои мысли, чувства, адекватно воспринимать и понимать речь разных стилей , жанров…
Не только безошибочно пишущим, отвечающим на вопросы теста, а грамотного в плане практического владения русским языком в реальной жизни.
Буквально «методом натаскивания» готовя старшеклассников к выполнению частей А и В, учитель заранее настроен на низкое качество выполнения части С, то есть творческих заданий, как раз показывающих уровень сформированной языковой компетенции.
Недостаточно количество часов, отведенных на развитие речи, особенно на третьей ступени обучения? Не продумана языковая система образования в целом? Примитивны речевые образцы в СМИ, в социуме?
Совершенно очевидны и эти проблемы, и пропасть между декларируемым содержанием курса обновления филологического образования и контролем, итоговой аттестацией. Но так же очевидны просчеты в преподавании: учитель не создает среду обучения, стимулирующую развитие сознательно-коммуникативных навыков учащихся, уделяет недостаточное внимание работе над речевой культурой учащихся, изучению русской литературы как особого рода словесного искусства. Вспомним откровение писателя И.С. Шмелева в рассказе «Как я стал писателем», суть которого в том, что один учитель-словесник чуть было «не убил» в нем писателя, а другой, «незабвенный», поддержал, «возродил».
Условия любого обновления , переходного периода всегда болезненны, но именно учитель-практик должен сориентироваться, пересмотрев подход к известным формам и методам подготовки учащихся , в том числе в плане выполнения творческих заданий ГИА И ЕГЭ, и быть готовым к освоению новых.
Начало подготовки к итоговой аттестации должно быть положено уже в начальной школе, в 5-6 классах на основе комплексного анализа текста, чтобы к 8-9 классам ученик «умел вести диалог с текстом».
Обучение написанию сочинений-рассуждений, сочинений –объяснений разных типов – одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка, актуальная при подготовке к экзаменам. Здесь важно периодически проводить работу с Толковым словарем по объяснению понятий, организовывать диалоги по проблеме, учить объяснять пословицы, афоризмы, составляя в том числе устные сочинения под руководством учителя , проводить работу в группах по написанию вступления, формулировке тезиса и аргументов к нему, по оформлению заключения, а далее грамотному редактированию, коллективному анализу, составлению готового образца в «копилку» учащегося и учителя.
Очень важно при написании сочинения – рассуждения части С добиться от учащихся понимания цели данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить свое мнение. Именно для этого можно использовать логическую и стройную систему доказательств:
1) Тезис (утверждение, которое нужно доказать: почему так, а не иначе).
2) Аргументы (доказательства, обоснования, доводы, примеры).
3) Вывод (бывает не всегда. Что из этого следует?).Здесь же стоит сказать о том, чтобы научить учащихся творчески использовать различные созданные языковые клише, памятки, схемы-опоры.
« Чтение – один из истоков мышления и умственного развития»,-
утверждал В. А. Сухомлинский. Надо обратить особое внимание на уроки внеклассного чтения, которые должны способствовать умению понимать сложные тексты, критически оценивать содержащуюся в них информацию, формулировать на этой основе гипотезы и выводы, относящиеся ксобытиям современной социокультурной жизни. Подбор текстов должен быть таким, чтобы вызывал у учащихся эмоциональный отклик, заставлял говорить аргументировано, доказательно.
Поэтапное освоение метода проектной деятельности на уроках русского языка и литературы побуждает учащегося проявить интеллектуальные
способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебнымиумениями, целеполагание, способность к самообразованию и
самоорганизации. Это напрямую связано с подготовкой к творческой работе «малой формы» на экзамене.
Опыт использования ИКТ на уроках показал, что обучающиеся охотно работают со справочным материалом (электронными словарями,учебниками, справочными пособиями), а также отдельными информационно-справочными сайтами. Научность и в то же время доступность материала, обилие увлекательной информации и удобный интерфейс дают возможность
использовать эти сайты для работы в классе и дома, юмористические странички с выдержками из ученических сочинений позволяют подобрать материал для работы над речевыми и грамматическими ошибками.
А умение учащихся составлять «научные» презентации – большое
подспорье при обучении написанию сочинения на лингвистическую тему.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. И мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути его успешного преодоления. Несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. И организуя учебный процесс, а особенно готовя учащихся к итоговой аттестации , надо помнить и понимать слова Л.Н. Толстого «:Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,…тем легче будет учиться ученику».