Лабораторные работы по химии


государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
профессиональное училище № 48 п. Подгорный

Лабораторные работы по химии
По профессиям укрупненных групп: «35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство»
2017г.
Рассмотрено на заседании
ЦК общеобразовательных дисциплин
______________Н. Ю. Елизарьева
от «___» _________ 2017 г.
Протокол №____
Разработчик:
Помехина М. А. преподаватель химии ГБПОУ ПУ № 48
Общие положения
Лабораторные работы предназначены для овладения обучающимися умений и навыков самостоятельной работы по проведению химического эксперимента.
Перечень лабораторных работ соответствует учебному плану по дисциплине «Химия».
Лабораторные работы выполняют функцию управления самостоятельной работой обучающихся, поэтому каждое занятие имеет унифицированную структуру, включающую в себя определение целей работы, перечень оборудования и веществ, выполнение работы и вывод к работе.
Благодаря такой структуре занятий обучающийся получает возможность овладеть дополнительными умениями, оформлять результаты эксперимента, составлять таблицы, анализировать и обобщать их, делать заключения и выводы, что служит подготовительным этапом для выполнения более сложных исследовательских работ.
При выполнении лабораторных работ основным методом обучения является самостоятельная работа обучающихся с высоким уровнем индивидуальных заданий для управления преподавателя.
Оценка преподавателем выполненной студентом работы осуществляется комплексно:
- по результатам выполнения;
- устному сообщению;
- оформлению работы.
Правила оформления работы:
1. Лабораторные работы оформляются в тетрадях в клетку.
2. Обучающийся должен чётко записать тему работы, её цель, реактивы, оборудование, выполнение работы (название опыта, что делаю, что наблюдаю, уравнения реакций и вывод к опыту), общий вывод к работе. Если предусмотрено оформление работ в виде таблиц, то необходимо все результаты занести в таблицу. После каждого задания должно быть сделано заключение с обобщением.
3. В конце работы преподаватель ставит оценку работы или отмечает факт выполнения работы (работа выполнена и подпись).
Тематика лабораторных работ по химии для 1 курса:
Изготовление моделей молекул органических веществ.
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
Изучение свойств спиртов.
Изучение свойств уксусной кислоты.
Изучение свойств карбоновых кислот.
Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.
Свойства белков.
Критерии оценивания:
Демонстрация умений. Оценка
Знатие техники безопасности Последовательность действий Запись уравнений реакций Расчёт
значений Заполнение таблиц Вывод
по
работе Оценка
+ + + + + + 5 «5»
+ + + + + 4 «4»
+ + + 3 «3»
Правила техники безопасности
Запрещается пробовать на вкус химические вещества.
Щелочи, кислоты и другие ядовитые вещества необходимо набирать в пипетку только при помощи резиновой груши.
При взбалтывании растворов в колбах или пробирках необходимо закрывать их пробкой.
При нагревании жидкостей пробирку следует держать отверстием в сторону от себя и соседей по работе.
Во избежание ожогов от брызг и выбросов не наклоняться над сосудом, в котором кипит или налита какая-либо жидкость.
При переносе сосудов с горячими жидкостями держать их обеими руками: одной поддерживать дно, другой – верхнюю часть.
При работе с горячими и легковоспламеняющимися веществами (эфиры, спирты, бензин) нельзя нагревать их на открытом огне или сетке.
При определении запаха вещества не следует делать глубокого вздоха, а лишь движением руки направлять к себе воздух.
Концентрированную серную кислоту следует приливать в воду тонкой струей при непрерывном помешивании.
Химические стаканы, колбы из обычного стекла нельзя нагревать на голом огне без асбестовой сети. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины или отбитые края.
Использованную химическую посуду и приборы, содержащие кислоты, щелочи и другие едкие вещества, нужно освобождать от остатков и тщательно мыть. Прежде чем слить в раковину, их нужно нейтрализовать.
Нельзя оставлять без присмотра работающие установки, включенные электронагревательные приборы, спиртовки.
При обнаружении дефектов в приборах немедленно сообщите преподавателю, студентам запрещается устранять неисправности.
Если разбит ртутный термометр или электрод, содержащий ртуть (о случившемся сообщить преподавателю), рекомендуется капли ртути собрать амальгамированными пластинками из белой жести или меди. После удаления капель ртути необходимо залить место ее разлива 20%-ным раствором хлорида железа (III).
Во избежание отравлений категорически запрещается принимать пищу в химической лаборатории.
При мытье химической посуды запрещается работать с хромовой смесью без резиновых перчаток и защитных очков, а также прорезиненного фартука.
Оказание первой медицинской помощи
При термических ожогах осторожно обнажить обожженный участок и закрыть сухой асептической повязкой. Обожженный участок нельзя как-либо очищать и мочить водой, этиловым спиртом, перекисью или смазывать мазью.
При химических ожогах промыть обожженное место, не обращая внимания на боль, большим количеством проточной воды (10 – 15 мин), в случае кислых реагентов – раствором бикарбоната натрия (2%-ным), а в случае щелочных – разбавленным раствором борной или уксусной кислот.
При порезах стеклом:
а) промыть рану можно только в случае попадания в нее едких или ядовитых веществ, в остальных случаях, даже если в рану попал песок, ржавчина, промыть ее водой нельзя;
б) нельзя смазывать рану мазями; перед наложением повязки смазать настойкой йода участок вокруг раны;
в) удалять из раны мелкие осколки стекла может только врач.
При отравлении химическими веществами немедленно вызвать врача и одновременно приступить к оказанию первой помощи – если яд попал внутрь – вызвать рвоту, дать выпить большое количество воды.
Рекомендации по составлению письменного отчета о выполненной практической работе.

Для оформления отчета о работе удобно использовать табличную форму.
Ход опыта Наблюдение Уравнение реакции Вывод
«Ход опыта» записывается кратко, вместо словесного описания последовательности действий используется рисунок. Обязательно указываются условия осуществления химических реакций.

В графе «Наблюдения» рисунок или схема поясняются следующими обозначениями:
- образование осадка: ↓ Указывается цвет осадка и его характер (мучнистый, творожистый, студенистый); - выделение газообразного вещества: ↑ Указывается цвет газа, запах, плотность.
В графе «Уравнения реакций» учащиеся могут выражать только сущность реакций ионного обмена, т.е. записывать только сокращенные ионные уравнения реакций. Для окислительно-восстановительных реакций записываются молекулярное уравнение реакции, выражается ее сущность методом электронного баланса или электронно-ионным методом. Указываются названия процессов и функции веществ.
Особого внимания требует заполнение графы «Вывод». Вывод должен соответствовать условию задачи, быть полным и обоснованным.
Лабораторная работа №1
Тема: Изготовление моделей молекул некоторых органических веществ.
Цель: Развитие навыков пространственного изображения молекул метана, этана, бутана и т. д.
Оборудование: Пластилин, спички(зубочистки), транспортир. Учебное пособие Габриелян О.С. «Химия»
Теоретические основы
В предельных углеводородах (алканы) все углеродные атомы находятся в состоянии гибридизации sp3, и образуют одинарные σ – связи. Угол связи составляет 109,28о. Форма молекул правильный тетраэдр.
В молекулах алкенов углеродные атомы находятся в состоянии гибридизации sp2 , и образуют двойные связи σ и π – связи. Угол связи σ составляет 120о, а π – связь распологается перпендикулярно связи σ. Форма молекул правильный треугольник.
В молекулах алкинов углеродные атомы находятся в состоянии гибридизации sp , и образуют тройные связи одну σ и две π – связи. Угол связи σ составляет 180о, а две π – связи распологаются перпендикулярно друг друга. Форма молекул линейная (плоская).
Для пространственного изображения молекул органических веществ важно знать, к какому классу веществ относится соединение, угол связи, форму молекул.
Например: Метан (СH4) относится к классу алканов. Атомы находятся в состоянии гибридизации sp3, значит угол связи 109,28о, форма молекулы тетраэдр, между атомами одинарная σ – связь. Для построения молекулы шаростержневым способом нужно заготовить 4 шара из пластилина. Один шар (атом углерода) большего размера и черного цвета, а три атома (водорода) одинакового размера красного цвета. Соединить шары спичками под углом 109,28о.
Полусферическая модель атома изготавливается также только шары соединяются методом вдавливания в друг друга.
Выполнение работы
1. Изготовление моделей молекул органических веществ СH4, C2H6, C2H4, C2H2.
1.1.Изготовление шаростержневых моделей молекул.
Шаростержневые модели изготавливаются из пластилина и спичек. При изготовлении молекул необходимо знать угол связи и ее кратность.
Атом химического элемента представляется в виде шара. Атом углерода в виде шара изготавливается большего размера, чем атомы водорода и из другого цвета пластилина. Химическая связь изображается металлическими стержнями. Угол химической связи измеряется траспортиром.
1.2.Изготовление полусферических моделей
Полусферические модели изготавливаются из пластилина. Сначала заготавливаются шары для атомов углерода и водорода, затем под определенным углом атомы в виде шаров соединяются друг с другом методом вдавливания. Получаются полусферы атомов.
1.3. Заполните таблицу. Зарисуйте молекулы органических веществ.

Название молекулы, структурная формула, тип связи, угол связи, тип гибридизации, пространственная форма молекулы. Шаростержневая модель молекулы
Полусферическая модель молекулы
1.
Контрольные вопросы
1. Какие бывают органические соединения по строению углеводородного скелета?
2. Какие бывают органические соединения по наличию функциональных групп?
3. Какие вещества называются гомологами?
4. Какие бывают пространственные формы молекул органических веществ?
Лабораторная работа № 2
Тема: Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
Цель работы: применении знаний о качественной реакции на кратные связи для обнаружения непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле.
Оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: бензин, керосин, растительное масло, раствор йода, раствор перманганата калия.
Ход работы:
Выданные вещества разделите на две части и исследуйте их отношение к растворам йода и перманганата калия. Наблюдайте за изменением окраски растворов. Внесите наблюдения в таблицу и сделайте выводы.
Номер пробирки Реагенты для распознавания веществ Наблюдения Выводы
Раствор перманганата калия Раствор йода 1 бензин 2 керосин 3 масло
Лабораторная работа № 3
Тема: Изучение свойств этилового спирта.
Цель работы:
1.  Исследовать химические свойства спиртов.
2.  Закрепить знания по способам получения и химическим свойствам спиртов.
3.  Провести сравнительную характеристику спиртов.
4.  Выработать навыки обращения с химической посудой, реактивами и приборами.
Оборудование: штатив с пробирками, пипетка, спиртовка, медная проволока, фильтровальная бумага.
Реактивы: этиловый спирт, вода, подсолнечное масло, глицерин, сульфид меди.
Теоретические основы
Спирты.
Химические свойства спиртов обусловлены в основном разрывом связи кислород – водород, а связь углерод – кислород остается незатронутой. Спирты амфотерны и обычно не являются ни сильными кислотами, ни сильными основаниями.
Спирты легко взаимодействуют с металлическим натрием:
C2H5OH + 2Na = 2C2H5ONa + H2
Многоатомные спирты взаимодействуют с нерастворимыми основаниями:
СН2ОН H2C ─ O
│ │ Cu
СНОН + Cu(OH)2 → HC ─ O
│ │
СН2ОН H2C ─ OH + 2H2O
синий раствор – глицерат меди
3. При окислении этилового спирта в кислой среде образуется вещество – альдегид, содержащий альдегидную группу.
С2Н5ОН + О = СН3 ─ C ═ O
/
Н уксусный альдегид
Ход работы:
1 Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта. Понюхайте его. Что ощущаете? В другую пробирку прилейте несколько капель выданного вам спирта с помощью пипетки, добавьте 2 мл дистиллированной воды и содержимое взболтайте. Что можно сказать о растворимости этилового спирта в воде?
2 В одну пробирку налейте 1-2 мл дистиллированной воды, а во вторую- 2мл этилового спирта и добавьте в каждую по 2-3 капли подсолнечного масла. Перемешайте содержимое обеих пробирок. Что можно сказать о свойствах этилового спирта как растворителя?
3 На фильтровальную бумагу капните одну каплю воды и чуть поодаль одну каплю этилового спирта. Какая капля быстрее испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе этого опыта.
4 Накалите в пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку до появления черного налета оксида меди ( II) и внесите ее в этиловый спирт, находящийся в выданной вам пробирке. Что наблюдаете? Повторите операцию 4-5 раз. Понюхайте содержимое пробирки. Что ощущаете? Запишите уравнение проведенной реакции.
5 1. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II).
1.1. В пробирку прилейте 4мл воды и прилейте 2мл глицерина. Запишите наблюдения.
1.2. В пробирку прилейте 2мл раствора соли CuSO4 и 4мл раствора щелочи NaOH. К полученному осадку Cu(OH)2 прилейте раствор глицерина. Запишите наблюдения и химическую реакцию.
Лабораторная работа №4.
Тема: Изучение свойств карбоновых кислот.
Цель работы: используя знания о химических свойствах карбоновых кислот и их солей:
1) изучите физические и химические свойства уксусной кислоты;
2) напишите уравнения выполненных реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, указав признаки и условия их протекания.
При выполнении опытов не забывайте соблюдать правила техники безопасности.
Оборудование: Штатив с пробирками, спиртовка, спички.
Реактивы: Магний (порошок), уксусная кислота, раствор фенол-фталеина, сода пищевая, мел, этиловый спирт.
Теоритические основы.
Карбоновые кислоты.
Карбоновыми кислотами называются органические вещества, содержащие одну или несколько карбоксильных групп – СООН.
Химические свойства
1. при диссоциации образуют ионы водорода:
R ─COOH → R─COO- + H+
2. реагируют с активными металлами и их оксидами, со щелочами:
2СН3СООН + К = 2СН3СООК + Н2
ацетат калия

СН3СООН + КОН = СН3СООК + Н2О
3. взаимодействуют со спиртами с образованием сложных эфиров:
СН3 ─ C ═ O + Н ─ O ─ С2Н5 → СН3 ─ C ═ O + Н2О
│ │
ОН О ─ С2Н5
этиловый эфир уксусной кислоты
Ход работы.
Задание 1. Изучение физических и химических свойств уксусной кислоты.
1. Налейте в четыре пробирки по 1 мл уксусной кислоты. Осторожно понюхайте этот раствор. Что ощущаете? Вспомните, где вы применяете уксусную кислоту дома.
2 В одну пробирку с раствором уксусной кислоты добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем нейтрализуйте ее избытком щелочи. Что наблюдаете? Запишите уравнение проведенной реакции.
3 В три оставшиеся пробирки с раствором уксусной кислоты добавьте: в одну - немного порошка магния, в другую – кусочек мела или соды, в третью – этиловый спирт.
Напишите уравнения выполненных реакций.
Запишите вывод о проделанной работе.
Лабораторная работа № 5
Тема: Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.
Цель работы:
Оборудование: Пробирки, штатив, пипетка.
Реактивы: растворы мыла (дав, детское, хозяйственное), раствор стирального порошка, фенолфталеин, раствор солей кальция (мел).
Ход работы:
К 1-2 мл растворов мыла и стирального порошка в отдельных пробирках добавьте по 2-3 капли раствора фенолфталеина. Отметьте окраску растворов. Сделайте вывод, какое из моющих средств лучше использовать для стирки тканей, чувствительных к щелочи (например, шерстяных).
В две пробирки налейте по 3-4 мл жесткой воды (раствора солей кальция, например мел). В одну пробирку добавьте по каплям раствор мыла, а в другую – раствор стирального порошка. После внесения каждой капли содержимое пробирок взбалтывайте.
В каком случае приходится прибавлять больше раствора для образования устойчивой пены? Какой препарат не утрачивает своей моющей способности в жесткой воде? Почему?
Сделайте вывод о проделанной работе.
Лабораторная работа № 6
Тема: «Свойства белков»
Цель: изучить свойства белков
Оборудование: пробирки, пипетка, спиртовка.
Реактивы: раствор куриного белка, раствор гидроксида натрия, раствор медного купороса сульфата меди (II), уксусная кислота.
Ход работы:
1. Цветные «реакции белков»
- Налейте в пробирку раствор куриного белка. Добавьте 5-6 капель гидроксида натрия и взболтайте содержимое пробирки. Прибавьте 5-6 капель раствора сульфата меди (II).
Зафиксируйте наблюдения.
2. Денатурация белка
- Налейте в 4 пробирки раствор белка куриного яйца.
Раствор в первой пробирке нагрейте до кипения.
Во вторую прилейте в 2 раза больший объем органического растворителя (96% этанола) и перемешайте. Образование осадка можно усилить добавлением нескольких капель насыщенного раствора хлорида натрия.
Зафиксируйте наблюдения и объясните.
3. Напишите отчет:
- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;
- составьте схему каждого проведенного опыта, подпишите свои наблюдения на каждом этапе и объяснения происходящих явлений.
- сформулируйте и запишите вывод.
Лабораторная работа №7
Тема: Анализ пищевых продуктов.
Цель работы: используя знания о жирах, углеводах и белках:
1) выделите из предложенных пищевых продуктов жиры, углеводы, белок,
2) с помощью характерных реакций обнаружьте выделенные вещества.
Оборудование. Штатив с пробирками, пипетка, полоски фильтровальной бумаги, шпатель, пинцет, кусочки марли (12 х12 см), горелка спиртовая (спиртовка), спички.
Вещества. Бензин экстракционный, 0,1 %–ный раствор йода, 10 %–ные растворы гидроксида натрия, сульфата меди (ΙΙ), пищевые продукты: мука пшеничная, ломтики белого хлеба, клубни картофеля, фарш мясной, семена подсолнечника (орехи), дистиллированная вода (в стакане).
Ход работы.
Задание 1. Выделение крахмала из муки.
Поместите на кусочек марли около 1 г муки, соедините вместе края и уголки марли так, чтобы образовался мешочек. Зажав пинцетом, перенесите мешочек в стакан, на две трети наполненный водой, и поболтайте его в течение нескольких минут.
Вода в стакане становится мутной из-за отмываемого из муки крахмала, а в марлевом мешочке остается белковая масса (клейковина).
Для обнаружения крахмала в пищевых продуктах прилейте несколько капель раствора йода в стакан с полученной взвесью (смесью). Что вы наблюдаете?
Установите наличие крахмала в клубне картофеля и в хлебе.
Задание 2. Обнаружение белка в мясе.
Поместите в пробирку 1 г мясного фарша, прилейте не более чем на одну треть пробирки воды и кипятите смесь в течение нескольких минут. Отлейте 1,5 – 2 мл полученного бульона в чистую пробирку, разбавьте его равным объемом раствора щелочи и добавьте 4 – 5 капель раствора сульфата меди (ΙΙ).
О чем свидетельствует красно–фиолетовое окрашивание раствора?
Задание 3. Экстрагирование жира из пищевых продуктов.
Насыпьте в сухую пробирку приблизительно на 2 см по ее высоте муку, налейте 2-3 мл бензина и встряхивайте содержимое в течение 1 мин. После отстаивания смеси перенесите несколько капель жидкости на полоску фильтрованной бумаги. После испарения бензина на бумаге останется жирное пятно.
Для обнаружения жира в семенах подсолнечника или орехов на дно ступки положите полоску фильтровальной бумаги, на ней разместите семена подсолнечника (орех) и раздавите их. На бумаге образуется жирное пятно.
Тематика лабораторных работ для 2 курса.
Гидролиз солей.
Жесткость воды и способ ее устранения.
Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
Лабораторная работа № 1
Тема: гидролиз солей.
Цель работы:
Цели.Образовательная – сформировать представление о гидролизе;развивающая – развивать умения писать полные ионные уравнения, определять среду растворов, устанавливать образование кислых или основных солей в реакциях;воспитательная – научить самостоятельно оценивать наблюдаемые явления, развивать познавательный интерес.
Оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: Таблицы «Окраска индикаторов», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»; растворы солей NaCl, Аl2(SO4)3 и Nа2СО3, индикаторы: фенолфталеин, метилоранж.
Ход работы:
Налейте в одну пробирку раствор NaCl, в другую – раствор Na2CO3, в третью – раствор Al2(SO4)3. Проверьте, как изменяется цвет индикаторов, и сделайте выводы. Учтите, что изменение цвета – это признак химической реакции и что реакция обмена идет до конца, если в водном растворе есть ионы, которые связываются. Какие процессы протекают в растворах?Заполните таблицу. Запишите сокращенные ионные и полные ионные уравнения реакций. Сделайте выводы.
Таблица 1
Уравнения реакций гидролиза
Соли,реагирующиес водой соли Сокращенные ионные,полные ионные и молекулярные уравнения реакций СредаСреда
раствора
Хлорид натрия Kарбонат натрия Сульфат алюминия Лабораторная работа № 2
Тема: Жесткость воды и способы ее устранения.
Цель работы: Познакомиться со способами устранения жесткости воды.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка.
Реактивы: жесткая вода, раствор мыла, раствор карбоната натрия.
Ход работы:
В пробирку налейте 3-4 мл выданной вам жесткой воды, а затем добавьте
1 мл раствора мыла. Встряхните пробирку. Что наблюдаете? Продолжайте приливать раствор мыла порциями, встряхивая каждый раз содержимое пробирки до тех пор, пока в ней не появится устойчивая пена. Объясните результат опыта. Запишите уравнение реакции.
В пробирку налейте 1-2 мл жесткой воды и вскипятите ее. Что наблюдаете? Сделайте вывод о типе жесткости воды, если на поверхности содержимого не появится белый налет. В этом случае добавьте в пробирку 1-2 мл раствора карбоната натрия. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Лабораторная работа № 3
Тема: Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
Цель: научиться определять реакцию среды с помощью индикаторов, проводить реакции взаимодействия кислот с металлами, гидроксидов с кислотами, солей со щелочами, металлами и солями.Приборы и реактивы: штатив с пробирками, индикаторная бумага, вода, оксид магния, раствор метилоранж, раствор фенолфталеина, серной кислот, гидроксид натрия, карбоната натрия, сульфата меди, сульфид железа (III), фосфата калия.
Ход работы:
Налейте в 3 пробирки по несколько капель воды и прибавьте в каждую раствор метилоранжа до хорошо заметной окраски. Какой цвет имеет метилоранж в водной среде?
В одну из пробирок добавьте 2-3 капли серной кислоты, а в другую- 2-3 капли гидроксида натрия. Третью пробирку оставьте без изменения для сравнения полученных результатов. Как изменилась окраска растворов?Наблюдения за изменением окраски занесите в таблицу.
Повторите опыт, используя вместо метилоранжа фенолфталеин.
Налейте в пробирку по 2-3 капли серной кислоты, добавьте немного порошка магния. Как взаимодействуют кислоты с металлами? Запишите наблюдения. Составьте уравнения реакций взаимодействия серной кислоты с магнием.
Налейте в пробирку 2-3 капли гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Как изменилась окраска раствора? Добавьте в пробирку 2-3 капли раствора серной кислоты. Запишите наблюдения. Составьте уравнение реакции взаимодействия гидроксида натрия с серной кислотой.
В пробирку к 2-3 каплям раствора сульфата меди прилейте столько же раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Взаимодействуют ли соли с гидроксидами?
Список основной литературы:
Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базоввый уровень: учеб. Для общеобразоват. Учреждений М.: Дрофа, 2011.
Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базоввый уровень: учеб. Для общеобразоват. Учреждений М.: Дрофа, 2011.
Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Основы общей химии. – М., Просвещение, 1989.
Л.А. Цветков. Органическая химия. – М., Просвещение, 1988.

Дополнительная литература1. В.Е. Липатников, В.А. Скоробогатов. Лабораторные работы по неорганической и органической химии. – М., Высшая школа, 1981.2. Справочник по химии. Пособие для учащихся. – М., Просвещение, 1981.3. А.В. Суворов, А.Б. Никольский. Общая химия. – С-Пб., Химия, 1995.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Тема: Химические реакции. Скорость химических реакций.
Цель занятия: научиться проводить различные типы реакций, опытным путем определять зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ.Приборы и реактивы: штатив с пробирками, железный гвоздик, растворы сульфата меди, сульфата магния, карбоната натрия, серной кислоты.Время выполнения: 1 час.^ Ход работы:1.В пробирку прилейте несколько капель сульфата меди и опустите туда железный гвоздик. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции взаимодействия сульфата меди с железом.2. К 2-3 каплям раствора сульфата меди прилейте столько же раствора карбоната натрия. Наблюдения запишите. Составьте уравнение реакции взаимодействия этих веществ.3.К 2-3 каплям раствора карбоната натрия прилейте столько же серной кислоты. Запишите наблюдение. Составьте уравнение реакции.
^ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3Тема: Получение и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.
Оборудование:
Реактивы:
Ход работы:
В пять пробирок налейте по 1-2 мл растворов: в первую – гидроксид натрия, во вторую – серной кислоты, в третью – карбонат калия, в четвертую – хлорида алюминия, в пятую – сульфата натрия. Испытайте действие растворов на универсальную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете?
Лабораторная работа №4.
Тема: Изучение свойств карбоновых кислот. Гидролиз мыла.
Цель работы: используя знания о химических свойствах карбоновых кислот и их солей:
1) изучите физические и химические свойства уксусной кислоты;
2) исследуйте процесс гидролиза мыла;
3) напишите уравнения выполненных реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, указав признаки и условия их протекания.
При выполнении опытов не забывайте соблюдать правила техники безопасности.
Оборудование. Штатив лабораторный, штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, палочка стеклянная, стакан химический (100 мл), горелка спиртовая (спиртовка), спички.
Вещества. Магний (порошок), оксид магния, раствор серной и соляной кислот 1:1, 20 %–ный раствор гидроксида натрия, раствор мыла, 10%–ный раствор карбоната натрия; мыло (стеарат натрия), этанол, спиртовой раствор фенолфталеина, лакмусовая бумага, вода дистиллированная.
Выполнение работы.
Задание 1. Изучение физических и химических свойств уксусной кислоты.
Отметьте физические свойства уксусной кислоты. Прилейте в четыре пробирки 5–7 капель раствора уксусной кислоты. В одну пробирку добавьте несколько капель раствора фенолфталеина, затем нейтрализуйте ее раствором щелочи. В другую пробирку насыпьте в кислоту немного порошка магния. В оставшиеся пробирки уксусной кислоты внесите соответственно оксид магния и раствор карбоната натрия.
Напишите уравнения выполненных реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, указав признаки и условия их протекания.
Задание 2. Исследование процесса гидролиза мыла.
Поместите в пробирку стружки мыла (1 г), прилейте 4 – 5 мл воды и взболтайте смесь в течение 1,5 – 2 минут (при нагревании растворение ускоряется). Поместите в другую пробирку стружки мыла 1г и прилейте 3 - 4 мл этанола. Сравните скорость растворения мыла в воде и спирте.
В обе пробирки добавьте по 3 - 4 капли раствора фенолфталеина. Почему окраска фенолфталеина изменилась только в водном растворе мыла. Составьте уравнения реакций гидролиза мыла в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, считая, что оно состоит и стеарата натрия.
К спиртовому раствору мыла прибавьте по каплям дистиллированную воду. По мере прибавления воды появляется розовое окрашивание, интенсивность окраски постепенно увеличивается. Объясните наблюдаемое явление.
Запишите вывод о проделанной работе.
Лабораторная работа 9.
Тема: Изучение растворимости спиртов в воде.
Цели: познакомиться со свойствами кислородсодержащих органических соединений, которые включают полярную функциональную группу, определяющую их физические и химические свойства; изучить особые свойства многоатомных спиртов; определить роль функциональной группы в формировании физических свойств и химической активности спиртов.
Задачи: Закрепить знания по теме «Спирты».
Оборудование: штатив с пробирками, дистиллированная вода, этанол, глицерин, сульфат меди (II), раствор гидроксида натрия, серной кислоты.
Изучение растворимости спиртов в воде.
В три пробирки наливаем по 1 мл этанола и глицерина.
Рассчитываем относительные молекулярные массы спиртов.
Располагаем пробирки в штативе в порядке увеличения относительной молекулярной массы спиртов.
Добавляем в каждую пробирку по 2 мл дистиллированной воды.
Встряхиваем пробирки.
Наблюдаем за растворимостью спиртов, используя для характеристики слова «хорошо», «ограниченно», «плохо».
Результаты сверяем с табличными.
Название спирта Этанол Глицерин
Структурная формула C2H5OH C3H5(OH)3
Мr 46 Растворимость в воде хорошо плохо
Содержимое пробирок оставляем для выполнения Экспериментальной задачи II.
Тема: Изучение свойств спиртов
Исполнитель Экспериментальная задача I Комментатор
В три пробирки наливаем по 1 мл этанола, пропанола и глицерина. Рассчитываем относительные молекулярные массы спиртов. Располагаем пробирки в штативе в порядке увеличения относительной молекулярной массы спиртов. Добавляем в каждую пробирку по 2 мл дистиллированной воды. Встряхиваем пробирки. Наблюдаем за растворимостью спиртов, используя для характеристики слова «хорошо», «ограниченно», «плохо». Записываем результаты в таблицу. Содержимое пробирок оставляем для выполнения Экспериментальной задачи II Экспериментальная задача I. Уровень II
Изучение растворимости спиртов в воде.
В три пробирки наливаем по 1 мл этанола и глицерина.
Рассчитываем относительные молекулярные массы спиртов.
Располагаем пробирки в штативе в порядке увеличения относительной молекулярной массы спиртов.
Добавляем в каждую пробирку по 2 мл дистиллированной воды.
Наблюдаем за растворимостью спиртов, используя для характеристики слова «хорошо», «ограниченно», «плохо».
Записываем результаты в таблицу.
Название спирта Этанол Глицерин
Структурная формула C3H5(OH)3
Мr Растворимость в воде хорошо Содержимое пробирок оставляем для выполнения Экспериментальной задачи II.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Изучение растворимости спиртов в воде.
В три пробирки наливаем по 1 мл этанола и глицерина.
Рассчитываем относительные молекулярные массы спиртов.
Располагаем пробирки в штативе в порядке увеличения относительной молекулярной массы спиртов.
Добавляем в каждую пробирку по 2 мл дистиллированной воды.
Наблюдаем за растворимостью спиртов.
Записываем результаты в таблицу.
Название спирта Этанол Глицерин
Структурная формула Мr Растворимость в воде Список литературы
1. Ерохин Ю.М. Химия: учебник. - М., ОИЦ «Академия», 2009.
2. Габриелян О.С. Химия: учебное пособие для студентов профессиональных учебных заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., ОИЦ «Академия»,2009
3. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова – М., ОИЦ «Академия», 2009.
4. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М., ОИЦ «Академия», 2008.
5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник. – М., ОИЦ «Академия», 2008.